Государственная власть: понятие, свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д.
В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу;
другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам;

Вложенные файлы: 1 файл

Gosudarstvennaya_vlast (1).doc

— 939.50 Кб (Скачать файл)
  1. отсутствие единого гражданства и единой территории;
  1. суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств;
  1. рекомендательный характер актов органов конфедерации; для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения;
  1. нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов;
  1. осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации;
  1. право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов. Конфедерация - временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

К межгосударственным объединениям относятся содружества. Например, до 1946 г. существовало Британское содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ).СНГ было создано в 1991 г. и включает в себя 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции каждого государства. СНГ создано для реализации следующих задач:

  1. сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях;
  2. обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;
  3. формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий и инициатив;
  4. военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ;
  5. борьба с организованной преступностью и др.

Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств - членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь.Для взаимного сотрудничества и координации действий в рамках СНГ созданы следующие органы:Совет глав государств - членов СНГ;

Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств - членов СНГ;

Совет глав правительств;

Совет министров иностранных дел;

Координационно-консультативный комитет;

Экономический совет и Экономический суд;

Совет министров обороны и Штаб по координации военного сотрудничества;

Совет командующих пограничными войсками;

Комиссия по правам человека и др.

Все органы СНГ являются консультативными, выполняют координирующие функции, все решения принимаются с общего согласия и чаще всего носят рекомендательный характер. Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия распределяются на основе долевого участия и устанавливаются специальными соглашениями. Примером такого межгосударственного объединения, как сообщества, может служить союз России и Республики Беларусь, который был оформлен Договором об образовании Сообщества суверенных государств (СНГ) от 2 апреля 1996 г. Был принят Устав союза и учреждены специальные органы: Совет глав государств - высший орган, который представлен главами государств, главами правительств и руководителями палат парламентов обоих государств; Парламентское собрание, формируемое из равного числа парламентариев каждой из сторон (по 20 депутатов) и предназначенное для принятия законов, обязательных для государств - участников союза; Исполнительный комитет - постоянно действующий орган и др. К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например Совет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Федерация. Совет Европы - одна из авторитетных и представительных организаций, которая объединяет в своем составе свыше 40 европейских государств, в то время как другие европейские международные организации по численности значительно уступают Совету Европы.

Это старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г.

Главная цель Совета Европы - содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира. В уставных документах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом:

1) правовое обеспечение  прав и свобод человека;

  1. содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;
  2. поиск современных решений социальных проблем, например, национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, наркоманией;
  3. развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы, помощь государствам Центральной и Восточной Европы в проведении политической, законодательной и конституционной реформ.

Для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответствие с принципами демократии, верховенства права и уважения прав человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм. Приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита прав и свобод человека. Принимая Россию в 1996 г. в Совет Европы, соответствующая комиссия отметила, что "Россия еще не отвечает всем нормам Совета Европы. Однако интеграция предпочтительнее изоляции, а сотрудничество предпочтительнее конфронтации". \

Совет Европы имеет собственные органы. К ним относятся:

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), наделенная консультативными функциями и уполномоченная решать любые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы, принимать рекомендации, которые могут адресоваться как Комитету министров, так и непосредственно правительствам стран-участниц. Именно ПАСЕ рекомендует Комитету министров приглашать или нет конкретное государство в Совет Европы. В ПАСЕ входят делегации от всех государств - членов Совета Европы. Количество представителей определяется пропорционально численности населения страны. Например, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Россия имеют по 18 мест, а такие небольшие государства, как Лихтенштейн, Сан-Марино, - по 2. Эти представители избираются или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов. Лишить их мандата может только ПАСЕ. Полномочия представителей действуют в течение одной сессии ПАСЕ, которая разбивается на четыре раунда. Сессия ПАСЕ продолжается, как правило, пять дней, заседания открытые. Заседает ПАСЕ в Страсбурге (Франция).Комитет министров - главный орган Совета Европы. Он уполномочен принимать решения от имени Совета Европы. Его состав - министры иностранных дел государств-членов. Заседает Комитет два раза в год. Заседания закрытые, по итогам публикуются коммюнике или декларации. Конгресс местных и региональных органов власти Европы - консультативный орган, который состоит из двух палат: одна представляет интересы местного самоуправления, другая - интересы региональных органов власти. Конгресс предназначен обеспечивать участие местных и региональных властей в достижении европейского единства, налаживать межрегиональное сотрудничество, оказывать помощь новым демократическим государствам в создании эффективных местных административных структур. Международный Секретариат, который состоит из 1200 сотрудников, содействующих работе органов Совета Европы, и возглавляется Генеральным секретарем, избираемым на пять лет. Европейский Суд, призванный обеспечивать исполнение Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. государствами - участниками Совета Европы. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе индивидуальных жалоб физических лиц, групп лиц или неправительственных организаций. Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника. Поэтому он не может отменить решение судебных органов конкретного государства. Европейский Суд, рассматривая конкретные жалобы, устанавливает, были ли допущены нарушения Конвенции 1950 г. В то же время Европейский Суд вправе присудить "справедливое удовлетворение претензий" в форме финансовой компенсации материального ущерба или материального вреда, а также возмещения выигравшей стороне всех издержек и расходов. Невыполнение решения Европейского Суда может повлечь приостановление членства в Совете Европы или даже исключение из его состава. Надзор за исполнением решений Европейского Суда, в том числе за своевременной выплатой денежной компенсации, ведет Комитет министров Совета Европы. Со вступлением в Совет Европы Россия, во-первых, получила солидную международную трибуну, через которую может проводить свои национально-государственные интересы; во-вторых, включена в европейское политикоправовое пространство; в-третьих, расширились возможности для прямого сотрудничества с европейскими странами в гуманитарной сфере - науке, образовании, здравоохранении, экологии, культуре и др. Кроме того, Совет Европы становится местом сбора бывших союзных республик, которые уже вступили в его состав или подали заявки на вступление. Совет Европы заключил более полутора сотен европейских конвенций и договоров, наиболее важные среди которых Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987), Европейская хартия местного самоуправления (1985), Европейская социальная хартия (1961), Европейский кодекс социального обеспечения (1964), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (1996) и др. Существуют универсальные объединения государств типа ООН, объединяющей около 200 государств мира. Все указанные выше объединения свидетельствуют об интеграционных процессах, присущих современному мировому сообществу, и рассматриваются как перспективные, хотя некоторые из них представляют собой временные союзы.

14. Место и роль  государства

в политической системе общества. Государство и гражданское общество

Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности". Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

  1. является единственным носителем суверенитета;
  2. обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);
  3. обладает, как правило, монополией на правотворчество;
  4. владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
  5. определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями: может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.;

регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости, примитивности, неразвитости; во-вторых, потому что там вообще не было таких понятий, как "гражданин", "гражданство".

Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое общество, поскольку оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных. Рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны себе подобных. То же самое можно сказать о феодальной системе с его крепостничеством. Но это внешняя, формальная сторона вопроса.

.Однако и в более  позднее время принципиального  различия между обществом и  государством не проводилось. Разделить  их было непросто, ведь государство - форма организации общества. Из этого, конечно, не следует, что общественные и государственно-властные структуры, механизмы полностью и во всех случаях отождествлялись. Но уже В. Гумбольдт, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер и другие философы новой формации разграничивали эти явления, хотя четкой теории на этот счет еще не было.

Очевидным было только хронологическое несовпадение названных категорий. Если государство возникло примерно всего лишь шесть тысячелетий тому назад и в глобальном плане представляет собой сравнительно молодое образование, то общество насчитывает уже свыше полутора миллионов лет, а по последним данным науки - гораздо больше. Но в данном случае речь идет о периоде, когда общество и государство существовали вместе и создавалось впечатление, что это - одно и то же. Понадобилось время, чтобы теоретики увидели разделяющие их грани и убедились в том, что одно есть часть другого.

Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в известной независимости от государства. В этом смысле гражданское общество истолковывалось и как цивильное, частное, т.е. такое, в котором помимо официальных институтов существует не подконтрольный им уклад жизни - область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений, взаимоотношения товаропроизводителей и потребителей.

Речь шла о невмешательстве власти в "гражданские дела" личности, частную жизнь людей. Имелась в виду обособленная социальная среда свободного предпринимательства, инициативы, предприимчивости, где государство должно было выполнять лишь роль "ночного сторожа", "арбитра", "надсмотрщика". Гражданское общество мыслилось как своего рода синоним сугубо рыночных отношений и других форм деятельности, не отождествляемых с официальной властью.

15. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ТЕОРИИ ГОС. И ПРАВА.Методология теории права и государства представляет собой комплекс взаимосвязанных методов (то есть приемов, способов, подходов) и принципов, с помощью которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки. Метод в науке, в научной деятельности - это средство (прием), с помощью которого добывается новое знание либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации. Таким образом, метод науки определяет, каким образом исследуется ее предмет (это способ познания окружающей действительности). В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные-, специальные и частные методы.

Информация о работе Государственная власть: понятие, свойства