Государство и право. Их роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 00:48, лекция

Краткое описание

С тех пор как человечество в ходе исторического развития стало на путь регулирования социальных связей (как внутренних, так и внешних), возник вопрос о том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. Взгляды на государство и его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_pravu.docx

— 141.26 Кб (Скачать файл)

Государственный орган – это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства, который еще называют механизмом государства.

Механизм государства – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его основных интересов.

Обычно  система государственных органов  устанавливается конституцией государства. По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы:

1) представительные  законодательные органы;

2) органы  исполнительной власти;

3) органы  судебной власти.

Представительным законодательным  органом в Российской Федерации является Федеральное Собрание – двухпалатный парламент (Совет Федерации и Государственная Дума). «Парламент» – это общее название государственного органа, который формируется путем выдвижения и избрания народом своих представителей с наделением их властными полномочиями для выработки решений по наиболее важным вопросам общественной жизни. Он может называться по-разному: в США – это конгресс, в Польше – сейм, в Дании – фолькетинг и т.п. Но суть от этого не меняется: он обладает исключительным правом принятия законов, которые общеобязательны для всего населения государства.

Органы исполнительной власти:

а) правительство – высший государственный орган исполнительной власти. Он непосредственно осуществляет управление страной. В Российской Федерации Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров;

б) министерства и ведомства – исполнительные органы государства, которые формируются Правительством, исходя из конкретных задач в отдельных сферах общественной жизни (экономика, социальное строительство, обеспечение безопасности граждан и государства, развитие культуры, науки и т.д.).

На все  органы исполнительной власти возлагается  обязанность организовывать и обеспечивать реализацию принятых законов.

Правоохранительные органы – это органы государства, разрешающие различные имущественные и иные споры, а также контролирующие исполнение законов и определяющие меру взыскания (наказания) за неисполнение законов.

Система судебных органов Российской Федерации:

а) Конституционный  Суд Российской Федерации (не имеет  звеньев);

б) суды общей юрисдикции (имеют три звена);

в) арбитражные  суды (имеют два звена).

Первым звеном судов  общей юрисдикции являются городские (районные) народные суды. Вторым звеном судов общей юрисдикции являются областные (краевые) суды, а также  верховные суды республик в составе  РФ.

Третьим звеном является Верховный Суд Российской Федерации. Это высший судебный орган  по гражданским, административным, уголовным  и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции. Верховный Суд  РФ имеет право осуществлять проверку законности и обоснованности решения  нижестоящими судами конкретных дел. Верховный  Суд РФ может давать разъяснения  по вопросам применения законодательства в судебной практике.

Первым  звеном арбитражных судов являются арбитражные суды краев, областей и  городов федерального значения, а  также высшие арбитражные суды республик  в составе РФ. Вторым звеном является Высший Арбитражный Суд РФ. Это  высший судебный орган по разрешению экономических споров, возникающих  между предприятиями, организациями  по вопросам хозяйственной и производственной деятельности.

Все органы, составляющие механизм (аппарат) государства, должны действовать как единый слаженный  организм- Для этого в большинстве государств вводится институт президентства. Президент Российской Федерации является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п.2 ст.80 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года (в ред. от 10 февраля 1996 года)).

Согласно ст.12 Конституции  РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

От механизма  государства следует отличать механизм функционирования государства. Под механизмом функционирования государства понимается совокупность внутренних факторов и средств, обеспечивающих действие составных частей аппарата государства (т.е. всех его органов) в их взаимозависимости. Рассмотрение механизма функционирования государства позволяет выявить, что приводит в действие механизм государства, что объединяет органы государства, какие факторы способствуют или, напротив, тормозят реальное выполнение функций тем или иным органом государства.

 

Форма государства

Форма государства – это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного (политического) режима.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия – такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалистическую), конституционную (парламентарную).

Абсолютная монархия является не только данью прошлому, но существует и по сей день, например в Саудовской Аравии и Омане. Король Саудовской Аравии или султан Омана создают при себе лишь совещательный орган – совет (ашура). Престол наследует не личность, а правящая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить королем.

Сословно-представительная (дуалистическая) монархия появилась в Европе в XVIIв. как выражение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления она сохранилась в Иордании, Марокко, Княжестве Бутан.

Основные  черты дуалистической монархии:

1) власть  монарха передается по наследству;

2) монарх  назначает правительство, которому  передается законодательная власть;

3) вся  остальная власть принадлежит  монарху, которому подотчетно  правительство.

Конституционная (парламентарная) монархия. В современном мире к государствам с такой формой правления относятся Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия, Таиланд и др. Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:

1) правительство  формируется из парламентского  большинства;

2) лидер  победившей на выборах партии  становится премьер-министром;

3) правительство  подотчетно перед парламентом,  а не перед монархом;

4) законодательные  акты принимаются парламентом  и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом  отлагательного вето;

5) монарх  не может присутствовать на  заседании правительства;

6) монарх  является символом государственности,  играет в основном церемониальную  роль(например, в Японии);

7) единственной  чертой, которая сохранилась от  подлинной монархии в рамках  парламентарной монархии, является  престолонаследие.

Некоторые политологи и теоретики права  считают, что современная форма  ограниченной монархии – это парламентарная монархия. Все же следует считать ограниченной монархией сословно-представительную (дуалистическую) монархию. Парламентарную монархию скорее всего можно охарактеризовать как символическую. В реальной политической жизни парламентарные и конституционные монархии мало чем отличаются от республик.

Республика – форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на парламентские (Австрия, Италия, Германия), президентские (США), смешанного типа (Франция), суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и другие страны Латинской Америки).

Признаки парламентской республики:

1. Правительство  формируется из числа депутатов  парламента, которые являются членами  партии, победившей на выборах.

2. Правительство  подотчетно парламенту и несет  перед ним коллективную ответственность  за свою деятельность.

3. Глава  государства (президент) избирается  парламентом или парламентской  коллегией.

4. Правительство  остается у власти до тех  пор, пока пользуется поддержкой  парламентского большинства.

Признаки президентской республики:

1. Правительство  назначается президентом и утверждается  парламентом.

2. Правительство  подотчетно президенту, а не парламенту.

3. Президент избирается населением  страны путем прямых Выборов  или опосредованно, через коллегию  выборщиков.

4. Президент  может одновременно являться  главой правительства (например, в США).

5. Президент  обладает правом отлагательного  вето на решения парламента, а  также имеет право распустить  парламент и объявить новые  выборы.

Признаки республики смешанного типа:

1. Президент  избирается населением и назначает  Правительство (признак президентской  республики).

2. Правительство  несет ответственность перед  парламентом, который, выразив  недоверие правительству, может  отправить его в отставку (признак  парламентской республики).

Признаки суперпрезидентской республики:

1. Президент  избирается населением и становится  обладателем всей полноты власти  в государстве.

2. Власть  президента ничем не ограничена  и неконтролируема.

3. Президент  без утверждения парламентом  назначает членов правительства,  которые ему подотчетны и которых  он без согласования с парламентом  может отправить в отставку.

4. Президент без  согласования с парламентом может  по своей инициативе объявить  о проведении референдума.

5. Президент  имеет право роспуска парламента, а у парламента нет права  преодоления отлагательного вето  президента и нет права отстранения  президента от должности.

Переходные формы от монархии к  республике.

Выборная монархия. Например, в Малайзии султаны девяти штатов выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Однако избран может быть не каждый, а только наследный султан штата. Аналогично происходит избрание в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Верховную власть осуществляет совет эмиров, который по сути выполняет функции парламента и правительства. Эмиры выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Как правило, им становится эмир самого крупного из семи штатов ОАЭ, эмир штата Абу-Даби.

Монократическая республика. С одной стороны, это республика, так как сначала президент избирается народом, с другой стороны, имеются явные черты монархии, так как затем президент провозглашает себя пожизненным президентом с неписаным правом передачи власти по наследству. Такими республиками являются, например, Тунис, Центрально-Африканская Республика, Экваториальная Гвинея, КНДР.

По своим  признакам монократическая республика близка к суперпрезидентской республике, а выборная монархия близка по сути к абсолютной монархии, так как в таких государствах нет парламента, а конституция октроирована (от франц. octroyer – жаловать), т.е. монарх дает (дарует) народу конституцию, в которой записано, что вся власть (исполнительная, законодательная и судебная) принадлежит ему самому, т.е. монарху. Не случайно переходные формы государственного правления называют еще гибридными.

Форма государственного устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти. Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Признаки унитарного государства:

1. Единые  для всей территории высшие  органы государственной власти, органы государственного управления  и судебные органы.

2. На  всей территории действуют одна  конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная  система, общая налоговая и  кредитная политика.

3. Унитарное  государство может состоять из  областей, краев, округов, провинций,  которые не имеют атрибутов  государственности. По степени  зависимости местных органов  власти от центральных унитарные  государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

4. В рамках  унитарного государства допускается  существование автономий (например, в составе Великобритании – Шотландия и Северная Ирландия).

Информация о работе Государство и право. Их роль в жизни общества