Шпаргалка по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 15:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Право"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по праву.docx

— 214.89 Кб (Скачать файл)

 

25. Понятие, признаки, виды государственных органов

Орган государства - это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. Государственный орган (ГО) – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:

  • 1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;
  • 2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;
  • 3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;
  • 4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;
  • 5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
  • 6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;
  • 7. Имеют соответствующую материальную базу;
  • 8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;
  • 9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.

Классификация государственных органов:

1) По порядку образования:

  • - органы, избираемые непосредственно народом;
  • - органы, формируемые другими государственными органами.

2) По способу принятия решений:

  • - коллегиальные (Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ);
  • - единоличные представлены одним лицом (Президент РФ, Ген. прокурор РФ).

3) По характеру компетенции:

  • - органы общей компетенции - круг вопросов, по которым принимаются властные решения, охватывает многие сферы общественной жизни (экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и др.);
  • - специальной компетенции - специализируется на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

4) По принципу разделения властей:

  • - законодательные;
  • - исполнительные;
  • - судебные.

5) По иерархии:

  • - высшие - распространяют свои полномочия на территорию всего государства;
  • - местные – функционируют в административно-территориальных единицах и их полномочия распространяются только на эти регионы.

6) По правовым формам деятельности:

  • - правотворческие;
  • - правоприменительные;
  • - правоохранительные.

7) По срокам полномочий:

  • - постоянные;
  • - временные - создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.

 

26. Принцип  разделения властей 

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует  правовым способом: государственные  органы действуют в рамках своей  компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается  взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных  органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.     

 Принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Конкретное (законодательное) содержание принципа разделения властей вполне возможно определить в следующих  положениях:

- законы обязаны обладать наивысшей  силой юридического характера  и приниматься исключительно  законодательным органом;

- исполнительная власть должна  в основном заниматься исполнением  законодательных актов, а также  обладать достаточно ограниченной  правотворческой функцией и быть  подотчётной Президенту;

- между собственно законодательным  и исполнительным органом обязан  существовать определённый баланс  полномочий, который позволяет исключить  централизацию властных решений  в каком либо одном органе;

- судебные органы обладают независимостью, и действуют самостоятельным  образом, в пределах своей компетенции;

- ни одна из существующих  властей не должна вмешиваться  в исключительное ведение другой  ветви власти и ни в коем  случае, не сливаться с ней;

- споры о разграничении компетенции  должны разрешаться исключительно  в рамках правовой процедуры  и только конституционным путем;

- конституционная система должна  содержать в себе способы правового  характера, позволяющие сдерживать  каждую из ветвей власти двумя  другими (так называемая система  противовесов и сдержек).

 

27. Конституционный  статус президента РФ.

 
Согласно Конституции, Президент  РФ является главой государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает ее над тремя традиционными ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной. 
 
Особое положение  Президента определяется тем, что он как глава государства: 
 
¨      определяет состав Правительства РФ; 
¨      назначает и освобождает от должности членов Правительства; 
¨      принимает решение об отставке Правительства; 
¨      может председательствовать на заседаниях Правительства; 
¨      в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную Думу. 
 
Конституция РФ провозглашает Президента гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. 
 
В этом качестве Президент: 
 
¨      может обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании неконституционными актов федеральных органов и субъектов РФ; 
¨      как гарант прав и свобод личности Президент вправе использовать помилование граждан, осужденных судом за совершенные особо тяжкие преступления. 
 
На Президента возложена охрана суверенитета России, независимости и государственной целостности РФ. 
 
Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, т. е. выполняет координирующую функцию, обладая юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти: 
 
¨      на деятельность законодательной власти – осуществлением права законодательной инициативы, правом вето, правом роспуска Государственной Думы; 
¨      на исполнительную власть – посредством назначения председателя Правительства, назначения и освобождения от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства; 
 
Что касается судебной власти, то она независима в своей деятельности от любых властей, но Президент предоставляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. 
2. Порядок избрания Президента РФ. 
Срок полномочий Президента РФ – четыре года. 
 
Избрание Президента осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 
 
Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. 
 
Одно и то же лицо не может занимать пост Президента более двух сроков подряд. 
 
Выборы Президента назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 4 месяца до дня выборов. Если же он прекращает свои полномочия досрочно, то выборы назначаются через 3 месяца после досрочного прекращения полномочий Президента. 
 
Выборы главы государства проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России. 
 
Право выдвигать кандидатов на пост Президента принадлежит: 
 
¨      избирателям, образующим инициативную группу в количестве не менее 100 человек; 
¨      избирательным объединениям, имеющим общероссийский характер и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ избирательным блокам. 
 
В поддержку выдвинутой кандидатуры в Президенты инициаторы должны собрать не менее 1 млн. подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 7% от требуемого числа подписей. 
 
Определение результатов выборов Президента производится по мажоритарной системе абсолютного большинства: избранным считается тот кандидат, который получил больше половины голосов избирателей, принявших в голосовании. 
 
Предусмотрен порядок вступления Президента РФ в должность. Он должен принести присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. Присяга произносится в торжественной обстановке. На ней обязательно присутствие депутатов Государственной Думы и Совета Федерации, а также судей Конституционного Суда. С момента принесения присяги Президент считается вступившим в должность. 
Конституцией  РФ предусмотрено досрочное прекращение полномочий Президента РФ в следующих случаях: 
 
1. Отставки Президента по собственному желанию 
2. Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, которые подтверждаются специальной медицинской комиссией. 
3. Отрешения в порядке импичмента. 
 
Во всех случаях, когда Президент досрочно прекращает свои полномочия, его обязанности возлагаются на председателя Правительства. 
3. Полномочия Президента РФ. 
1. В сфере органов исполнительной власти, органов при Президенте РФ: 
 
¨      назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; 
¨      принятие решения об отставке Правительства РФ; 
¨      назначение на должность и освобождение от должности по предложению Председателя

 

Правительства РФ его заместителей и федеральных министров; 
 
¨      формирование Совета Безопасности РФ и руководство им; 
¨      формирование Администрации Президента РФ; 
¨      назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ по федеральным округам; 
¨      назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ; 
¨      назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. 
 
2. В сфере организации и деятельности законодательной власти: 
 
¨      назначение выборов Государственной Думы; 
¨      роспуск Государственной Думы; 
¨      внесение законопроектов в Государственную Думу; 
¨      подписание и обнародование федеральных законов; 
¨      обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики РФ; 
¨      назначение референдумов. 
 
3. В сфере безопасности и обороны: 
 
¨      Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ; 
¨      утверждение военной доктрины РФ; 
¨      введение на территории РФ или ее частей военного положения в случае угрозы агрессии или агрессии, введение чрезвычайного положения с немедленным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания.

 
4. В сфере судебной власти и  прокуратуры: 
 
¨      предоставление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов; 
¨      внесение в Совет Федерации предложений о назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора РФ. 
 
4. В сфере внешней политики: 
 
¨      ведет переговоры с другими государствами и подписывает международные договоры; 
¨      принимает верительные грамоты дипломатических представителей; 
¨      руководит внешней политикой РФ. 
 
5. Решение иных некоторых вопросов: 
 
¨      решение вопросов гражданства; 
¨      предоставление политического убежища; 
¨      награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских званий. 
Выполняя указанные полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения. Эти акты не могут противоречить Конституции и российским законам, они обязательны для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента носятподзаконный характер. Указы подлежат обязательному опубликованию, кроме содержащих государственную тайну.


Информация о работе Шпаргалка по "Праву"