Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 21:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Гражданское право".

Вложенные файлы: 1 файл

гражданское право шпоры готовые.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие и значение частного права. Предмет и метод гражданско-правового  регулирования.

Гражданское право – совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами и основанные на равенстве сторон, а также экономической самостоятельности.

Имущественные отношения – отношения, возникающие по поводу владения, пользования, распоряжения различным имуществом собственником или несобственником (купля-продажа, мена и др.).

Неимущественные отношения – отношения, возникающие по поводу нематериальных благ (унижение чести и достоинства лица и др.).

Предмет гражданского права составляют имущественные и личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.

Метод гражданского права – система связанных между собой средств, приемов и способов, посредством которых оказывается воздействие на гражданско-правовые отношения между участниками. Метод гражданского права – диспозитивный. Данный метод характеризуется равенством участников правоотношений, их имущественной самостоятельностью, а также возможностью самостоятельного определения участниками правоотношений своего поведения и возможностью защиты своих нарушенных прав в суде (общей юрисдикции, арбитражном, в избранном сторонами третейском).

Гражданско-правовой метод является дозволительным и  имеет следующие отличительные черты:

юридическое равенство участников гражданско-правовых отношений —равные основания возникновения, изменения и прекращения субъект. гражданских прав, независимо от материального и социального неравенства, от организационно-властной зависимости друг от друга, а также равные основания ответственности за гражданские правонарушения;

автономия воли сторон — означает способность лица и имеющуюся у него возможность самостоятельно и свободно формировать и проявлять свою волю. Постороннее вмешательство в частную жизнь допускается только в случаях, установленных законом;

имущественная самостоятельность участников гражданского оборота, которые выступают в качестве обладателей обособленного имущества, участвуют в обороте и отвечают по обязательствам;

защита  гражданских прав означает, что участники гражданских правоотношений имеют равное право на защиту и свободны в выборе конкретной возможности защиты;

имущественный характер гражданско-правовой ответственности, которая носит, как правило, компенсационный характер и воздействует не на личность должника, а на его имущественную сферу.

  1. Функции и принципы гражданского права.

ПГП - основополагающие идеи и положения, основные начала права, которые пронизывают все гражданское право, определяют сущность гражданского права в целом, и имеющие в силу их правового закрепления обязательное значение.

К принципам  гражданского права относятся (ст. 1 ГК РФ).

Принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования. Этот принцип означает, что субъекты гражданского права обладают необходимой свободой, проявляют инициативу и предприимчивость в сфере гражданского оборота («разрешено все, что не запрещено законом»). Принцип равенства правового режима субъектов гражданских правоотношений. ни один субъект в гражданском праве не обладает какими-либо преимуществами перед другими субъектами. одни и те же нормы права распространяются на отношения с участием граждан, юридических лиц, а также России, субъектов РФ и МО. Принцип неприкосновенности собственности. В соответствии с этим принципом нормы гражданского права обеспечивают собственникам возможность стабильного осуществления правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом. Принцип неприкосновенности собственности означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия, либо ограничения его использования. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принцип свободы договора. предусматривает свободу усмотрения субъектов гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен. Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Этот принцип в основном ориентирован на защиту от действий публичной власти. Органы государственной власти и местного самоуправления, любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства. Принцип реальности и гарантированности гражданских прав. Гражданские права и обязанности в их подавляющей массе связаны с имущественными отношениями. Они обладают, следовательно, определенным материальным, экономическим содержанием. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе свободы имущественного оборота. В соответствии с этим принципом субъекты РФ и другие лица не вправе устанавливать местные правила, препятствующие свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств в едином экономическом пространстве РФ.

Основными функциями гражданского права являются:

регулятивная (направлена на создание нормальных условий для функционирования и развития экономики);

охранительная (направлена на защиту гражданских прав от нарушений). Охранительная функция гражданского права носит преимущественно компенсационный (восстановительный) характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и виды источников гражданского права.

Источник (форма) права — это внешний способ выражения государством норм права. Если содержанием права является совокупность правил поведения, а его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права, есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли.

Источникам  права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность, общеизвестность.

Источники гражданского права представляют собой систему  его внешних форм, в которых  содержатся гражданско-правовые нормы.

К источникам гражданского права относятся:

конституция РФ; законы; иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права; обычаи делового оборота; нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Анализ правовых систем различных государств показывает, что в каждой из них существуют достаточно разнообразные формы  права. Не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.

В странах  англо-американской правовой системы  преобладающим источником права  является судебный прецедент — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу. В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как источнике права. Но законы, которыми руководствуется судья в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело.

В континентальной, в том числе и в российской правовой системе, основные источники  права — закон и иные нормативно-правовые акты. Прецедент формально не считается  источником права, хотя фактически значение судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико.

Не являются источником права выводы ученых, которые  обычно представляют собой результат  научного (доктринального) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера.

Не могут  также считаться источниками  права и индивидуальные акты или  акты локального характера (например, договоры, уставы различных юридических  лиц, правила внутреннего распорядка и др.), которые не содержат общеобязательных предписаний и имеют значение только для регулирования конкретных отношений, возникших между их участниками.

  1. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Под действием  гражданского законодательства во времени понимается определение начального и конечного момента действия правового акта, регулирующего гражданские отношения. По общему правилу, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Придание обратной силы допустимо только в случаях, прямо установленных законом. Различают даты принятия акта гражданского законодательства, опубликования и вступления в силу. Так, датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в официальных источниках в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Эти законы должны вступать в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в силу. Подзаконные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) также подлежат официальному опубликованию (в тех же печатных изданиях) в течение 10 дней после их подписания. Они вступают в силу в течение 7 дней после дня первого официального опубликования либо со дня подписания. Как в указах, так и в постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Действие гражданского законодательства в пространстве означает, что, по общему правилу, гражданско-правовые акты распространяют свое действие на территорию Российской Федерации. Однако орган, издавший такой акт, может ограничить территорию его действия. Кроме того, законодательство одной страны может применяться на территории другой (при наличии соответствующего положения в договоре).

Правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц заключается в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Однако в самом правовом акте может быть прямо или косвенно установлен круг лиц, на которых распространяется данный правовой акт.

  1. Понятие, элементы и особенности гражданского  правоотношения.

Гражданское правоотношение - это урегулированное нормами гражданского права фактическое общественное отношение, участники которого являются юридически равными носителями гражданских прав и обязанностей.

В гражданском  правоотношении получают свое конкретное выражение абстрактные нормы  гражданского права.

2. Особенности гражданского правоотношения:

• самостоятельность, имущественная обособленность и  юридическое равенство субъектов гражданского правоотношения;

• основные юридические  факты, ведущие к возникновению  гражданского правоотношения, - это сделки, то есть акты свободного волеизъявления участников правоотношения;

• возможность  самостоятельного определения содержания правоотношения его участниками (свобода договора);

• имущественный  характер правовых гарантий и мер  ответственности за нарушение гражданских  прав и неисполнение гражданских  обязанностей;

• преимущественно  судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав.

3. Структура гражданского правоотношения:

- субъекты правоотношения;

- объекты правоотношения;

- содержание  правоотношения.

  1. Виды гражданских правоотношений.

Гражданское правоотношение – общественные отношения, урегулированные  нормами гражданского права, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, возникающих по основаниям, предусмотренным законодательством, и действий субъектов, порождающих права и обязанности. Субъекты – участники гражданских правоотношений, лица, несущие по конкретному правоотношению права и обязанности: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные граждане, иностранные юридические лица. Объекты – это то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (честь, достоинство, имя и др.).

Содержание гражданских  правоотношений – это совокупность субъективных прав и обязанностей.

Субъективное  право – мера возможного поведения  управомоченного лица. Субъективное гражданское право необходимо отличать от гражданского права в объективном смысле, представляющего собой совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих общественные отношения. Субъективная обязанность – мера должного поведения лица. Для возникновения гражданского правоотношения необходимо наличие определенных обстоятельств, называемых юридическими фактами. Они делятся на события и действия.

Гражданские правоотношения классифицируются по:

1) предмету правового  регулирования (имущественные и  личные неимущественные отношения);

2) степени определенности состава (абсолютные – правоотношения, в которых определенному носителю прав противостоит неопределенный круг обязанных субъектов и относительные – одно управомоченное лицо – одно обязанное);

3) способу удовлетворения  интересов лица (вещные интересы лица удовлетворяются за счет полезных качеств вещи, а обязательственные интересы удовлетворяются путем совершения обязанным лицом определенных действий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правоспособность и дееспособность граждан.

Для полноценного участия в гражданском обороте физическое лицо должно обладать гражданской правосубьектиостью, которая состоит из:

- гражданской  правоспособности;

- гражданской  дееспособности.

2. Гражданская  правоспособность - это признаваемая правом возможность граждан иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.

Гражданская правоспособность возникает с момента рождения и прекращается вместе со смертью гражданина.

Содержание гражданской правоспособности состоит в возможности иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельностью; создавать юридические лица; заключать любые, не противоречащие закону, сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь авторские права на произведения науки, литературы и искусства; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Ограничение правоспособности гражданина возможно только на основании закона и только в строго определенных случаях (например, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность как санкция за совершение преступления). Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности не влечет никаких юридических последствий, за исключением случаев, когда такие сделки разрешаются законом.

3. Отличия правоспособности  от субъективного права:

  • правоспособность - это общая предпосылка возникновения субъективных прав, которые появляются только при наличии определенных юридических фактов;
  • правоспособность - это абстрактная возможность иметь права, тогда как каждому субъективному праву корреспондируется определенная субъективная обязанность;
  • правоспособность - это неотъемлемое свойство гражданина, а субъективное право - это элемент правоотношений.

4. Гражданская  дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Дееспособность  возникает в полном объеме:

• с наступлением совершеннолетия, то есть с достижением восемнадцатилетнего возраста;

• с момента  вступления в брак в случаях, когда  это допустимо до достижения совершеннолетия;

• с момента  объявления несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация).

5. Полностью  недееспособными являются:

  1. дети до 6 лет;
  2. признанные судом недееспособными граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими. Над такими гражданами устанавливается опека. При отпадении оснований, в силу которых гражданин был признан недееспособным, суд признает его дееспособным. От имени недееспособных граждан все сделки совершают их законные
  3. представители (родители, усыновители, опекуны).

6. Несовершеннолетние  в возрасте от 6 до 14 лет (малолетние) самостоятельно могут совершать:

  1. мелкие бытовые сделки;
  2. сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды и не требу ющие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  3. сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с их разрешения третьими лицами для определенной цели или для свободного использования. Остальные сделки от их имени совершают их законные представители.

7. Частично  дееспособные граждане в возрасте  от 14 до 18 лет самостоятельно могут:

  1. совершать сделки малолетних;
  2. распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;
  3. осуществлять права авторов интеллектуальной собственности;
  4. по достижении 16 лет быть членами кооперативов;
  5. вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

Иные сделки они совершают с письменного  согласия законных представителей. Они самостоятельно несут ответственность за причиненный вред. Законные представители в этом случае несут субсидиарную ответственность, если у совершеннолетнего нет достаточных средств для возмещения причиненного вреда.

8. Дееспособность - неотчуждаемое свойство гражданина, которое может быть ограничено только в установленных законом случаях. Ограничение дееспособности возможно в двух случаях:

• при наличии  достаточных оснований несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может  быть лишен или ограничен в  праве распоряжаться доходами, если ранее он не приобрел полной дееспособности путем снижения брачного возраста или эмансипации;

• дееспособный гражданин может быть ограничен  судом в дееспособности, если он вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Такой гражданин  самостоятельно совершает мелкие бытовые  сделки и несет имущественную  ответственность по своим обязательствам. Совершать другие сделки, а также  получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими ограниченно дееспособный гражданин может только с согласия попечителя.

При отпадении  обстоятельств, послуживших основанием ограничения дееспособности гражданина, суд отменяет решение о признании  его ограниченно дееспособным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание дееспособности несовершеннолетних.

Гражданской дееспособностью называется способность лица своими действиями приобретать гражданские права и обязанности и осуществлять их, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

    1. Наступает с 18 лет (ст. 21 ГК). 2. С момента вступления в брак.

3.При эмансипации  (ст. 27 ГК).

Несовершеннолетние  до 6 лет полностью лишены гражданской  дееспособности. В возрасте от 6 до 14 (малолетние) — обладают частичной  дееспособностью.

На основании  ст. 28 они вправе:

совершить мелкие бытовые сделки (действия, которые связаны с повседневными нуждами и обычно совершаются детьми самостоятельно или по поручению взрослых, например, покупка продуктов, билетов в городском транспорте;

сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, если эти сделки не требуют специальной формы их совершения;

сделки по распоряжению средствами, специально предоставленными малолетнему с согласия его родителей  или опекуна, для определенной цели или для свободного распоряжения.

Все остальные  юридически значимые действия в сфере гражданского права совершают от имени несовершеннолетних, не достигших 14 лет, их родители, опекуны усыновители. Эти же лица несут (имущественную) гражданскую ответственность по сделкам совершенными малолетними. Они же отвечают за причиненный малолетними вред (п. 3 ст. 28 ГК).

По достижении несовершеннолетним 14 лет, их дееспособность расширяется: они не только могут  совершать мелкие бытовые сделки, но и: самостоятельно распоряжаться  своим заработком, стипендией и иными  доходами;

осуществлять  авторские, изобретательные и иные права;

вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться  ими.

По достижении 16 лет они вправе быть членами  кооператива и соответственно осуществлять вытекающие из этого права.

Все остальные  сделки они осуществляют только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей, т.е. законных представителей (ст. 26 ГК).

Несовершеннолетние, достигшие 14 лет, сами несут ответственность  по совершенным ими сделкам и  за причиненный вред.

При наличии  достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органа опеки или попечительства может ограничить или вовсе лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

Эта мера не может  быть применена вследствие вступления в брак или эмансипации.

Эмансипация ст. 27 ГК - объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, занимается предпринимательской деятельностью.

Эмансипация производится по согласию обоих родителей - органами опеки и попечительства, а при отсутствии согласия - по решению суда.

Родители (усыновители  или попечители) не несут ответственности  как по сделкам, так и за причиненный  эмансипированным несовершеннолетним вред.

Гражданин, который  вследствие психического расстройства не в состоянии понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан по суду полностью недееспособным.

Над ним устанавливается  опека, и все юридические действия от его имени осуществляет опекун; такой гражданин сам не отвечает и за причиненный им вред. В случае выздоровления, суд признает его дееспособность и опека отменяется (ст. 29 ГК).

Дееспособность  может быть ограничена по решению  суда в том случае, если он ставит свою семью в тяжелое материальное положение вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Над гражданином устанавливается попечительство.

Совершать сделки по распоряжению имуществом, получать зарплату, пенсию или иные виды доходов  и распоряжаться ими, он может  лишь с согласия попечителя, за исключением мелких бытовых. Однако по совершенным им сделкам и за причиненный им вред такой гражданин отвечает сам. При прекращении злоупотреблением суд отменяет ограничения дееспособности соответственно и попечительство (ст. 30 ГК).

  1. Случаи и условия ограничения дееспособности граждан. Признание гражданина   недееспособным.

Гражданин, который  вследствие злоупотребления спиртными  напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

 При этом  необходимо учитывать, что закон  не ставит возможность ограничения  дееспособности гражданина в  зависимость от признания его хроническим алкоголиком или наркоманом. Наличие у других членов семьи заработка или иных доходов само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении просьбы заявителя о признании гражданина ограниченно дееспособным, если семья не получает от лица, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, необходимой материальной поддержки либо вынуждена содержать его полностью или частично.

 При этом  тяжелое материальное положение,  в котором оказалась семья  гражданина, вызванное иной причиной, не является основанием для ограничения его дееспособности.

 Под ограничением  дееспособности следует понимать  лишение судом гражданина права  производить без согласия попечителя  следующие действия:

 продавать,  дарить, завещать, обменивать, покупать имущество, а также совершать и другие сделки по распоряжению имуществом, за исключением мелких бытовых;

 непосредственно  самому получать заработную плату,  пенсию и другие виды доходов  (авторский гонорар, вознаграждение  за открытия, изобретения, суммы, причитающиеся за выполнение работ по договору подряда, всякого рода пособия и т.п.).

 

 К числу  членов семьи гражданина, злоупотребляющего  спиртными напитками или наркотическим  средствами, относятся: супруг, совершеннолетние  дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, которые проживают с ним совместно и ведут общее хозяйство.

 Гражданин,  признанный ограниченно дееспособным  вправе самостоятельно совершать  мелкие бытовые сделки. Совершать  другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

 Если основания,  в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

 От имени  гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.  Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

 В соответствии  с ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О психиатрической  помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Заключение врача другой специальности о состоянии психического здоровья лица носит предварительный характер и не является основанием для решения вопроса об ограничении его прав и законных интересов, а также для предоставления ему льгот, предусмотренных законом для лиц, страдающих психическими расстройствами (ч. 3 ст. 20 указанного Закона). Признание гражданина недееспособным осуществляется только в судебном порядке, что является гарантией охраны его прав.

 Дело о  признании недееспособным рассматривается  судом с обязательным участием  прокурора и представителя органа  опеки и попечительства. В случае необходимости и возможности присутствовать по состоянию здоровья в судебное заседание вызывается и этот гражданин.

 Суд выносит  решение о признании гражданина  недееспособным на основании  судебно-психиатрической экспертизы. В свою очередь, решение суда о признании недееспособным является основанием для назначения над этим гражданином опеки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Опека и попечительство. Патронаж.
  2. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опекуны и попечители являются законными представителями подопечных.

     Различия между опекой и попечительством:опека устанавливается над малолетними и над гражданами, признанными судом недееспособными, а попечительство - над несовершеннолетними, ограниченными судом в дееспособности; опекуны совершают все необходимые сделки от имени подопечных и в их интересах, тогда как попечители лишь дают согласие на совершение подопечными сделок, которые те не вправе совершать самостоятельно.

2. Органы опеки и попечительства назначают опекуна или попечителя с его согласия, а также осуществляют надзор за их действиями. Опекуном или попечителем может быть только совершеннолетнее дееспособное лицо, не лишенное родительских прав.

Доходы  подопечного, которыми он не вправе самостоятельно распоряжаться, расходуются опекуном или попечителем в интересах подопечного с предварительного согласия органа опеки и попечительства. Без такого согласия можно производить только необходимые для содержания подопечного расходы.

Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не могут совершать с подопечным сделки, за исключением сделок, направленных исключительно к выгоде подопечного. При необходимости постоянного управления недвижимым или ценным имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с выбранным им лицом договор доверительного управления имуществом подопечного.

3. Прекращение  опеки и попечительства происходит в случае:

смерти подопечного  или объявления его умершим;

• признания  судом гражданина дееспособным или  отмены ограничений его дееспособности;

• по достижении подопечным 14 лет опека над ним  прекращается, а его опекун автоматически  становится его попечителем;

• попечительство над несовершеннолетним прекращается по достижении им 18 лет либо приобретении дееспособности путем снижения брачного возраста или эмансипации.

Значительную  часть норм об опеке и попечительстве содержит Семейный кодекс Российской Федерации.

4. Патронаж. По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и  защищать свои права и исполнять обязанности, орган опеки и попечительства устанавливает над ним попечительство в форме патронажа. В этом случае распоряжение имуществом подопечного осуществляется попечителем (помощником) только на основании дозаключаемого с подопечным договора. Установление патронажа не ведет к ограничению дееспособности подопечного.

  1. Порядок, условия и  правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим.

1. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим возможно только при наличии следующей совокупности юридических фактов: длительное отсутствие гражданина в месте его постоянного жительства; отсутствие сведений о его местонахождении и невозможности их получения; истечение установленных сроков со дня получения последних известий о месте нахождения гражданина.

2. Гражданин может быть по заявлению заинтересованного лица признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При необходимости  постоянного управления имуществом безвестно отсутствующего орган опеки и попечительства заключает с выбранным им лицом договор доверительного управления этим имуществом. Из имущества безвестно отсутствующего выдается содержание лицам, которых он обязан содержать, а также погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Суд отменяет решение о признании  гражданина безвестно отсутствующим в случае его явки или получения сведении о месте его нахождения. На основании такого судебного решения отменяется и доверительное управление имуществом гражданина.

3. Гражданин  может быть объявлен судом  умершим, если:

• в месте  его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет;

• в месте  его жительства нет сведении о  нем в течение шести месяцев  после его исчезновения при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его смерть от определенного несчастного случая (в этом случае днем смерти гражданина может быть признан не день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, а день его предполагаемой гибели);

• в течение  двух лет после окончания военных  действий нет сведений о месте пребывания лица, пропавшего при их проведении.

4. Объявление  гражданина умершим ведет к  возникновению тех же правовых последствий, что я реальная смерть:

  • открытию наследства;
  • прекращению обязательств личного характера;
  • прекращению брака с лицом, объявленным умершим;
  • возникновению у иждивенцев права на получение пенсии и пособии по случаю потери кормильца.

5. Суд отменяет решение об объявлении гражданина умершим в случае его явки или обнаружения места его пребывания. В этом случае гражданин вправе потребовать от любого лица возвратить сохранившееся имущество, перешедшее к этому лицу безвозмездно (за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя).

Лицо, к которому имущество перешло на безвозмездном  основании, обязано возвратить все  перешедшее имущество (а при невозможности возврата в натуре возместить его стоимость) только в том случае, если оно знало, что лицо, объявленное умершим, находится в живых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, виды, регистрация и гражданско-правовое значение актов гражданского состояния.

1. Акты гражданского состояния - это юридические факты, которые на основании закона подлежат государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

2. Регистрации  подлежат:

рождение;

заключение брака;

расторжение брака;

усыновление (удочерение);

установление  отцовства;

перемена фамилии (имени);

смерть гражданина (ст. 47 ГК).

3. Актовые записи  являются бесспорным доказательством  удостоверенных ими фактов. Порядок и условия регистрации актов гражданского состояния, их исправления, изменения или аннулирования, а также организация органов ЗАГС определяются Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" от 20 ноября 1997 года. Споры, возникающие по поводу регистрации актов гражданского состояния, исправления или изменения записей, разрешаются в судебном порядке.

Состояние- это  юр акт, который существует длительное время, непрерывно или периодически порождая правовые последствия. . Регистрации подлежат: рождение; заключение брака; расторжение брака; усыновление (удочерение); установление отцовства; перемена фамилии (имени); смерть гражданина (ст. 47 ГК).

 Актовые записи  являются бесспорным доказательством  удостоверенных ими фактов. Порядок и условия регистрации актов гражданского состояния, их исправления, изменения или аннулирования, а также организация органов ЗАГС определяются Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" от 20 ноября 1997 года. Споры, возникающие по поводу регистрации актов гражданского состояния, исправления или изменения записей, разрешаются в судебном порядке.

  1. Понятие и признаки юридического лица. Классификация юридических лиц.

1. Юридическое лицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени приобретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде, арбитражном или третейском суде.

2. Признаки юридического лица:

• организационное единство, то есть организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначенной для управления юридическим лицом для достижения целей его деятельности.

Организационное единство выражается в закрепленной в учредительных документах системе органов юридического лица, их компетенции, взаимоотношениях, целях деятельности юридического лица;

• имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленного имущества, которое является необходимой предпосылкой для участия в гражданском обороте. Имущество юридического лица может принадлежать ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету;

• самостоятельная имущественная ответственность. По общему правилу юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением учреждений, финансируемых собственником, - ст. 120 ГК). В некоторых случаях субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица несут его учредители и участники;

• возможность самостоятельно приобретать гражданские права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде. Именно юридическое лицо, а не его учредители и участники становится субъектом всех приобретенных им прав и обязанностей.

  1. По целям деятельности юридические лица делятся на: 

 коммерческие

 некоммерческие (ст. 50 ГК).

Различия  между ними:

·  основная цель коммерческих организаций - извлечение прибыли, тогда как некоммерческие могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует им;

·  прибыль коммерческих организаций делится между их участниками, а прибыль некоммерческих организаций идет на достижение тех целей, для исполнения которых они созданы;

· коммерческие организации обладают общей правоспособностью, а некоммерческие - специальной,

· коммерческие организации могут создаваться только в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; а некоммерческие - в формах, предусмотренных ГК Российской Федерации и другими законами.

2. В  зависимости от характера прав  учредителей (участников) юридического  лица на его имущество юридические лица делятся на те, в отношении которых их учредители (участники) имеют:

  • вещные права (унитарные предприятия и учреждения);
  • обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы);
  • не имеют никаких прав (фонды, общественные объединения).

3. По субъектному составу учредителей юридические лица делятся на:

корпорации, создаваемые несколькими лицами и имеющие членство;

учреждения - организации, не имеющие членства.

  1. Правосубъектность юридических лиц. Органы юридических лиц.

Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т. с. правоспособности и дееспособности.

В науке гражданского права принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособность означает возможность  для субъекта права иметь любые, гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления  любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

Общим принципом для юридических лиц остается специальная правоспособность. Универсальная же правоспособность носит характер исключения из общего правила  и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц.

Правоспособность  юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Применительно к юридическим лицам со специальной  правоспособностью важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета ее уставной деятельности.

Для участия  в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие  от граждан у юридических лиц  право- и дееспособность возникают  и прекращаются одновременно. Наличие  у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Деятельность  юридического лица — это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, ибо только люди способны к сознательным волевым действиям. Однако их роль в осуществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и создают для юридического лица права и обязанности, другие способствуют осуществлению уже приобретенных прав и выполнению обязанностей.

Приобретение  и, отчасти, осуществление прав и  обязанностей — прерогатива так  называемого органа юридического лица. Орган юридического лица — это  правовой термин, обозначающий лицо (единоличный  орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т.п.), так и несколько  одновременно (например, директор и  Дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. Статья 174 ГК впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленных учредительными документами. Подобные сделки могут признаваться недействительными только в том случае, если другая сторона знала или ведомо должна была знать о таком превышении.

Гражданские права  и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.

Осуществление приобретенных органом или представителем юридического лица прав и исполнение обязанностей (например, выполнение заключенных договоров), как правило, невозможно без целенаправленной деятельности всего коллектива работников организации. В той мере, в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями, такие действия также рассматриваются как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность (см. ст. 402 ГК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Индивидуализация юридических лиц. Филиалы и представительства юридических лиц.

Средства индивидуализации юридического лица - это способы, позволяющие выделить конкретное юридическое лицо из множества других. К этим средствам относятся:

наименование  юридического лица;

место нахождения юридического лица;

средства индивидуализации товаров и услуг юридического лица: товарный знак, знаки обслуживания, наименование места происхождения товара (они рассмотрены в отдельном параграфе данного учебного пособия). Со средствами индивидуализации юридического лица тесно связаны отношения по защите деловой репутации, рекламе, охране коммерческой и служебной тайны.

2. Наименование  юридического лица должно содержать:

  • указание на организационно-правовую форму юридического лица;
  • для некоммерческих организаций, унитарных предприятии и в иных случаях, предусмотренных законом, -указание на характер деятельности юридического лица.

Коммерческие  организации также должны иметь фирменное наименование, которое должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.

Юридическое лицо имеет исключительное право на использование своего фирменного наименования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на это фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

3. Местом  нахождения юридического лит признается место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в его учредительных документах не установлено иное.

Не допускается  незаконное использование чужого зарегистрированного места нахождения в целях недобросовестной конкуренции.

Учредители юридического лица несут ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам ввиду недостоверного указания в учредительных документах места нахождения юридического лица.

4. Деловая репутация юридического лица - это сложившееся в обществе и предпринимательских кругах представление о юридическом лице, производимых им товарах или оказываемых услугах. Зашита деловой репутации происходит в судебном порядке. Посягательство на деловую репутацию может быть выражено, в частности, в распространении ложных или искаженных сведений о юридическом лице, что является одной их форм недобросовестной конкуренции. 5. Коммерческая или служебная тайна - это информация, которая: имеет действительную или потенциальную экономическую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; закрыта от свободного доступа; по отношению к которой ее обладатель принимает меры по сохранению ее конфиденциальности.

В случае распространения  такой информации без согласия правообладателя последний вправе требовать возмещения убытков, вызванных таким распространением (ст. 139 ГК).

Юридическое лицо вправе создавать вне места своего нахождения представительства и филиалы. Представительство - это находящееся вне места нахождения юридического лица обособленное подразделение, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал кроме представительских осуществляет также все иные функции юридического лица или их часть. Все филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах юридического лица. Филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами (а следовательно, и субъектами гражданского права). Их руководители осуществляют свои полномочия на основании доверенности. Филиалы и представительства действуют на основании положений, принятых учредившим их юридическим лицом, а переданное им имущество является имуществом этого юридического лица.

Юридическое лицо может быть ограничено в своих  правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Такое ограничение может быть обжаловано в суде (п. 2 ст. 49 ГК).

  1. Способы создания юридических лиц. Порядок государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций в Российской Федерации.

Способы создания юридических лиц:

1) распорядительный  – решение об образовании организации  исходит извне, от компетентных  органов, как правило, от собственников  имущества, закрепляемого за юридическим  лицом, или уполномоченного им  органа;

2) добровольный  – инициатива образования юридического лица принадлежит членам будущей организации.

Добровольный  способ делится на: 1) разрешительный – сначала члены юридического лица принимают решение о его  образовании, а затем обращаются к компетентной организации за разрешением  на такое образование; 2) нормативно-явочный – инициатива образования организации исходит от будущих ее членов, однако в отличие от разрешительного способа общее разрешение на образование юридического лица дается до момента проявления такой инициативы. Юридическое лицо действует на основании устава и (или) учредительного договора и подлежит обязательной государственной регистрации в налоговых органах. Возникновение юридического лица состоит из двух стадий:

  • создание юридического лица (в узком смысле слова);
  • государственная регистрация юридического лица, с момента которой юридическое лицо считается созданным.

Наиболее распространен явочно-нормативный порядок создания юридических лиц: юридическое лицо создается по инициативе учредителей, а компетентный государственный орган при регистрации проверяет только соблюдение установленного порядка представления документов и их соответствие закону.

-Некоммерческая организация  подлежит государственной регистрации  -Решение о государственной регистрации  (об отказе в государственной регистрации) НО принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций .

-Внесение в единый  государственный реестр юридических  лиц сведений о создании, реорганизации  и ликвидации некоммерческих организаций на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

    -Документы,  необходимые для государственной  регистрации некоммерческой организации,  представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

   - Для государственной  регистрации НОпри ее создании в уполномоченный орган представляются следующие документы:

    1) заявление, подписанное уполномоченным лицом 

    2) учредительные  документы некоммерческой организации  в трех экземплярах; 

    3) решение о  создании некоммерческой организации  и об утверждении ее учредительных  документов с указанием состава  избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

    4) сведения  об учредителях в двух экземплярах; 

    5) документ  об уплате государственной пошлины; 

    6) сведения  об адресе постоянно действующего  органа некоммерческой организации; 

    7) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения

   7. Документы иностранных  организаций должны быть представлены  на государственном (официальном)  языке соответствующего иностранного  государства с переводом на  русский язык и надлежащим  образом удостоверены.

    8. Уполномоченный  орган или его территориальный  орган при отсутствии снований  для отказа в государственной  регистрации или приостановления  государственной регистрации некоммерческой  организации не позднее чем  через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее 3 рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

    Взаимодействие  уполномоченного органа или его территориального органа с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.

    9. За государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реорганизация юридических лиц.

Реорганизация юридического лица представляет собой  прекращение деятельности юридического лица с переходом его прав и обязанностей. Реорганизация осуществляется по решению учредителей, органами юридического лица, уполномоченными на то учредительными документами, компетентными государственными органами или судом.

Выделяют 5 видов  реорганизации:

1)Слияние двух и более юридических лиц в одно. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

2)Присоединение  (одно или несколько юридических  лиц присоединяются к другому). При присоединении юридического  лица к другому юридическому лицу, права присоединенного переходят к основному.

3)Разделение  юридического лица. (юридическое  лицо делится на 2 и более лиц). При разделении юридического  лица, права и обязанности переходят  к вновь возникшим юридическим  лицам.

4)Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц. При этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать дальше. При выделении из состава юридического лица, права и обязанности реорганизованного лица переходят каждому.

5)Преобразование  – изменение организационно-правовой  формы. При этом юридическое  лицо одного вида преобразовывается  в юридическое лицо другого  вида, к последнему переходят  права и обязанности реорганизованного  юридического лица.

2 формы реорганизации: 1) добровольная и 2) принудительная (только в форме разделения и выделения).

  1. Ликвидация юридического лица. Исключение недействующих юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация –  его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению  его учредителей (участников) либо  органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами,  в том числе в связи с  истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению  суда в случае допущенных при  его создании грубых нарушений  закона, если эти нарушения носят  неустранимый характер, либо осуществления  деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента государственной регистрации его реорганизации или ликвидации. Этому предшествует длительный подготовительный период, который обязательно включает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.

Порядок ликвидации:

Письменное уведомление  в регистрационный орган о  принятии решения;

Назначение ликвидационной комиссии;

Сообщение в СМИ;

Выявление кредиторов и получение долгов;

Составление промежуточного ликвидационного баланса;

Расчеты с кредиторами  в соответствии с очередностью:

граждане, перед  которыми обязательства за причинение вреда жизни или здоровью и  компенсации морального вреда;

выплата выходных пособий и оплата труда, вознаграждения по авторским договорам;

платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

другие кредиторы.

 Вне очереди  удовлетворяются обязательства  по договору залога, если они  возникли до лиц первой и  второй очереди.

Составление ликвидационного  баланса;

Оставшаяся часть  имущества передается учредителям, имеющим вещные или обязательственные  права.

Государственная регистрация при ликвидации ЮЛ осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

    2. Ликвидационная  комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий  орган о завершении процесса  ликвидации юридического лица  не ранее чем через два месяца  с момента помещения в органах  печати ликвидационной комиссией  (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

    3. Документы,  предусмотренные статьей 21 настоящего  Федерального закона, представляются  в регистрирующий орган после  завершения процесса ликвидации  юридического лица.

    4. Представление  документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке. предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

    5. Государственная  регистрация при ликвидации юридического  лица осуществляется в сроки,  предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

    6. Ликвидация  юридического лица считается  завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность  после внесения об этом записи  в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

        7. Если в течение определенного зак-м срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

    8. Исключение  недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ  может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

    9. Споры,  возникающие в связи с исключением  недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, рассматриваются арбитражными судами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Полное товарищество и товарищество на вере как организационно-правовые формы юридических лиц.

Хозяйственные товарищества

  1. Полное товарищество - товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (п.1 ст. 69 ГК). Полное товарищество ликвидируется, если в нем остается только один участник.

3.   Товарищество на вере (коммандитное  товарищество) - товарищество, в котором наряду с полными товарищами (на которых распространяются нормы ГК о полном товариществе) участвуют вкладчики (коммандитисты), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 82 ГК).

Вкладчики не участвуют в управлении товариществом, они вправе только:

  • знакомиться с годовым отчетом товарищества;
  • получать часть прибыли товарищества;
  • преимущественно перед полными товарищами получать причитающуюся им часть оставшегося после ликвидации товарищества имущества;
  • выйти из товарищества по окончании финансового года.

В случае выхода из товарищества всех коммандитистов оно ликвидируется либо преобразуется в полное товарищество. Коммандитное товарищество сохраняется, если в нем участвует хотя бы один полный товарищ и один вкладчик.

  1. Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью как организационно-правовые формы юридических лиц.

- Общество  с ограниченной ответственностью - упрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, размеры которых определены учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риски убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87 ГК). Специальным законом должно быть установлено максимально возможное число участников общества и минимальный размер его уставного капитала, в случае недостижения которого общество подлежит ликвидации. Высшим органом общества является собрание его участников, а текущее управление осуществляется выборным исполнительным органом. Общество с ограниченной ответственностью вправе по единогласному решению всех его участников преобразоваться в акционерное общество или производственный кооператив.

- Общество  с дополнительной ответственностью - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого поделен на Доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. К обществу с дополнительной ответственностью применяются нормы ГК об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 95 ГК).

  1. Акционерное общество как организационно-правовая форма юридического лица.

Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96 ГК).

Акции удостоверяют долю акционера в уставном капитале. Простые акции дают право на участие в управлении обществом. Привилегированные акции не дают права на участие в управлении обществом, но предоставляют право на преимущественное получение дивидендов в твердо установленном размере, а также на преимущественное получение части имущества АО, оставшегося после ликвидации общества.

Высшим  органом акционерного общества является общее собрание акционеров. Текущее управление осуществляется избираемым исполнительным органом. В обществе с числом акционеров больше 50 обязательно создание наблюдательного совета (совета директоров). Акционерное общество может быть по решению общего собрания акционеров преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив.

7. Различия  между открытыми и закрытыми акционерными обществами:

закрытое общество не может производить открытую эмиссию акций;

в закрытом обществе у акционеров существует преимущественное право покупки акций общества;

число акционеров закрытого общества не может быть больше 50;

минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества - 1000 минимальных размеров оплаты труда, а закрытого - 100;

открытое акционерное  общество обязано публиковать для  всеобщего обозрения свой годовой  отчет.

Любое акционерное  общество обязано вести реестр акционеров. Акционерное общество ликвидируется, если на конец финансового года стоимость чистых активов общества становится меньше установленного минимального размера уставного капитала.

Дочерние и  зависимые общества не являются отдельной  организационно-правовой формой юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Производственный кооператив (артель) как организационно-правовая форма юридического лица.

Производственный кооператив (артель) - добровольное объединение граждан по принципу членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Подробная регламентация статуса производственных кооперативов содержится в Федеральных законах "О производственных кооперативах" от 8 мая 1996 года и "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 года (с изм. на 18 февраля 1999 года).

При управлении кооперативом каждый член имеет один голос, вне  зависимости от размера паевого  взноса. Прибыль и оставшееся после  ликвидации кооператива имущество делится между участниками обычно в зависимости от трудового участия.

Члены кооператива  несут дополнительную ответственность  по долгам кооператива.

Возможно участие  в производственном кооперативе  только капиталом (без трудового  участия). Однако такое участие не может быть более 25% паевого фонда кооператива. Члены производственного кооператива имеют право преимущественной покупки пая в имуществе кооператива.

Высший  орган кооператива - общее собрание членов, орган текущего управления - правление и (или) председатель. В кооперативах с числом членов больше 50 создается наблюдательный совет.

Производственный  кооператив может быть преобразован по единогласному решению его членов в хозяйственное товарищество или общество.

  1. Унитарное предприятие как организационно-правовая форма юридического лица.

Унитарные предприятия - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (п. 1ст. 113ГК).

Унитарные предприятия могут учреждаться только Российской Федерацией, субъектами федерации или муниципальными органами, которые являются собственниками закрепленного за унитарными предприятиями имущества.

Унитарные предприятия  обладают специальной правоспособностью.

  1. Выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Различия между ними следующие:
  • казенное предприятие может быть создано только Российской Федерацией;
  • субсидиарную ответственность по долгам казенного предприятия несет Российская Федерация;
  • казенное предприятие не может быть признано бан<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman


Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"