Экономические меры борьбы с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:15, контрольная работа

Краткое описание

Проблема коррупции стоит перед Россией не одно столетие, но с таким ее разгулом, какой мы наблюдаем сегодня, страна в своей истории еще не сталкивалась. Даже непрофессионально проводимые опросы граждан показывают серьёзный уровень озабоченности этой проблемой.
У большинства ученых, занимавшихся различными аспектами проблемы борьбы с коррупцией, сложилось достаточно обоснованное мнение, что только средствами уголовного законодательства, т.е. путем ужесточения санкций за преступления и иные правонарушения, эффективно решить задачи борьбы и предупреждения коррупции невозможно.

Вложенные файлы: 1 файл

титульный.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Юридический факультет

 

 

Кафедра конституционного и административного права

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Антикоррупционная политика в России»

на тему:

 «Экономические меры борьбы с коррупцией»

 

 

 

 

Выполнила

студентка 3 группы БкПЮЗ-2012

Курносова Н.С.

 

Проверил

зав. кафедрой, к.ю.н.

Абезин Д.А.

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2013

Проблема коррупции  стоит перед Россией не одно столетие, но с таким ее разгулом, какой  мы наблюдаем сегодня, страна в своей  истории еще не сталкивалась. Даже непрофессионально проводимые опросы граждан показывают серьёзный уровень озабоченности  этой проблемой. 

У большинства  ученых, занимавшихся различными аспектами  проблемы борьбы с коррупцией, сложилось  достаточно обоснованное мнение, что  только средствами уголовного законодательства, т.е. путем ужесточения санкций за преступления и иные правонарушения, эффективно решить задачи борьбы и предупреждения коррупции невозможно. Наиболее точно эта мысль выражена у профессора В.В. Лунеева, который в одной из своих работ писал: «…ключ к минимизации преступности, особенно коррупционной и организованной, лежит не столько в направлении преступников в тюрьму (что недостаточно эффективно), сколько в четкой правовой организации всех сфер жизни и деятельности в стране средствами различных отраслей права, что является более эффективным средством социально-правового контроля преступности».

Предупредительное воздействие  на детерминанты коррупции должно стать  основным направлением борьбы с нею. Практика показала, что коррупцию  легче предупредить, чем устранять  ее последствия. Антикоррупционные меры должны повышать трудности и риск коррупционного поведения. Недаром мерам предупреждения коррупции в Конвенция ООН против коррупции отведена целая глава (Глава II «Меры по предупреждению коррупции»), состоящая из 10 статей. Согласно статье 5 этой Конвенции «1. Каждое Государство – участник, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности.

Каждое государство – участник стремится устанавливать и поощрять эффективные виды практики, направленные на предупреждение коррупции…».

Говоря об общем предупреждении коррупции, следует исходить из того, что позитивные изменения в обществе и государстве, ликвидация последствий  непродуманных реформ в экономике  и политике, преодоление макроэкономических отклонений от устойчивого состояния системы, совершенствование политических, социальных и иных институтов объективно будут способствовать этому. Общей профилактике обычно присущи признаки масштабности, всеохватности и разносторонности, комплексности и взаимозависимости, непрерывности и радикальности, в силу которых она в итоге становится хорошей основой для специального предупреждения тех или иных негативных явлений.

Общим условием должен стать отказ  от использования коррупции как  средства формирования, становления и развития новых общественных отношений, создания социальной опоры рыночных отношений.

Исходя из того, что общесоциальное предупреждение охватывает крупные, имеющие  долговременный характер, виды социальной практики, возможно предложить следующие экономические меры общего предупреждения коррупции.

Прежде всего, это обеспечение  экономического роста, увеличение валового внутреннего продукта. При этом во главу проводимых экономических  реформ должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. Во многом эти задачи могут быть решены за счет изменения экономической политики в целях структурной перестройки и модификации национальной экономики и развития ее реального сектора (отраслей материального производства, в том числе высокотехнологичных и наукоемких), создания надежной финансовой и банковской систем, стабилизации отношений собственности и устранения дефектов управления государственной и муниципальной собственностью, защиты конкурентного пространства, совершенствования налоговой политики. Реализация перечисленных мероприятий невозможна без усиления роли государства в экономике. Однако государственное регулирование экономики не должно быть повсеместным, всепроникающим и всеобъемлющим.

Экономика нуждается в сложном  комплексе государственных мер, именуемых «экономической политикой», т.е. в совокупности мер, направленных на упорядочение хода экономических процессов, оказание влияния на них или непосредственное предопределение их протекания. Государственное регулирование должно проводиться не только в отношении естественных монополий, стратегически важных отраслей и объектов экономики, но и других экономических субъектов, в том числе путем принятия ясных, прозрачных правил их деятельности. Государство должно обеспечивать конкуренцию везде, где возможно его регулирующее воздействие и оно необходимо. Уровень правовой регуляции экономических отношений должен обеспечиваться через принятие федеральных законов, а также базовых кодифицированных нормативных правовых актов.

Известно, что государственное регулирование не существует без налаженной системы контроля исполнения субъектами экономики действующих правил и других предписаний, т.е. комплекс первоочередных мер должен включать в себя не только создание, но и организацию деятельности такой системы.

Не менее важным условием экономического подъема и предупреждения коррупции  является преодоление оставшегося  от централизованной экономики слияния  экономики и власти, при котором  органы управления экономикой были ее крупнейшими субъектами. Следует воплотить в жизнь принцип естественного разделения труда между властными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и экономическими субъектами. Рассматриваемое разделение может быть достигнуто путем запрета на участие государственных служащих в деятельности коммерческих организаций различной формы собственности, в том числе в их органах управления.

Между тем, многочисленные исследования, проводимые, в том числе и в Академии управления МВД России, свидетельствуют, что в крупных корпорациях, где все еще остаются доли государства в акционерном капитале, распространено непосредственное участие чиновников высшего уровня в работе руководящих органов этих корпораций.

Создание благоприятных условий  для конкуренции невозможно без стройной и прозрачной административной системы регулирования рыночных механизмов, в том числе путем:

а) резкого сужения широких дискреционных  полномочий должностных лиц, занимающихся аккредитацией, сертификацией, лицензированием, регистрацией, разрешительной или иной подобной деятельностью от имени государства в сфере экономики, а также сведения этих полномочий, имеющих в своей основе оценочный, субъективный характер, к техническим функциям;

б) введение, где возможно, принципов:

- уведомительной регистрации предпринимательских структур взамен разрешительной;

- «одного окна», когда все  основные инстанции, необходимые  для ведения бизнеса сосредоточены  в одном месте, что сводит  к минимуму время принятия  решения и контактов государственных  или муниципальных служащих с заявителями;

- «позитивного административного  молчания» - ситуации, при которой  отсутствие отрицательного ответа  или запроса дополнительной информации  на заявление и обращение в  государственный или муниципальный  орган оценивается как положительный ответ;

в) установления «прозрачности» процедуры  принятия решения о выделении  льгот и преференций, иных преимуществ  участникам экономических отношений  в условиях строго контроля за деятельностью  чиновников.

Сегодня Россия нуждается в формировании благоприятного инвестиционного климата, т.е. объективных условий для производства и субъективных условий для вложений капитала и получения прибыли. Ввиду недостаточно привлекательных объективных условий упор целесообразно перенести на создание благоприятных субъективных условий. Это может быть осуществимо при следующих условиях. Полностью должны быть исключено предоставление неоправданных льгот и преференций экономическим субъектам. Обязательным условием размещения контрактов или иных заказов от имени государства должна стать прозрачность проводимых конкурсов с жестко установленными условиями и ясными конкурсными параметрами, а также последующий контроль за исполнением победителем условий конкурса и соблюдением им международного и российского законодательства. Это вполне реализуемо в случае принятия единых, предельно ясных правовых основ конкурсного распределения бюджетных средств, государственных заказов, обеспечивающих процесс «прозрачности». Именно необходимости установления системы мер обеспечения прозрачности, конкуренции и объективности государственных закупок посвящена статья 9 «Публичные закупки и управление публичными финансами» Конвенции ООН против коррупции.

Как отмечалось выше, в сфере экономики  общее предупреждение коррупции  имеет и другое направление. Это - упорядочение и стабилизация отношений собственности и налаживание механизмов использования и управления государственной и муниципальными собственностью и другими активами. Начать следует с инвентаризации всей собственности и активов, а также пассивов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, их полный аудит с реальной оценкой экономической эффективности использования. Итогом этой деятельности должно стать повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью в любых ее формах и видах. В числе возможных путей можно отметить:

- неукоснительное соблюдение законодательства, в том числе и предусмотренное  пунктом «г» части 1 статьи 114 Конституции  РФ положение о том, что именно  Правительство РФ «осуществляет управление федеральной собственностью»;

- четкое законодательное установление  оснований и порядка управления  государственными пакетами акций  в акционерных обществах и  иными государственными активами, а также внедрение системы  действенного контроля над их использованием;

- создание механизма реальной  ответственности за результаты  деятельности по распоряжению  общественными активами.

Другой, не менее значимый комплекс мер, связан со структурной перестройкой и модификацией российской национальной экономики, преодолением ее затратности и разбалансированности.

Среди предлагаемых мер  следует выделить:

- перераспределение валового  внутреннего продукта из сферы потребления в сферу материального производства, в основном высокотехнологичного, наукоемкого, в образование, науку, в том числе фундаментальную;

- перераспределение добавленной  стоимости от экспортно-ориентированных  отраслей экономики в пользу ее внутренне ориентированного сектора (к примеру, путем перераспределения природной ренты или путем передачи недр пользователям в концессии);

- надлежащее антимонопольное  регулирование экономической деятельности  со стороны государства, в том  числе «естественных монополий», использование им наряду с антимонопольным законодательством и прав собственника;

- переориентация во  внешнеторговой деятельности с  импорта готовых товаров на  ввоз производственных капиталов,  технологий и оборудования для  производства (в основном, массы промышленной продукции для широкого потребителя);

- открытость в принятии  экономически важных решений.

В денежно-кредитной сфере  необходимы сокращение инфляции, постепенное  вытеснение из экономики страны иностранной  валюты как средства платежа с одновременным созданием условий для укрепления и стабилизации национальной валюты.

Также целесообразны  следующие меры:

а) сокращение наличного  денежного оборота и перевод  его в безналичную форму;

б) создание: системы гарантированного проведения безналичных платежей, в том числе осуществляемых государством; условий действительной, а не декларируемой свободы рынков и конкуренции в банковской сфере; «прозрачности» банковской деятельности;

в) сокращение доли финансово-спекулятивных  и торгово-финансовых операций в банках;

г) снижение ставки рефинансирования до уровня ниже нормальной прибыльности в промышленности, транспорте, связи  и т.д.;

д) строгое разделение депозитной и инвестиционной деятельности банков с категорическим запретом депозитным банкам приобретать собственность и инвестировать аккумулированные средства в рискованные проекты;

е) размещение государственных  средств в коммерческих банках под  залог, признаваемый государством абсолютно  ликвидным, с оплатой в государственный  бюджет средств за использование бюджетных денег.

Информация о работе Экономические меры борьбы с коррупцией