Государственная власть: понятие, свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д.
В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу;
другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам;

Вложенные файлы: 1 файл

Gosudarstvennaya_vlast (1).doc

— 939.50 Кб (Скачать файл)

Для языка правовых актов характерна формализованность. Это означает, что соблюдается определенная стандартизация стиля, языковых форм. В нормативном акте неуместны такие литературные средства, как метафора, аллегория, гипербола. Показателем культуры языка правовых актов является словарный состав терминологии. При разработке, составлении правовых актов весьма существенное значение имеет правильное решение вопросов синонимов и омонимов. Речь идет в первом случае о выборе из группы одного из терминов для обозначения понятия, во втором случае, наоборот, имеются в виду разные понятия, словесно выражаемые одинаково.

11.ЗНАЧЕНИИ  ТГП ДЛЯ ЮР.НАУКИ И ПРАКТИКИ. По отношениям к специальным отраслевым юрид.наукам тгп выступает как наука обобщающая: 1. Служит вводной наукой 2. Выступает в качестве общ.науки в правоведении (вопросы толковании норм.актов) 3. Является поправляющей, методологической наукой в праовведении.

Социальные науки, изучающие общественные отношения, урегулированные правом, в комплексе образуют систему юридических наук - правоведение.

В рамках современного правоведения юридические науки объединяются в следующие связанные между собой группы наук:

  1. историкск-теоретические науки;
  2. отраслевые науки;
  3. специальные (межотраслевые) науки;
  4. прикладные (вспомогательные) науки;
  5. науки, и \ чающие зарубежные государезвенно-правовые системы:
  6. науки, и учаютцие международное право.

Для исторг ко-теоретических наук характерным является исследование наиболее общих закономерностей формирования и функционирования различных государственно-правовых систем, теоретических представлений о сущности государства и права, методологии познания правовой реальности. К историко-теоретическим наукам относятся теория государства и права, исто рия iосударства и права, история политических и правовых учений.

К отраслей лм наукам относятся те юридические науки, которые изучают обособленные группы юридически значимых

отношений, сложившихся в данном обществе на современном этапе его развития и урегулированных действующими

источника!» и права. Отраслевыми юридическим науками являются конституционное право, гражданское право, уголовное фаво. гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право, админиетрааивное право, тру довое право, семс иное право, финансовое право, экологическое право, уголовно-исполнительное право.

Межотраслевые науки исследуют однородные общественные отношения (правовые институты), возникающие в сфере правовою юздействия различных отраслей права. Они тесно связаны с отраслевыми науками, но вместе с тем имеют свой самое оягельный предмет изучения. К межотраслевым юридическим наукам относятся криминология, прокурорш ий надзор, правоохранительные органы, коммерческое право, муниципальное право и т. д. Например, предмет

науки «прокурорский надзор» составляют отношения в сфере прокурорской деятельности, возникающие в связи с

необходим



устью обеспечения законности в процессе реализации уголовного, административного, конституционного.

уголовно-пэоцессуального, гражданско-процессуального права.

Прикладны



е науки исследуют юридические аспекты общественных отношений, возникающих в сферах, которые не

судебнаям



имеют непосредственно юридического значения (например, предметом судебной психиатрии являются юридически значимые стношения. возникающие в области общей психиатрии). В связи с этим данные науки требуют специальных познаний в неюридических областях, которые имеют значение («прикладываются») для разрешения юридически значимых ■> сизненных ситуаций. К прикладным юридическим наукам относятся: криминалистика, судебная психиатрия.

щицина, юридическая психология, правовая статистика и т, д.

Науки, изу [ающие зарубежные государственно-правовые системы, рассматривают специфику формирования и функциони рования государственных институтов, особенности структуры и содержания механизмов правового

воздействи! применительно к иностранным государствам. К дайной группе юридических наук относятся:

КОНСТИТУШ



онное право зарубежных стран, сравнительное правоведение, римское право.

Науки, изу шющие международное право, исследуют вопросы, которые связаны с правовым регулированием отношений, складываю цихся в сфере международного (межгосударственного) общения. К данной группе юридических наук следует отнести ме кдунаррдное публичное и международное частное право,

С одной ст



Говоря о м юте и роли теории государства и права в системе юридических наук, следует иметь в виду два обстоятельства.

>роны. теория государства  и права традиционно включается  в группу историко-теоретических наук, что

предполагает тесные связи теории с историей государства и права и историей политико-правовых учений. С другой

стороны, т( ория государства и права является фундаментальной юридической наукой (теоретической базой

правоведе!



ия). что. в свою очередь, предполагает ее тесную связь с отраслевыми, специальными и другими

юридическ



ши науками.

Обстоятел!



ством. позволяющим говорит ь о наиболее тесной связи теории государства и права с историко-

терретичес



■сими науками, является то. что все они изучают государство и право как целостные, взаимосвязанные явления.

Вместе с те



м. в отличие от истории государства и нрава, изучающей особенности становления и развития подитико-

правовых г

политичеси



нетитутов в конкретных- государствах и в конкретные исторические эпохи, а также в отличие от истории их и правовых учений как науки, исследующей эволюцию представлений о государстве и праве в политико

правовой м ысли, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в наиболее общем

(абстрактном) виде, безотносительно к конкретной стране, исторической эпохе, тому или иному мыслителю.

Связь теории государства и права с отраслевыми и прикладными юридическими науками носит двусторонний, взаимный

характер. V



з курса теории государства и права отраслевые, специальные науки черпают информацию о сущности и

содержали: iосновных юридических терминов (норма права, государственный орган, система законодательства.

юридическ



тя ответственность и т. д.). В свою очередь, из отраслевых, специальных, прикладных дисциплин, наук.

изучаю щи?



зарубежные государственно-правовые системы и международное право, теория государства и нрава получает

эмпирический материал, при помощи которого подтверждаются либо опровергаются те или иные теоретические модели.

12.ИСТОЧНИКИ  ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. . Источниками российского права являются: закон, иной нормативный правовой акт, обычай, договор, судебная практика, общие принципы права, международно-правовые акты. Для современной правовой системы России характерно признание приоритетным источником права закона.

Конституция - важнейший источник российской правовой системы. Она может рассматриваться как источник права в следующих значениях:

1. Высшая юридическая  сила Конституции проявляется, во-пер вых, в том, что нормы законов и иных нормативных правовых актов должны соответствовать нормам Конституции, и, во-вторых, в том, что сами законы и иные нормативные правовые акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке.

  1. Конституция России имеет прямое действие.
  1. Российская Конституция в определенной степени формирует структуру федерального законодательства, т.е. в ряде статей оговари вает, какие и в каких случаях должны быть изданы законодательные акты.
  1. Конституция России указывает на особую значимость как источника права гл. 1 «Основы конституционного строя». Никакие по правки, изменения, вносимые в Конституцию, не могут противоречить положениям этой главы. Глава 1 Конституции является источником самого конституционного законодательства.

В качестве источников российского права выступают также федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Роль законов в системе источников российского права будет возрастать. Законы должны быть социально обусловлены и материально обеспечены.

Доминирующая роль закона не исключает, однако, важного значения других факторов, воздействующих на развитие российского права, в том числе его источников.

Что касается иных нормативных правовых актов, то наблюдается расширение «указного законодательства», засилье ведомственного нормотворчества. Весьма важно соответствие иных нормативных правовых актов законам.

В современном российском законодательстве все большее признание получает обычай как источник права. Гражданский кодекс России признает в общей форме, а не для отдельных отношений возможность применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст. 5 и 6 ГК). Применение обычая предусмотрено и Семейным кодексом.

Новым явлением для российской правовой системы является заключение нормативных договоров и соглашений между органами Федерации и ее субъектов. Это договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и органами субъектов Федерации. Первый из таких договоров был заключен 31 марта 1992 г. и получил название Федеративного Договора. Он сыграл важную роль в деле сохранения и упрочения единства России как Федерации нового типа.

Судебная практика занимает важное место в российской правовой системе. Если в советское время признание судебной практики трактовалось как покушение на принципы социалистической законности и верховенства закона, то в современный период все больше ученых-юристов признают судебный прецедент источником российского права. Считается, что Россия в отличие от стран англо-американской правовой семьи пойдет своим путем в деле становления актов судебной власти в качестве источника права. Так, в настоящее время многие решения Конституционного Суда России (например, о неконституционности тех или иных правовых норм), по существу, являются источником права.

Следует отметить, что судебный прецедент имеет качество производного от законодательства: ни одно из судебных решений не должно иметь преимущество перед законом. Вместе с тем признание судебной практики источником правазначительно повысит роль суда и правосудия в жизни общества, придаст российской правовой системе динамизм, повысит эффективность правоприменения.

Общие принципы права являются источником российского права. Они могут использоваться как источники права в двух случаях:

во-первых, в случае наличия пробела в праве, когда необходимо применение аналогии права;

во-вторых, в случае издания таких нормативных правовых актов, необходимость принятия которых прямо вытекает из принципов права.

Международно-правовые акты признаются важнейшими источниками российского права. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Порядок реализации указанных норм международного права весьма разнообразен для разных отношений, и практика их применения все более расширяется. Она охватывает не только сферу частного права (гражданского, семейного, трудового), но и права публичного, что прежде всего относится к деятельности правоохранительных органов и судов.

Органы государственной власти в своей деятельности обязаны не только соблюдать нормы международного права, но и принимать в пределах своей компетенции меры, необходимые для их соблюдения.

Следует обратить внимание также на право каждого российского гражданина (в соответствии с международными договорами Российской Федерации) обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, например, в Европейский суд по правам человека, в соответствующие комиссии и комитеты ООН, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В основе признания права граждан на обращение в межгосударственные органы лежат:

во-первых, процесс возрастания роли международных организаций в деле защиты прав и свобод человека; во-вторых, признание Россией юрисдикции межгосударственных органов по защите прав и свобод человека.

Таким образом, система источников российского права отражает традиционную для всех стран романо-германской правовой семьи концепцию, согласно которой право не создается априорным путем и не содержится исключительно в законодательных нормах.

13. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ОБЪЕДНЕНИЯ:ПОНЯТИЯ И ВИДЫ. Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям относят конфедерацию. Между тем она представляет собой государственно-правовое объединение суверенных государств.Термин "конфедерация" латинского происхождения и обозначает "сообщество". В учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют.На современном этапе конфедеративных объединений в "чистом" виде не существует.Конфедерации присущи следующие особенности:

  1. сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;
  1. она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер;
  1. для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;

Информация о работе Государственная власть: понятие, свойства