Шпаргалка по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 15:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Право"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по праву.docx

— 214.89 Кб (Скачать файл)

 

12. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Начало их действия определяется моментом вступления в юридическую силу.

В действующем законодательстве существует 3 способа установления этого момента:

во-первых, нормативно-правовой акт вступает в силу со времени его издания;

во-вторых, время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования нормативно-правового  акта;

в-третьих, нормативно-правовой акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем самом.

Продолжительностью действия нормативно-правового  акта считается время, которое проходит с момента вступления его в  силу и до момента прекращения  действия.

Нормативно-правовые акты считаются  утратившими силу и прекратившими  действие по следующим основаниям:

1. В результате прямого указания  об отмене, содержащегося либо  в тексте вновь принятого акта, либо в решении специально  на то уполномоченных органов  государства.

2. В связи с принятием нового  нормативно-правового акта, заменившего  ранее действовавший, если даже  старый акт формально не отменен.

3. По истечении срока действия, установленного в самом нормативно-правовом  акте.

Теперь рассмотрим, как действует  нормативно-правовой акт в пространстве. Его действие ограничивается определенной территорией государства.

Под территорией государства следует  понимать все сухопутное и водное пространство внутри государственных  границ страны, воздушное пространство над ней, ее недра.

К ней, кроме того, относится территория посольств и миссий государства  за границей, военные корабли и  торговые суда в открытом море. Территория субъектов Российской Федерации  определяется как пространство внутри их границ.

Однако следует иметь в виду, что законом допускается возможность  применения норм данного государства  к гражданам и юридическим  лицам, находящимся за границей. Так, уголовная ответственность граждан  наступает по законам Российской Федерации и в тех случаях, когда преступление совершено ими  за границей.

Территория Российской Федерации  включает территорию ее субъектов.

В условиях интеграции государств в  мировое сообщество особое значение приобретает возможность применения международных актов к внутригосударственным  отношениям. Более того, в Конституции  РФ записано, что если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора. Здесь уже  идет речь о приоритете международных  актов над внутренним законодательством.

Что же касается действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, то прежде всего  следует иметь в виду, что они  создаются с непосредственной целью  распространения на граждан данного  государства.

Вместе с тем нормативно-правовые акты действуют и в отношении  иностранцев и лиц без гражданства  в той мере, в какой это касается их статуса. При этом принимается  во внимание принцип взаимности в  международных отношениях. Так, например, по взаимной договоренности могут приравниваться дипломы об образовании, то есть признаваться их одинаковая значимость на территориях  договаривающихся государств.

Иностранцы и лица без гражданства  обязаны соблюдать и исполнять  законодательство государства, на территории которого они находятся, и нести  за его нарушение соответствующую  форму ответственности, вплоть до уголовной. Исключением из этого правила  являются лишь дипломатические представители  и другие лица, указанные в законах  и международных соглашениях. Ответственность  этой категории лиц разрешается  дипломатическим путем.

Говоря о действии нормативно-правовых актов по кругу лиц в отношении  граждан данного государства, важно  иметь в виду, что имеются особые акты, которые распространяют свое действие только на соответствующую  категорию граждан (военнослужащие, студенты, пенсионеры и т.д.).

Федеративная форма организации  государственной власти обусловливает  и избирательный характер действия соответствующих актов государственных  органов по кругу лиц. Так, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации  распространяют свое действие только на лиц, проживающих в пределах их территорий.

 

13.Источники  российского права

Обратим теперь внимание на формальные источники российского  права. Для того чтобы осветить вопрос об источниках современного российского  права, нужно прежде всего подчеркнуть, что речь идет о праве, основным источником которого является закон.

Российское право  – это преимущественно законодательное  право. Оно развивается главным образом законодательным путем и характеризуется бурным обновлением текущего законодательства в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 г. и изданием важных нормативных правовых актов.

Конституция Российской Федерации  закрепляет следующие фундаментальные  принципы системы источников права.

Во-первых, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защиту прав человека и гражданина – обязанностью государства (ст. 2). Конституция признает права и свободы человека «непосредственно действующими» (ст. 18). Все это означает, что любой закон или иной нормативный акт может считаться правомерным только при условии соблюдения им прав человека.

Во-вторых, признание за Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством верховенства и высшей юридической силы на всей территории России (п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 15). Все законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Принцип верховенства законов регулируется с учетом особенностей разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

В-третьих, закрепление приоритета общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерацией перед национальным правом (п. 4 ст. 15).

Источниками российского  права являются: закон, иной нормативный  правовой акт, обычай, договор, судебная практика, общие принципы права, международно-правовые акты.

Для современной  правовой системы России характерно признание приоритетным источником права закона.

Конституция –  важнейший источник российской правовой системы. Она может рассматриваться как источник права в следующих значениях:

Высшая юридическая сила Конституции проявляется, во-первых, в том, что нормы законов и  иных нормативных правовых актов  должны соответствовать нормам Конституции, и, во-вторых, в том, что сами законы и иные нормативные правовые акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке.

Конституция России имеет  прямое действие.

В качестве источников российского  права выступают также федеральные  конституционные законы, федеральные  законы и законы субъектов Российской Федерации. Роль законов в системе  источников российского права будет  возрастать. Законы должны быть социально  обусловлены и материально обеспечены.

Доминирующая роль закона не исключает, однако, важного значения других факторов, воздействующих на развитие российского права, в том числе его источников.

Что касается иных нормативных  правовых актов, то наблюдается расширение «указного законодательства», засилье  ведомственного нормотворчества. Весьма важно соответствие иных нормативных  правовых актов законам.

В современном российском законодательстве все большее признание  получает обычай как источник права. Гражданский кодекс России признает в общей форме, а не для отдельных  отношений возможность применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст. 5 и 6 ГК). Применение обычая предусмотрено и Семейным кодексом.

Новым явлением для российской правовой системы является заключение нормативных договоров и соглашений между органами Федерации и ее субъектов. Это договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и органами субъектов Федерации. Первый из таких договоров был заключен 31 марта 1992 г. и получил название Федеративного Договора. Он сыграл важную роль в деле сохранения и упрочения единства России как Федерации нового типа.

Судебная практика занимает важное место в российской правовой системе. Если в советское время  признание судебной практики трактовалось как покушение на принципы социалистической законности и верховенства закона, то в современный период все больше ученых-юристов признают судебный прецедент  источником российского права. Считается, что Россия в отличие от стран  англо-американской правовой семьи  пойдет своим путем в деле становления  актов судебной власти в качестве источника права. Так, в настоящее  время многие решения Конституционного Суда России (например, о неконституционности тех или иных правовых норм), по существу, являются источником права.

Следует отметить, что судебный прецедент имеет качество производного от законодательства: ни одно из судебных решений не должно иметь преимущество перед законом. Вместе с тем признание судебной практики источником права значительно повысит роль суда и правосудия в жизни общества, придаст российской правовой системе динамизм, повысит эффективность правоприменения.

Общие принципы права являются источником российского права. Они  могут использоваться как источники права в двух случаях:

во-первых, в случае наличия  пробела в праве, когда необходимо применение аналогии права;

во-вторых, в случае издания  таких нормативных правовых актов, необходимость принятия которых  прямо вытекает из принципов права.

Международно-правовые акты признаются важнейшими источниками  российского права. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Порядок реализации указанных норм международного права  весьма разнообразен для разных отношений, и практика их применения все более  расширяется. Она охватывает не только сферу частного права (гражданского, семейного, трудового), но и права  публичного, что прежде всего относится  к деятельности правоохранительных органов и судов.

Органы государственной  власти в своей деятельности обязаны  не только соблюдать нормы международного права, но и принимать в пределах своей компетенции меры, необходимые  для их соблюдения.

Следует обратить внимание также на право каждого российского гражданина (в соответствии с международными договорами Российской Федерации) обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, например, в Европейский суд по правам человека, в соответствующие комиссии и комитеты ООН, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В основе признания права граждан на обращение в межгосударственные органы лежат:

во-первых, процесс возрастания  роли международных организаций  в деле защиты прав и свобод человека;

во-вторых, признание Россией  юрисдикции межгосударственных органов  по защите прав и свобод человека.

Таким образом, система источников российского права отражает традиционную для всех стран романо-германской правовой семьи концепцию, согласно которой право не создается априорным  путем и не содержится исключительно  в законодательных нормах.


 

 

 

14. Понятие, форма конституции  РФ

Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

Форма Конституции РФ - это  объективное выражение Конституции  РФ в общественно-правовой действительности.

Виды форм Конституции  РФ:

- Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).

- Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

- Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

 

15. Сущность содержание и юридические свойства основного закона РФ

Именно с понятием конституции  связана ее сущность: основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в ее отношениях с человеком и обществом.

Сущность Конституции проявляется  через ее основные юридические свойства, т. е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа:

  • выступает в качестве основного закона государства;
  • обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);
  • выполняет роль основы всей правовой системы страны;
  • стабильна.

Иногда к свойствам (чертам) конституции  относят и другие признаки – легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.

 

16. Структура

Непосредственно структуру Конституции  России можно отобразить следующим  образом:

  • Преамбула
  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
    • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
    • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
    • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
    • Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
    • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)
  • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

 

17. Понятие,  структура и виды правового  статуса человека и гражданина

Правовой статус - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

а) правовые нормы;

б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;

в) основные права, свободы и обязанности;

г) законные интересы;

д) гражданство;

е) юридическая ответственность;

ж) правовые принципы;

з) правоотношения.

В зависимости от перечисленных  критериев различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус.

Набор правовых статусов велик, но в  теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся  на их характеристике более подробно.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.

Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.

Специальный или родовой  статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

Таким образом, рассмотренные три  вида статуса соотносятся между  собой как общее, особенное и  единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

Общий правовой статус у всех один, специальных - множество, в зависимости  от особенностей правового положения  отдельных категорий людей, а  индивидуальных ровно столько, сколько  физических лиц, проживающих на территории определенного государства.

 

18. Основные  права, свободы, обязанности человека  и гражданина

Обладание правами, которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность  быть самостоятельным субъектом, способным  самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения  личности и государства не исчерпываются  обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории  конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно  обеспечить права и свободы граждан. 
 
  
 
1. Понятие и виды основных прав и свобод человека и гражданина РФ 
 
Конституционные права и свободы  человека и гражданина – это его  неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения ( в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие  ядро правового статуса личности. 
 
Глава 2 Конституции включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным  правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющие основание, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято квалифицировать на три группы: личные, политические и социально-экономические. 
 
   1). Личные права и свободы. 
 
Право на  жизнь (ст. 20 Конституции). Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. 
 
   До настоящего времени  государство сохраняло  за собой право при определенных условиях принудительно лишить человека жизни, подвергнув его смертной казни. В силу чрезвычайности такой меры, условия применения смертной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч.2 ст.20 смертная казнь сохраняется временно. 
 
Право на охрану государством достоинства личности (ст.21). Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Конституция устанавливает,  что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. 
 
Право на неприкосновенность личности (ст.22). Заключается в том, что никто не вправе насильственно  ограничить свободу человека распоряжаться своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражей иначе, как на основании судебного решения. 
 
Право неприкосновенности жилища (ст.25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. 
 
Право человека на защиту своего честного имени (ст.23). Установлено впервые , причем установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда. 
 
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну(ст.24) проявляется в запрещении без  согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни. 
 
Свобода передвижения. В ч.1 ст27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно  выезжать  за ее пределы и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в нее (ч.2 ст.27). 
 
Право определять и указывать национальную принадлежность( ст.26).  Никто не может быть принужден к определению своей национальности. 
 
Свобода совести , свобода вероисповедания. В соответствии со ст.28 Конституции каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать  индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. 
 
Свобода мысли и слова, право свободно искать , получать, предавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29).Конституция признает, что никто не может быть принужден  к выражению своих нений и убеждений и отказу от них. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения общественным достоянием. 
 
2). Политические права и свободы. 
 
Право участвовать в управлении  делами государства (ст.32). Рассматриваемое право  осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан  в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.  Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ст. 32, ч.5) в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. 
 
Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные, коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33). Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются  в форму заявления, либо жалобы, либо предложения. 
 
Право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст30). Это право дает гражданам возможность  использовать в указанных целях различные формы совместной организованной  общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч.2 ст.30). 
 
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование  (ст31). Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц, запрещается использование указанного права для насильственного изменения конституционного строя РФ, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. 
 
2). Социально-экономические права и свободы. 
 
Право каждого на свободное использование  своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34). Конституция устанавливает запрет  на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34). 
 
Право частной собственности (ст.35). Конституция признает и защищает частную собственность, расширяет гарантии ее охраны. В ч.3  ст. 35  установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только  при условии предварительного и равноценного возмещения. Закрепляется право граждан  и их объединений  иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжения землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов других лиц (ч.1, 2 ст.36). 
 
Право человека в сфере труда (ст.37). Конституцией данное право сформулировано применительно  к рыночной экономике. Основной упор  сделан на закрепление  свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. 
 
Право на отдых ( ч.5 ст.37). Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. 
 
Охрана семьи, защищенность материнства и детства (ст.38). Развернутая система  материальных гарантий  материнства и детства определяет перечень различного рода пособий ,денежных и иных выплат, связанных с беременностью, воспитанием детей и т.д. 
 
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, в иных, установленных законом случаях. (ч.1 ст.39) 
 
Право на жилище (ст.40) Оно включает 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;2) поощрение органами государственной власти  и органами местного самоуправления жилищного строительства; бесплатное или за доступную плату предоставление  жилища малоимущим. 
 
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь( ст.41 )предполагает бесплатность последней  в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. 
 
Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42). 
 
Право на образование (ст.43). Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего  , основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 
 
Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст.44). 
 
  
 
2. Основные обязанности человека и гражданина РФ 
 
 Соблюдение Конституции и законов (ч.2 ст.15). Эта обязанность распространяется и на неграждан. Соблюдение Конституции и законов – всеобщее правило, не знающее исключений. Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. Граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. Речь идет о соблюдении действующего российского законодательства. 
 
Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч.5 ст.13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых  направлены на насильственное  изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. 
 
Уважение прав и свобод других лиц. Ч. 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав  и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. 
 
Забота о детях и нетрудоспособных родителях(ч.2 и ч.3 ст.  38 Конституции). Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не  в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. 
 
Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого  гражданина обязанность  получить основное общее образование, а на родителей, или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч.4 ст.43 Конституции). 
 
Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44 Конституции). 
 
Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить налоги и сборы (ст.57 Конституции). За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты  налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность. Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в налоговом законодательстве. Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. 
 
Сохранение природы и окружающей среды. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и человека. Конституция РФ гласит: «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам» (ст.58). Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность. 
 
Защита Отечества. Конституция РФ объявляет защиту Отечества  «долгом и обязанностью  гражданина РФ» (ст.59). Однако существует много граждан, убеждениям которых или вероисповеданию противоречит несение воинской службы. В этих, а также иных установленных случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. 
 
  
 
3. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ 
 
1). Общие гарантии прав и свобод  человека и гражданина. 
 
Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции , неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст.45,46, 53, 55,56, 60,61. 
 
Защита прав и свобод – обязанность  государства. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45) Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение РФ (регулирование и защита), так и в ведение субъектов РФ (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод  входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. 
 
Самозащита прав и свобод. Человеку предоставлено право самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы защиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений. Закон «Об оружии» от 20.0593 г. предусматривает право на приобретение и использование оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям.  
 
Судебная защита. Российская Конституция  гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.46). В суд могут быть обжалованы  решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц. Суд осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод  граждан перед любыми акциями государства. 
 
Международная защита. Конституция РФ предоставляет  право каждому обращаться с жалобой  в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях РФ. 
 
Возмещение вреда. Согласно ст.53 Конституции РФ «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах. По действующему законодательству, например, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу и т.д. 
 
Неотменяемость прав и свобод. Ч.2 ст.55 Конституции устанавливает, что в России законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод. В то же время Конституцией допускается  возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые  осуществляются  только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях. 
 
Возраст. Конституцией РФ установлено, что российский гражданин  может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Конституционные права граждане имеют и в более раннем возрасте, реализуя их через законных представителей. 
 
2). Конституционные гарантии правосудия. 
 
Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального законодательства и направлены на исключении произвола в судебном разбирательстве. 
 
Гарантии подсудности. Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен  права на рассмотрение его дела  в том суде и тем судьей,  к подсудности которых оно отнесено законом. Эта гарантия  в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское  судопроизводство. Важной гарантией демократического правосудия выступает суд присяжных. Конституция гарантирует обвиняемому в совершении преступления право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. 
 
Право на юридическую помощь.  Это право предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату. Адвокат независим и строит свои отношения с клиентом на основании конфиденциальности. Помощь адвоката подлежит оплате. Но поскольку не каждый человек в состоянии оплачивать эту помощь, Конституция устанавливает, что в случаях, когда это предусмотрено законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 
 
Конституция предоставляет каждому задержанному, заключенному, обвиняемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48). 
 
Презумпция невиновности (ст.49 ). Данная гарантия запрещает обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Конституция подчеркивает, что  вина должна быть доказана  в предусмотренном федеральным законом порядке, что предполагает соблюдение права на защиту и других процессуальных гарантий обвиняемому. 
 
Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Еще одна важная грань презумпции невиновности: неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. 
 
Запрет повторного осуждения. В ст.50 Конституции содержится гарантия, гласящая, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Т.о., уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело. 
 
Недействительность незаконно полученных доказательств( ч.2 ст 50). Не могут использоваться доказательства, при получении которых допущены унижение достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, злоупотребление семейной тайной и т. д. Другими словами, не признаются доказательством никакие сведения, полученные  с нарушением прав и свобод человека и гражданина. 
 
Право на пересмотр приговора. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или смягчении наказания. 
 
Гарантии от самообвинения. Человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. От него нельзя также требовать свидетельств против супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. 
 
Права потерпевших. Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку  причинен моральный, физический вред, то этот вред подлежит возмещению. 
 
Государство  обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Закон (УПК) охраняет права потерпевших от преступления, предоставляет им определенные процессуальные права. Ряд уголовных дел  подлежит возбуждению только по жалобе потерпевшего, от них зависит и прекращение дела в случае примирения с обвиняемым. 
 
Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, имеет право потребовать возмещения этого ущерба. 
 
Но права  потерпевшего гарантируются Конституцией РФ (ст.52) также и в отношении «злоупотребления властью» что означает возможность  судебного обжалования действий должностного лица, которые, не являясь преступлением нарушают закон. 
 
Запрет обратной силы закона. Конституция РФ (ст.54)  закрепляет, что закон, устанавливающий или отягчающий  ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Информация о работе Шпаргалка по "Праву"