Экономическая коррупция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:59, реферат

Краткое описание

Основные задачи, которые ставятся в работе следующие: понять методологию анализа коррупционной деятельности; причины и следствия коррупции; выгоды от коррупции; отразить негативные стороны коррупции; выявить возможные причины, вызывающие коррупцию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая коррупция
1.1. Понятие экономической коррупции 5
1.2. Перечень наиболее коррупциогенных должностей в сфере экономики 6
1.3. Перечень видов (составов) коррупционных правонарушений в сфере экономики и их классификация 7
1.4. Коррупционные преступления в сфере экономики 9
1.5. Причины и условия (факторы) роста экономической коррупции. Их классификация 12
Глава 2. Конфликт интересов по-российски — сращивание бюрократии и бизнеса 20
2.1. О базовых подходах к противодействию сращиванию бюрократии и бизнеса 23
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая коррупция.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение  3

Глава 1. Экономическая коррупция

   1.1. Понятие экономической коррупции 5

1.2. Перечень наиболее коррупциогенных должностей в сфере экономики 6

1.3. Перечень видов (составов) коррупционных правонарушений в сфере экономики и их классификация 7

1.4. Коррупционные преступления в сфере экономики 9

1.5. Причины и условия (факторы) роста экономической коррупции. Их классификация 12

Глава 2. Конфликт интересов по-российски — сращивание бюрократии и бизнеса 20

   2.1. О базовых подходах к противодействию сращиванию бюрократии и бизнеса 23

Заключение 24

Список используемой литературы 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы научной работы обусловлена тем, что в тех или иных формах коррупция присуща любой экономической системе. В современном мире она превратилась в такое социальное явление, которое восприниматься уже не просто как одно из неизбежных, сопутствующих цивилизации зол, а как зло, несущее с собой глобальные угрозы национальной безопасности отдельных государств и даже безопасности всего мира. Коррупция в современной России стала системным фактором, оказывающим негативное влияние на эффективное функционирование государственного аппарата, общества и отдельных граждан.

Опасность коррупции  заключается не только в экономических  потерях, вызывающих падение качества жизни населения, но и в негативном воздействии на эффективность работы государственных служащих, снижении качества управления обществом, ухудшении геополитического положения страны, либо вообще в разрушении государства как суверенной единицы. Коррупция стала негативным фактором, подрывающим авторитет власти, разрушающим государственность, ослабляющим экономику, сильно подрывающим авторитет страны на мировой арене и, в конечном итоге, создающим угрозу национальной безопасности страны. В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в Российской Федерации, не обходится без упоминания о необходимости решительной борьбы с коррупцией. Коррумпированность нынешней российской системы государственного управления, отдельных ведомств, предпринимательских структур, вовлеченность в систему коррупционных отношений значительного числа россиян давно стали проблемой, вызывающей повышенное внимание общества.

Поэтому особое внимание этой проблеме уделено со стороны Президента РФ. Вмешательство бюрократии во все сферы общества мешает развитию демократии, порождает коррупцию и правовой нигилизм, заявил

Президент РФ Дмитрий  Медведев, выступая в Кремле с ежегодным Посланием Федеральному Собранию.

"Государственный аппарат  у нас - это и самый большой  работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе  суд, сам себе партия и сам  себе, в конечном счете, народ.  Такая система абсолютно не  эффективна и создает только  одно - коррупцию. Она порождает массовый правовой нигилизм", - сказал Президент.

Коррупция в современной  России стала системным фактором, оказывающим негативное влияние  на поступательное развитие общества и представляющим собой реальную угрозу функционированию публичной  власти, верховенству закона, демократии и правам человека, социальной справедливости. Коррупция затрудняет экономическое развитие и угрожает нормальному функционированию рыночной экономики, что предполагает создание эффективного организационно-экономического и правового механизмов противодействия коррупции.

Основные задачи, которые ставятся в работе следующие: понять методологию анализа коррупционной деятельности; причины и следствия коррупции; выгоды от коррупции; отразить негативные стороны коррупции; выявить возможные причины, вызывающие коррупцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая  коррупция

1.1.Понятие экономической коррупции

Целью настоящего исследования является определение сущности экономической  коррупции, её видов, причин и условий.

Под экономической коррупцией понимается подкуп (получение, обещание, предложение, дача или вымогательство взятки) или же любое другое незаконное использование лицом своего публичного статуса, связанное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для любых других лиц, вопреки охраняемым законом экономическим интересам гражданина, юридического лица, общества или государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу вне зависимости от совершения данных деяний лично или через посредников.

Охраняемые законом  экономические интересы гражданина, юридического лица, общества или государства – это непротиворечащие Конституции РФ, иному законодательству, международным договорам и принятым в соответствии с ними нормативным правовым актам права, полномочия и свободы в сферах собственности (отношения владения пользования и распоряжения имуществом) и экономической деятельности (отношения производства, обмена, распределения и потребления товаров, в том числе услуг).

К лицам, имеющим публичный статус, относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие должностные или иные служебные обязанности в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях (в том числе иностранных и международных). А также лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях, иных коммерческих — в том числе иностранных — организациях.

К экономической коррупции целесообразно относить также подкуп публичных лиц юридическими лицами (например, на основе решений коллегиальных органов управления), который в настоящее время не квалифицируется как преступление или административное правонарушение. Коррупция является оборотной стороной деятельности любого централизованного государства, которое претендует на широкий учет и контроль.

1.2. Перечень наиболее коррупциогенных должностей в сфере экономики:   

  • должностные лица федеральных, региональных и местных органов власти, наделенные полномочиями по осуществлению контроля за правильностью проведения государственных и муниципальных торгов (Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы);
  • руководители и члены комиссий исполнительных органов власти, наделенных полномочиями по лицензированию отдельных видов экономической деятельности и контролю за соблюдением лицензионных условий и требований;
  • руководители и иные должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с КоАП РФ и нормативными правовыми актами об административных правонарушениях субъектов РФ принимать решения о составлении протоколов и (или) наложении административных наказаний за совершение правонарушений в сфере экономики;
  • следователи, дознаватели, начальники органов дознания, начальники следственных подразделений органов государственной власти, уполномоченные в соответствии с УПК РФ принимать решения о возбуждении, приостановлении и прекращении уголовного преследования по делам об экономических преступлениях (МВД, ФСБ, прокуратура, Федеральная таможенная служба);
  • мировые судьи, судьи федеральных судов общей юрисдикции, уполномоченные рассматривать административные дела об оспаривании решений должностных лиц, затрагивающих экономические интересы граждан и организаций, о наложении административных наказаний за совершение экономических административных правонарушений, а также рассматривать уголовные дела об экономических преступлениях;
  • судьи арбитражных судов;
  • судьи конституционных (уставных) судов в части рассмотрения вопросов признания несоответствующими конституциям (уставам) законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, ограничивающих экономические интересы юридических и физических лиц.
  • должностные лица, имеющие полномочия главных распорядителей и распорядителей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств бюджетополучателей, а также составления и размещения предложений на проведение конкурсных торгов;
  • председатели, члены и сотрудники аппарата конкурсных комиссий органов государственной власти и местного самоуправления по проведению государственных и муниципальных торгов.

 

1.3. Перечень видов (составов) коррупционных правонарушений в сфере экономики и их классификация

Под сферой экономики, согласно действующему с 1 января 1997 г. Уголовному кодексу РФ (раздел VIII УК РФ), понимаются — отношения собственности (гл. 21 УК РФ), отношения экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) и служебные отношения в коммерческом и некоммерческом негосударственном секторах (гл. 23 УК РФ).

Следует выделять составы  четырех видов коррупционных  правонарушений в сфере экономики: гражданско-правовые деликты, административные правонарушения, дисциплинарные правонарушения, преступления.

К гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, предусмотренных гл. 32 ГК РФ, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных гл. 39 того же Кодекса. Коррупционные гражданско-правовые деликты, как правило, выражаются в:

•   принятии в дар  и дарении подарков государственным  служащим и служащим органов муниципальных  образований в связи с их должностным положением или с исполнением последними служебных обязанностей, при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда (п. 3 ст. 575 ГК РФ);

•   принятии в дар  и дарение подарков любой стоимости  в отношениях между коммерческими  организациями (п. 4 ст. 575 ГК РФ).

Коррупционные дисциплинарные проступки в сфере  экономики — вид коррупционных правонарушений, выражающихся в использовании государственным, муниципальным служащим или иным публичным лицом, либо служащим коммерческой или иной негосударственной организации своего статуса для получения преимуществ, вопреки установленному законодательством (иным нормативным регулированием) порядку несения соответствующей службы, за которые предусмотрено дисциплинарное взыскание (например, осуществление сотрудником органа внутренних дел предпринимательской деятельности, вопреки ч. 2 ст. 10 Положения о службе в органах внутренних дел).

К административным коррупционным правонарушениям  в сфере экономики следует относить обладающие признаками экономического коррупционного поведения и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

К административным коррупционным правонарушениям относятся противоправные, виновные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность следующими статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях:

 

  • непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17);
  • незаконное использование денежных средств кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума (ст. 5.18);
  • использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным "блоком, инициативной группой по проведению референдумов (ст. 5.19);
  • финансирование избирательной кампании, кампании референдума помимо избирательных фондов, фондов референдума и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки (ст. 5.20);
  • нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (ст. 5.50);
  • мелкое хищение (ст. 7.27 — в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты);
  • нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14);
  • использование служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21);
  • а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими административную ответственность за административные коррупционные правонарушения в сфере экономики.

 

1.4. Коррупционные преступления в сфере экономики

I. Коррупционные преступления в сфере экономики в форме подкупи:

  • незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа (ст. 183 УК РФ);
  • подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ);
  • коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);
  • организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК РФ) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, предусмотренных ч.ч. 2, 3 или 4 ст. 290, ч. 2 ст. 291, ч. 2 ст. 4 309 УК РФ;
  • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  • провокация взятки или коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ);
  • подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа (ст. 309 УК РФ).

II. Иные коррупционные преступления в сфере экономики:

  • невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145 УК РФ);
  • мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 159 УК РФ);
  • присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 160 УК РФ);
  • хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ), в случаях совершения соответствующего деяния лицом путем мошенничества, присвоения или растраты с использованием своего служебного положения;
  • регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);
  • контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ) при наличии корыстной или иной личной заинтересованности у виновного;
  • злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ);
  • злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ), совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;
  • организация преступного сообщества (преступной организации), совершенная лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 210), для совершения иных коррупционных тяжких или особо тяжких преступлений, предусмотренных — п. «в» ч. 2 ст. 159; п. «в» ч. 2 ст. 160; ст. 164, п. «б» ч. 3 ст. 188, ч. 2 ст. 203, п. «в» ч. 2 ст. 221, п. «в» ч. 2 ст. 226, ч. 2 или 3 ст. 285, ч. 2 или 3 ст. 286 УК РФ;
  • хищение или вымогательство ядерных материалов, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 221 УК РФ);
  • хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 226 УК РФ);
  • хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 229 УК РФ);
  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (статья 2851 УК РФ);
  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285 УК РФ);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности;
  • присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ) при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.

Информация о работе Экономическая коррупция