Государственная власть: понятие, свойства, формы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 01:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы - рассмотрение понятия, свойств и формы осуществления государственной власти.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
- определяется понятие государственной власти;
- рассматриваются признаки государственной власти;
- раскрываются формы и методы осуществления государственной власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие государственной власти……………………………………5
2. Признаки государственной власти………………………………....13
3. Формы и методы осуществления государственной власти……..21
Заключение……………………………………………………………….30
Список используемых источников……………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

7823_gos_vlast.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра истории, теории государства и права и конституционного права

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Теория государства и права»

 на тему:

«Государственная власть: понятие, свойства, формы осуществления»

 

 

 

 

 

Студент                                                                                        Закурдаев А. Ю.


                                                                          подпись                             дата

Группа ЮР-13-2

 

Проверил преподаватель                                                            Притченко Е. Г.


                                                     подпись                               дата         

 

 

 

 

Липецк 2014 
Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие государственной власти……………………………………5

2. Признаки государственной власти………………………………....13

3. Формы и методы осуществления государственной власти……..21

Заключение……………………………………………………………….30

Список используемых источников……………………………………31

 

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что власть - это сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.

Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Необходимость социальной власти в коллективах проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути "присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д..

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти.

Цель настоящей курсовой работы  - рассмотрение понятия, свойств и формы осуществления государственной власти.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:

- определяется понятие  государственной власти;

- рассматриваются признаки государственной власти;

- раскрываются формы и методы осуществления государственной власти.

Объектом данного исследования являются теоретические изыскания ученых-правоведов относительно государственной власти.

Предмет данной курсовой работы – свойства государственной власти и формы ее осуществления.

Теоретической базой исследования послужили труды И.А. Исаева, Н.Г. Салищевой, Н.Ю. Хаманевой, И.В. Солонько, Ю.Н. Старилова, В.Е. Чиркина и др.

В данном исследовании были использованы следующие методы: анализ, сравнительно-правовой, метод дедукции и индукции.

 

1. Понятие государственной власти

Сущность понятия "государственная власть" в настоящее время до конца не познана и поэтому является предметом изучения таких наук, как социология, философия, история, теория государства и права.

Как очевидно, указанное понятие состоит из двух многогранных и до настоящего времени дискуссионных терминов - "государство" и "власть", каждый из которых необходимо рассмотреть.

Власть является категорией, к которой обращались практически все исследователи, начиная с Древних Греции, Рима, Китая, Индии и вплоть до наших дней. Однако продолжительность изучения не повлияла на единообразие подходов к определению этого понятия. По мнению В.Г. Ледяева, это вызвано тем, что лишь немногие исследователи обращаются к анализу области и пределов применения данного понятия, его содержательной специфики и места в общей понятийной структуре1.

Понятие "власть" трактуется неоднозначно даже учеными-филологами. В словаре русского языка С.И. Ожегова власть - это право и возможность распоряжаться кем- или чем-либо, подчинять своей воле, а также политическое господство, государственное управление и органы его2. В других источниках власть определяется как право управления государством, политическое господство, и одновременно это органы государственного управления, правительство3. Налицо дуализм понятий.

Как известно, большинство понятий рассматривается в широком (философском, общесоциологическом) и узком смыслах, не является исключением из этого правила и понятие "власть".

Практически во всех определениях власти, данных советскими учеными, доминирует идея господства одного субъекта властеотношения над другим, насильственное подчинение последнего воле и интересам первого, осуществляемое при помощи принуждения. Основой таких выводов послужили взгляды классиков марксизма-ленинизма, рассматривавших власть в качестве отношения, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой - подчинение подвластного воле властвующего4.

В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе понятие "власть" связывается с концепциями властных отношений, созданными на базе определенного философского или общесоциологического учения5. Так, сторонники классической теории власти рассматривают ее как ens realissimum ("реальное сущее" - лат.) политики, высший уровень политического действия и его первопричину, являющуюся количественно и качественно измеряемым материальным благом, существующим только в поле потенциального конфликта и проявляющимся в одностороннем отношении - от причины (власть) к действию (вынужденное изменение поведения слабой стороны).

Сторонники консенсусной теории считают, что власть соответствует человеческой способности не только действовать и что-то предпринимать, но и объединяться с другими, действовать в согласии с ними.

Реляционный подход в определении понятия "власть" включает в себя три направления: теорию сопротивления, теорию обмена ресурсами и теорию раздела зон влияния. Общим моментом всех трех теорий является интерпретация властеотношения как отношения двух партнеров, воздействующих друг на друга в процессе взаимодействия.

Проанализировав все названные выше теории, можно обобщить перечисленные в них признаки власти:

- властеотношение характеризуется наличием двух субъектов, обладающих неравными правами и обязанностями; кроме того, властвующий принуждает подвластного к совершению действий или к бездействию в той мере, в какой это удовлетворяет его интересам и потребностям, применяя для этого все возможные методы;

- имеет программно-целевой  характер вследствие наделения  одного из субъектов властеотношения  индивидуальным либо групповым  сознанием, осуществляющим планирование  и прогноз событий во имя  достижения конкретного результата;

- является разновидностью  и механизмом регулирования тех  ресурсов и потребностей, сил  и возможностей, которыми располагает  каждое конкретное общество;

- непосредственно  зависит от уровня социально-культурного  развития общества;

- носит политический характер, структурирована и иерархизирована в той мере, в какой структурированы и иерархизированы социальные отношения в данном обществе.

Таким образом, власть представляет собой механизм существования и развития всякой социальной общности, соответствующей достигнутому характеру и уровню общественной жизни, характеризующейся подчинением воли отдельных субъектов властеотношения и их объединений руководящей в данном сообществе воле, подкрепленной возможностью принудительного ее исполнения.

Для определения понятия "власть" в узком смысле (через понятие "государство") также выработано множество подходов (нормативистский, теологический, естественно-правовой, культурологический и др6.). Некоторыми учеными государство определяется как "основная политическая организация классового общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры"7, как "политическая организация общества во главе с правительством и его органами, а также страна с такой политической организацией"8 или как "социально-политическая организация, действующая на определенной территории и обладающая на ней высшей властью"9.

Анализ вышеприведенных определений показывает, что существование государства немыслимо без наличия власти, понятия "государственная власть" и "политическая власть" органично связаны, а термины "государственная власть" и "политическая власть" синонимичны (хотя есть и противники этого утверждения).

Таким образом, государство представляет собой организацию публичной власти, необходимую как для достижения удовлетворения интересов и потребностей отдельных классов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

В ходе развития мировой и отечественной истории процесс возникновения государства, а с ним и государственной власти в различных регионах протекал по-разному. Под влиянием этих особенностей зарождения государства и государственной власти по мере смены общественно-экономических формаций, политических режимов и в силу особенностей формы правления и государственного устройства формировались различные точки зрения на сущность понятий "власть" и "государственная власть".

В нашей стране понятие "государственная власть" конституционально персонифицировано, т.е. содержит действующий субъект - государство в лице его органов, которым народ делегирует принадлежащую ему власть10.

В современной отечественной научной литературе имеется как минимум четыре подхода к определению понятия "государственная власть":

как системы государственных органов11;

как особого волевого отношения (в котором одной из сторон является особый политический субъект - государство, его орган или должностное лицо12);

как системы полномочий (подтверждением характеристик государственной власти как совокупности властных полномочий служит практика реализации федеративных отношений в Российской Федерации. Разделение власти на федеральном уровне есть не что иное, как разделение компетенции13);

как функции (сами органы власти и акты, ими принимаемые, являются функциями власти подобно тому, как и вообще все функции, осуществляемые отдельными органами живого14. Власть рассматривается как необходимая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей любого коллектива15).

Использование термина "государственная власть" в нормотворчестве указывает на то, что законодатель также неоднозначно трактует содержание данного понятия. Например, в контексте ст. 10 Конституции Российской Федерации очевидно, что государственная власть отождествляется с реализацией властных полномочий, но никак не с самими органами власти.

Общая логика построения конституционных норм позволяет говорить о неоднозначности рассмотрения власти. Так, ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации содержит положение о запрете присвоения или захвата власти в стране ("власть" = "полномочие"), а ст. 18 подразумевает под властью органы власти, указывая, что деятельность власти определяется правами и свободами человека и гражданина.

Информация о работе Государственная власть: понятие, свойства, формы осуществления