Государство и право. Их роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 00:48, лекция

Краткое описание

С тех пор как человечество в ходе исторического развития стало на путь регулирования социальных связей (как внутренних, так и внешних), возник вопрос о том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. Взгляды на государство и его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_pravu.docx

— 141.26 Кб (Скачать файл)

Лекция 1.    Государство и право. Их роль в жизни общества.

 

1.1. Государство как социальный  и политический институт.

1.2. Понятие и сущность  государства, механизм государства. 

1.3. Сущность права, его  признаки и функции.

 

 

1.1. Государство как социальный и  политический институт.

 

Теории  происхождения государства

С тех пор как  человечество в ходе исторического  развития стало на путь регулирования  социальных связей (как внутренних, так и внешних), возник вопрос о  том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. Взгляды на государство и его  происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости  от интересов и потребностей общества.

Теории происхождения государства отличаются множеством различных подходов к пониманию государства.

Одной из самых древних является теологическая теория. Суть ее в том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспослана человечеству свыше. Религиозные обоснования этого чудесного преобразования рода человеческого содержатся еще в библейских текстах. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении не только государства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха. Не случайно эта теория была весьма распространена в средние века. Ее ярким представителем в XIIIв. был итальянский философ и богослов Фома Аквинский. Из более близких к нам представителей этой теории можно отметить сторонника королевского абсолютизма во Франции Жозефа де Местра, который отстаивал ее вплоть до середины XIXв. В современном обществе политиков, социологов и юристов, поддерживающих подобные взгляды на государство, почти не встречается. Убежденность в божественном происхождении государства (как и всего того, что существует на Земле) есть только у религиозных, искренне верующих людей. С ними можно не соглашаться, но нельзя не уважать их точку зрения.

Не менее  древней считается патриархальная теория происхождения государства. Она получила обоснование еще в трудах Аристотеля. Согласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой – отец – становится главой государства. Отличие патриархальной теории от теологической в том, что она видела, истоки власти монарха не столько в божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха. Эта теория нашла свое развитие в XVIIв. во взглядах английского мыслителя Роберта Фильмера. В России ее сторонником был Н.К.Михайловский. Как бы ни была привлекательна патриархальная теория, но нет ни одного исторического свидетельства подобного пути возникновения государства. Патриархальная семья возникла вместе с государством, поэтому она никак не может быть причиной его возникновения. Хотя, безусловно, образование больших династических семей сыграло важную роль в переходе к новым организационно-управленческим способам жизнедеятельности общества. Недостаток патриархальной теории в том, что она преувеличивала роль семьи, придавала ей универсальное значение.

Наиболее  теоретически обоснованной и популярной является договорная теория происхождения государства, или, что то же самое, теория общественного договора. Сторонниками этой теории были Дж. Локк и Т. Гоббс в Англии, Ж.Ж.Руссо во Франции, Б.Спиноза в Голландии, А.Н.Радищев в России. Согласно договорной теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Получалось, что государство представляло собой сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы и своей власти особым органам управления. Значимость этой теории в том, что в ней процесс возникновения государства впервые ставится в зависимость от проявления воли людей. Но в этом же состоит ее субъективизм, поэтому люди могут захотеть, а могут и не захотеть объединиться. Теория общественного договора не давала ответа на вопрос о причинах, побуждающих людей добровольно объединяться. Кроме того, считается, что эта теория слишком идиллическая. Сомнительно, чтобы большие сообщества людей по своей воле сознательно лишали себя возможности самостоятельно решать свою судьбу, отдаваясь во власть единоличного правителя.

В XIXв. наибольшее число сторонников получает теория насилия, согласно которой все государства возникли в результате завоевания и порабощения одного народа другим. Основатель этой теории австрийский социолог Людвиг Гумплович считал, что государство создавалось для закрепления власти народа-победителя над побежденными. Подобных взглядов придерживался и Карл Каутский. Действительно, история знает много примеров образования новых государств путем завоеваний одних народов другими. Но по этой же причине многие государства распадались и исчезали, народ-завоеватель как бы растворялся (ассимилировал) в порабощенном. Таким образом, теория насилия не раскрывает сущностных причин происхождения государства, так как, хотя завоевания и отражались на социально-этнической структуре вновь созданного общества, но это были уже вторичные процессы.

Поиски  ответа на вопрос о происхождении  государства не были умозрительными. Большинство юристов, философов, социологов опирались на данные современной  им науки. Так, например, появление в XIXв. теории Ч.Дарвина привело к тому, что биологические закономерности эволюции живых организмов стали распространять на социальные процессы. Так была сформулирована органическая теория происхождения государства, видными представителями которой являлись английский философ Герберт Спенсер и французский социолог Рене Вормс. Согласно этой теории, развитие неорганизованного первобытного общества в процессе естественного отбора и борьба за выживание приводят к объединению людей в государство, которое представляет собой живой организм. Правительство выполняет функцию мозга, а различные слои общества - составные части организма. Идея эта не нова. Еще Платон в IVв. до н.э. сравнивал государство с разумным живым существом, а законы государства – с процессами человеческой психики. Однако также как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно напрямую применять биологические законы на развитие человеческого общества. Хотя определенное рациональное зерно в этой теории есть. Например, некоторые современные политологи считают, что органическая теория указывает на важные геополитические факторы, способствовавшие организации отдельно существующих групп людей в государство.

В XIXв. появляется психологическая теория происхождения государства, которая рассматривала эту проблему в ином аспекте. Основатели этой теории – французский социолог и криминалист Габриэль Тард и русский правовед и социолог Л.И.Петражицкий. Суть данной теории в том, что в людях заложена психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, в условиях коллективного взаимодействия. Считалось, что свойством человеческой психики является потребность подчиняться кому-либо и быть зависимым. Таким образом, предполагалось, что возникновение государства есть следствие психологических закономерностей развития человека. Понятно, что все общественные явления решаются на основе психических актов людей, однако абсолютизировать их роль нельзя. Кроме того, сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий.

Немецкий  социолог К.А.Виттофель в работе «Восточный деспотизм» обосновал так  называемую ирригационную теорию происхождения государства, обосновавшую образование государства необходимостью строительства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных аграрных областях (Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т.п.). Вполне очевидна связь этих процессов с формированием слоя управленцев-чиновников, или менеджериально-бюрократического класса, как его называет К.Витгофель. Грандиозные земельные работы диктовали необходимость жесткого централизованного управления, планирования, учета и подчинения, что возможно лишь в условиях государства. Даже если абстрагироваться от ее слабых мест, данная теория может служить объяснением причин возникновения государства лишь для наиболее засушливых территорий. Поэтому большинство политологов не берут в расчет эту теорию и вместо этого говорят об экологических факторах происхождения государства.

Современные политологи и социологи отдельно выделяют демографический фактор, согласно которому процесс возникновения государства рассматривается в зависимости от численности и плотности проживания населения на конкретной территории

Выделяют  также психологический фактор, связанный с образом жизни того или иного народа Так, например, кочевой образ жизни цыган в сочетании со свободолюбием объясняет отсутствие у них государственных структур. Это обстоятельство можно назвать этнографическим фактором.

Ни одна из перечисленных теорий происхождения  государства не может претендовать на истину в последней инстанции. Это касается и теории, которая  до недавнего времени в официальной  советской науке считалась единственно  верной. Имеется в виду историко-материалистическая теория происхождения государства. В настоящее время ее чаще называют социально-экономической. Справедливости ради следует отметить, что эта теория является наиболее аргументированной и доказательной. Она связана с именами Ф.Энгельса и К.Маркса. Параллельно с ними материалистическое понимание истории обосновал американский этнограф и историк Льюис Генри Морган, выделивший в истории первобытного общества три периода – дикость, варварство и цивилизацию. Эту схему использовал и развил Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно данной теории, процесс образования государства есть не что иное, как процесс вхождения в цивилизацию. Главная движущая сила этого процесса – развитие производительных сил. В результате совершенствования орудий труда и способов организации труда происходят крупные общественные разделения труда (земледелие отделяется от скотоводства, ремесло – от земледелия, торговля выделяется в самостоятельную сферу экономики), образуются излишки продуктов труда, что приводит к возникновению частной собственности и имущественному расслоению общества. Вследствие этого возникает необходимость наличия специальных групп людей, основным занятием которых является охрана сложившихся отношений. Но главное в том, что появляется возможность содержания подобных групп людей, которые не участвуют в процессе производства материальных благ, а призваны регулировать и защищать интересы общества, олицетворяя собой государство. Ф.Энгельс отмечает три формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую. Историко-материалистическая теория происхождения государства включает в себя два подхода. Один из них связывает появление государства с возникновением классов и классовой борьбы. Второй исходит из того, что в результате социально-экономического развития усложняются структура общества, его производительная и распределительная сферы. Необходимость совершенствования управления общественными процессами приводит к возникновению государства. И один, и другой подход не является неуязвимым для критики. Первый трактует государство как орудие насилия, подавления одного класса другим, а второй пытается представить государство в качестве некоего судьи, задающего правила игры и контролирующего их выполнение. Множественность теорий происхождения государства является следствием того, что до сих пор нет однозначного понимания сущности государства.

 

1.2. Понятие и  сущность государства, механизм  государства.

 

 

Сущность государства. Раскрыть сущность государства – значит уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без него. Большинство исследователей считают, что государство есть политическая организация власти. В первобытном обществе на стадии дикости и варварства не было необходимости регулировать общественные отношения с помощью особого аппарата политической власти. Не было и самой политики (так как политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами и другими социальными группами), но была реальная власть. Это власть авторитета вождя племени. Кроме того, многие вопросы общественного устройства решались на основе принятых в данном племени обычаев, традиций, обрядов и т.д. Иначе говоря, существовала стихийная система саморегуляции общественной жизни.

Но впоследствии стал происходить процесс слияния  родов, образования союзов племен, что  привело к смешению обрядов и  обычаев. Рушилась система межличностных  отношений. Возникла необходимость  разработать новые всеобщие регулятивы взаимоотношений между людьми, объединенными  в одно общество, но имеющими различные  интересы и приоритеты. Этот новый  регулятор общественных отношений  не мог больше опираться на власть авторитета. Место власти авторитета постепенно, с жестокой неизбежностью  занимала власть силы, ибо не было другой альтернативы для выживания человеческого  общества.

Исходя  из этого, можно дать одно из определений  государства: государство – это единственно возможная, всеобщая, универсальная политическая форма организации исторически сложившегося общества, обеспечивающая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

«Единственно  возможная» - означает, что пока никто не нашел другой формы существования цивилизованного общества, кроме государства. «Всеобщая» – это значит, что такая политическая организация власти, как государство, присуща всем народам независимо от территории проживания. «Универсальная» – значит, что, сколько бы ни существовало государств в различные исторические эпохи (или в один и тот же исторический период), ни одно из них никогда абсолютно не повторяло черты другого. Характер государств определялся особенностью их исторического развития и спецификой общественных отношений.

Признаки государства:

1. Административно-территориальное  деление (внутренние и внешние  границы).

2. Наличие  населения. Этот признак характеризует  принадлежность людей к данному  государству (гражданство). Именно  через население происходит объединение  людей в общество, где они выступают  в качестве целостного организма,  т.е. государства.

3. Наличие  публичной легитимной власти, имеющей  три ветви: законодательную, исполнительную  и судебную.

4. Обладание  суверенитетом (состояние независимости  государственной власти при решении  как внутренних, так и внешних  задач).

5. Наличие  особого аппарата управления, обеспечивающего  выполнение функций государства.

6. Единая  денежная система, единое экономическое  и правовое пространство.

7. Существование  системы взимания налогов.

8. Наличие  внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

Функции государства – это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. Принято делить функции государства по сферам распространения на внутренние и внешние; по продолжительности действия – на постоянные и временные.

Внутренние функции государства:

1) принятие  законов и контроль за их соблюдением;

2) регулирование  и защита прав и свобод человека  и гражданина;

3) определение  общих программ экономического  развития, формирование государственного  бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

4) осуществление  единой финансовой, кредитно-денежной  и таможенной политики (функция  финансового контроля);

5) обеспечение  точного и полного осуществления  законодательных предписаний всеми  участниками общественных отношений  (функция охраны правопорядка);

6) оказание  социальной помощи нуждающимся  в ней членам общества (социальная  функция);

7) осуществление  мероприятий, направленных на  сохранение и восстановление  природной окружающей среды (экологическая  функция).

Внешние функции государства:

1) осуществление  внешней политики, установление  и координация международных  отношений;

2) заключение  международных договоров по вопросам  войны и мира, экономического  и культурного сотрудничества;

3) обеспечение национальной  безопасности и оборона от  внешних посягательств на территориальную  целостность и суверенитет;

4) определение  статуса государственной границы  и ее защита.

 

Механизм государства, его  органы и их характеристика

Каждое  государство представляет собой  четкую и хорошо структурированную  организацию власти, которая обеспечивает выполнение стоящих перед ним  целей и задач. Звеньями такой  властной структуры являются государственные  органы.

Информация о работе Государство и право. Их роль в жизни общества