Шпаргалка по Гражданскому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:45, шпаргалка

Краткое описание

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по философии.docx

— 88.42 Кб (Скачать файл)

 

 

49. Познавательные  способности человека

Познание осуществляется как переход  от незнания к знанию, от знания менее  глубокого к более глубокому, как движение к истине.В основе познавательного процесса лежат  способности сознания к чувственному и рациональному отражению действительности. Чувственное познание осуществляется в формах: Ощущение – это простейший чувственный образ, отражение отдельных свойств предмета. Ощущения возникают под воздействием внешней по отношению к человеку среды на органы чувств. Восприятие связано с деятельным отношением человека к окружающему миру. В деятельности происходит выделение значимых предметов, явлений, процессов, которые воспринимаются как целостность различных качеств и свойств. Представление – высшая форма чувственного отражения мира. Оно заключает в себе все отмеченные стороны и моменты предшествующих форм и опирается на них.. Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.

Рациональная форма познания: Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Понятие вообще – это мысль, охватывающая предмет или явление действительности в совокупности его общих и специфических черт. Понятия образуют определенные системы знания, которые в теоретической форме отражают фрагменты, различные стороны окружающей нас действительности. Философские понятия отличаются от остальных тем, что они охватывают предельно широкие, предельно общие сферы окружающего мира. Под суждением понимается мысль, утверждающая или отрицающая нечто по отношению к какому-либо объекту. Умозаключение – это процесс выведения одних суждений (заключений) из других (посылок), определенная система суждений. Например:1.Все люди – смертны;2.Сократ – человек; 3.Следовательно, Сократ смертен.

В соответствии с чувственной и  рациональной сторонами выделяются различные уровни знания: эмпирический и теоретический, абстрактный и  конкретный.

Интуиция – это способность  постижения истины без развернутого логического обоснования, в ее непосредственности как единство чувственного и рационального. Это своеобразный тип мышления, особый вид связи между функциональными структурами мозга, когда отдельные этапы развертывания мысли отчетливо не осознаются, но предельно ясно и отчетливо усматривается итог мысли – истина. Платон считал творчество божественной способностью, особым видом безумия. Кант считал творчество уделом гения, доступным лишь великим пророкам, философам или художникам. Большое внимание проблемам творчества уделяют экзистенциалисты, фрейдизм и другие. Творчество не носит антирационального характера.

 

50. Проблема  истины

Проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос гносеологии «Что есть истина?» Существуют различные трактовки: 1– это соответствие знаний действительности (корреспондентская истина). 2 истиной является согласованность наших знаний в рамках одной научной концепции (когерентная истина). 3 истина есть то, что наиболее полезно для общества (прагматическая истина). 4 истина оценивается с точки зрения ее проверяемости на практике (марксистская концепция истины). 5 истина является продуктом соглашения между исследователями (конвенциональная истина).

Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию.

Существуют также понятия  «объективная истина» - содержание знания, к-ое не зависит ни от человека, ни от человечества , «относительная истина» - полностью исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе, а также знания, к-ые никогда не могут быть опровергнуты  и «абсолютная истина» - 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания; 2) знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения. Любая частное утверждение является относительной, например «зимой холодно и идет снег».

 В античности истиной называли достоверное соответствие мыслей о предмете самому предмету (корреспондентская истина). Софист Протагор утверждал: «Истинно все то, что кому-либо приходит в голову», однако разным людям могут прийти в голову разные мысли по одному и тому же предмету. Аристотель дополнил теорию корреспонденции логическим соответствием: истинно то, что отвечает законам логического мышления: «Равным образом не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо, что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать. В Средние века понятие истины трактовалось, вслед за Евангельской традицией, как Бог и Его Слово.. Истина была дана в священном тексте и задача заключалась лишь в индивидуальном очищении для ее постижения. Истинность поэтому понималась как степень приближения к божественному идеалу, который субъективно существует в форме качества святости. В Новое время понятие истины широко трактуется различными философами. Теория двойственной истины, сформулированная Бэконом, выражала принцип автономности науки. Он выдвигает духовную или религиозную истину, данную Богом в Библии и научную истину, имеющую тот  же источник. Рационалисты нового времени говорят уже больше не о соответствии знания действительности, а о соответствии между самим знанием (когерентной истина). На смену идее двойственной истины приходит идея множественности истин .Немецкая классическая философия в лице И. Канта стоит на позиции когерентной теории истины. Кант, тем не менее, подчеркивал, что человеческий опыт определяется априорными структурами рассудка. В философии математики была предложена А. Пуанкаре конвенционалистская концепция истины, где истина рассматривается как продукт соглашения между исследователями. Как вариант такого соглашения может выступать искусственный язык, в рамках которого устанавливаются правила его функционирования.

51. Действительность, мышление, логика, язык

Действительность - объективно существую  щее подлинное бытие, в отличие  от видимости. Мышление - форма практического  и теоретического освоения (познания) действительности. Логика - наука об общезначимых формах и средствах мышления, необходимых для рационального познания действительности. Язык (вербальный) - система словесных знаков, служащая средством мышления, выражения вовне его мышления, а также средством общения. Понятие "язык" не сводится только к вербальному. От Аристотеля до Гегеля философия понимала мышление как нормирование, организацию и обоснование рассуждений и других способов получения знаний о действительности. Гегель считал, что логические категории мышления отложились прежде всего в языке, а логика и грамматика взаимосвязаны: анализируя грамматические формы можно открыть логические категории. Современные постмодернистские философы "освобождают" язык не только от функции репрезентации действительности, но и от его непосредственной связи с мышлением. Они считают, что язык искажает мысль, ибо диктует ей правила и нормы оформления в порядок. В учении Платона действительность двояка: одна есть чувственный мир, другая - мир идеальных сущностей (эйдосов). По мнению Гегеля, «все действительное разумно, все разумное действительно». Совпадение «действительности» с «материей» обнаруживается в марксистской философии. В философских направлениях ХХ века действительность имеет антропологическую, психологическую, феноменологическую, семиотическую и пр. способы толкования. В понимании действительности следует учитывать ее онтологическую и гносеологическую составляющие. В онтологическом плане действительность представлена как совокупность материальных тел, существующих объективно в пространстве и времени, наглядно данных нам в представлении. В гносеологическом плане образ действительности возникает в результате деятельности мышления, которое с помощью языка логически упорядочено. Человек может выразить свои мысли двояким образом - в языке (в самом широком смысле слова, при помощи языка слов, цифр, жестов и любых иных знаков) и речи, с одной стороны, и в поступках и действиях тела, прежде всего в работе руки, с другой, но при этом он одинаково использует знаково-символическую функцию деятельности. Внеязыковых форм выражения действительности не существует, поскольку мышление без языка не существует. В философии и психологии довольно остро стоит проблема о взаимодействии языка и мышления с точки зрения их адекватности друг другу. Наша речь (или любой другой способ выражения языка через жест, позу, мимику и т.п.) не всегда тождественна мысли. В действительности, можно сказать, что речь недостаточна по отношению к мысли, которая изначально богаче смыслами. Логика демонстрирует правильность мышления, а соблюдение ее законов - тождества, недопустимости противоречия, исключенного третьего, достаточного основания - позволяет выразить в языке доказательные представления о действительности.

 

52. Научное и ненаучное знание. Критерии научности

Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом  познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Наука - это творческая деятельность по получению нового знания и результат  этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему  на основе определенных принципов. Отличительный признак научного знания по сравнению с другим, ненаучным - это его теоретический характер и непосредственная связь с опытом, посредством которого оно проверяется на истинность или ложность. Цель науки связана с получением новых, достоверных знаний о действительности, которые описывают, объясняют или предсказывают ее процессы и явления. Наравне с научными знаниями существуют и ненаучные. К ним относят, например, обыденные знания, необходимые в повседневном мире и связанные с удовлетворением естественных потребностей человека в пище, тепле, отдыхе и пр.

Довольно специфическим является взаимодействие научных и философских  знаний, которые по ряду признаков являются ненаучными. Так, философские знания абстрактны и теоретичны, они не имеют подтверждения опытом. Превращение философских знаний в научные отстаивалось позитивистами, которые игнорировали их мировоззренческие функции. Методологическая роль философии обусловливает ее связь с теоретическими проблемами наук. Критерии научности позволяют отделить научные знания от ненаучных.

Критерии научности -- совокупность признаков, специфицирующих научное  знание; ряд требований, которым наука должна удовлетворять.

1.Истинность. Нельзя отождествлять научность и истинность. Ильин выделил в науке три элемента: наука переднего края, предназначенная для проигрывания альтернатив (творческий поиск, гипотезы); твёрдое ядро науки -- непроблематизируемый пласт знаний, выступающий фундаментом; история науки -- вытесненное за пределы науки (морально устаревшее) знание, возможно, не окоАбсолютного истинного знания в науке не существует.

2.Проблемность: наука -- попытка решения проблемных ситуаций. Историк Коллингвуд: всякая наука начинается с сознания незнания.

3.Обоснованность. Нельзя абсолютизировать обоснованность: не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, которые принимаются без доказательства.

4.Интерсубъективная проверяемость. Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.

5.Системность: научное знание должно быть логически организовано.

6.Прогрессизм: научное знание должно самосовершенствоваться. К искусству это требование не применимо -- могут одновременно существовать несколько направлений (например, реализм и сюрреализм).

 

53.  Структура  научного познания, его уровни  и формы

В понимании структуры научного познания философы разделились на две  партии: эмпирики полагают, что в основании науки лежат факты чувственного опыта, а рационалисты утверждают, что научное знание покоится на аксиомах и постулатах.

У эмпириков научное знание складывается по образу мозаики из множества отдельных опытных фактов, между которыми ученый ищет причинные связи.

 У рационалистов наука подобна  дереву, вырастающему из немногих  корней-аксиом, а факты опыта оказываются  чем-то вроде листьев на ее ветвях.

Эмпирики предпочитают индуктивные  методы, а рационалисты отдают предпочтение методам дедуктивным. Латинское слово inductio означает «представление, приведение» (здесь: представление множества фактов в какой-либо общей форме; приведение данных опыта к общему знаменателю). Индукция - это обобщение опытных данных. Мы мыслим индуктивно всякий раз, когда, сравнивая разные предметы, приходим к заключению об их сходстве или различии. Дедукция же исходит из общих понятий, на основе которых мышление выносит суждение о тех или иных опытных данных. Эталоном научного знания среди эмпириков считается классическая механика; рационалисты в качестве образца научности рассматривают математику. Раздел философии, рассматривающий проблемы научного познания, его методы и формы, называется методологией, в которой принята классификация методов на общие, к числу которых относят: методы эмпирических исследований (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др.), теоретических исследовании (восхождение от абстрактного к конкретному и др.), эмпирических и теоретических исследований (идеализация, формализация, анализ, синтез и др.) и специальные, определяемые каждой наукой в соответствии со своим предметом познания.

В качестве форм научного познания отмечают: вопрос - это положение, требующее разрешения; проблему, вскрывающую противоречия между наличными, устаревшими знаниями, и недостаточностью новых; гипотезу, заключенную в доказательном предположении разрешения совокупности вопросов и проблем; теорию, систематизирующую знания, полученные в ходе решения вопроса, проблемы и доказательства истинности гипотезы.

Научный факт - это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.

Информация о работе Шпаргалка по Гражданскому праву