Экономическая коррупция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:59, реферат

Краткое описание

Основные задачи, которые ставятся в работе следующие: понять методологию анализа коррупционной деятельности; причины и следствия коррупции; выгоды от коррупции; отразить негативные стороны коррупции; выявить возможные причины, вызывающие коррупцию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая коррупция
1.1. Понятие экономической коррупции 5
1.2. Перечень наиболее коррупциогенных должностей в сфере экономики 6
1.3. Перечень видов (составов) коррупционных правонарушений в сфере экономики и их классификация 7
1.4. Коррупционные преступления в сфере экономики 9
1.5. Причины и условия (факторы) роста экономической коррупции. Их классификация 12
Глава 2. Конфликт интересов по-российски — сращивание бюрократии и бизнеса 20
2.1. О базовых подходах к противодействию сращиванию бюрократии и бизнеса 23
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая коррупция.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня, к сожалению, можно говорить о том, что проблема коррупции в России вошла в  систему, и несет угрозу безопасности и успешному развитию страны и  общества в целом. Она тесно связана  с другими видами преступности, как традиционными для любого общества, так и новой, смертельной угрозой - терроризмом и транснациональной организованной преступностью. Вспомним, что банальная взятка на посту ДПС привела боевиков в роддом Буденновска, а поддельные паспорта для террористов, захвативших Дом культуры на Дубровке, за сравнительно небольшие деньги оформлялись в столичном ОВИРе. Это лишь самые вопиющие примеры того, к каким последствиям порой может привести коррупция среди чиновников не самого высокого ранга. Несложно себе представить последствия от принятия (или непринятия) госслужащим любого другого "материально мотивированного" решения, влияющего, так или иначе, на экономическую, экологическую или государственную безопасность.

 

Глава 2. Конфликт интересов по-российски — сращивание бюрократии и бизнеса

Сращивание бюрократии и бизнеса не является собственно российским «изобретением» и известно в мире с того момента, когда чиновник научился незаконно использовать свои властные полномочия и возможности  для непосредственного осуществления предпринимательской деятельности.

Для целей настоящей  работы под сращиванием бюрократии и бизнеса понимается непосредственное (открытое или завуалированное) противоправное участие чиновников (лиц, занимающих государственные должности, государственных и муниципальных служащих) в предпринимательской деятельности.

От сращивания бюрократии и бизнеса следует отличать феномен  «крыши» — коррупционный феномен, проявляющийся в виде навязываемых чиновниками коммерческим организациям псевдоуслуг по защите их интересов от законного и незаконного вмешательства со стороны контролирующих и правоохранительных органов. А также добросовестных и недобросовестных действий со стороны конкурентов, от различных форм вымогательства со стороны преступных сообществ и отдельных преступников.

Принципиальная разница  между так называемым «крышеванием»  и сращиванием бюрократии и бизнеса  состоит в том, что в первом случае коррумпированный чиновник остается, по сути, наемным персоналом, слугой или, в лучшем случае, опекуном (даже с учетом того обстоятельства, что подобный «персонал» трудно уволить «по инициативе администрации»). А во втором — чиновник является явным или латентным хозяином бизнеса, получающим львиную долю прибыли.

Период, когда высокопоставленное чиновничество без каких-либо опасений непосредственно выступало в качестве учредителей и высшего менеджмента коммерческих организаций (включая коммерческие организации с крайне сомнительной деловой репутацией), в основе закончился с завершением XX в. и «эпохи Ельцина». Стихийно возникший новый «этический кодекс» лиц, занимающих государственные должности, уже не поощряет откровенно вызывающее экономическое поведение, угрожающее их репутации.

Большинство из тех, кто  в девяностых годах прошлого века занимал высшие должности в российских органах исполнительной (реже — законодательной) власти, стали успешными предпринимателями еще в период своего пребывания у власти. В наибольшей степени этот вывод относится к тем, кто занимал крупные посты в сфере управления экономикой в целом, а также оборота углеводородного сырья, банковской деятельности, телекоммуникаций, финансов.

Число типичных для современной  России форм сращивания бизнеса и бюрократии относительно невелико. Это:

  • учреждение нового предприятия (главным образом, посредством родственников и свойственников) или долевое участие в учреждении нового предприятия, которому в дальнейшем предоставляются — с использованием полномочий соответствующего чиновника — льготы и преимущества, оказывается общее благоприятствование;
  • получение права собственности на коммерческую организацию или долей в ее уставном капитале в качестве платы за услуги (отказ от уголовного преследования или контрольной проверки, их прекращение; организация уголовного или административного преследования конкурентов; предоставление государственного закупочного контракта, субсидий без конкурса или в обход конкурса и т. п.);
  • «госрейдерство» — захват чиновниками контроля над коммерческой организацией (включая навязывание компании своих менеджеров, получения долей в уставном капитале через родственников и свойственников), в том числе — посредством фальсификации документов, подкупа судей и судебных приставов.

Несмотря на то, что  рейдерство (недружественный захват и поглощение предприятий) является изначально западным ноу-хау, оно прижилось  и в современной рыночной России, став основной формой перераспределения  собственности после периода  насильственного ее передела преступными сообществами в 90-х гг. прошлого века.

Суть рейдерства состоит  в создании условий, при которых  законный владелец предприятия вынужден отказаться от своего права собственности на него в пользу того или иного лица. Особенностью современного российского рейдерства является так называемое «госрейдерство», т. е. активное участие в качестве его организаторов и выгодополучателей чиновников (нередко руководителей правоохранительных органов), их родственников и свойственников.

Госрейдерство может легко маскироваться как под политику депривати-зации (новой национализации) в стратегически важных отраслях экономики, так и под политику новой национализации, направленной на повышение эффективности управления государственной собственностью посредством преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества.

Одним из наиболее распространенных инструментов госрейдерства является проведение собраний акционеров, на которых избирается новое руководство компании без участия прежних основных собственников.

Если речь идет о рейдерском захвате предприятий в интересах руководителей правоохранительных органов и судей либо высокопоставленных чиновников — лиц, занимающих государственные должности, то подобных случаях нередко происходит зачет взаимных обязательств или применяются схемы нематериальных расчетов между соучастниками:

  1. «позитивные» — продвижение по должности, присвоение внеочередного специального звания или классного чина, представление к государственным наградам и почетным званиям, включение в избирательный список, «устройство» ребенка на бюджетное место в <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font

Информация о работе Экономическая коррупция