Шпаргалка по Гражданскому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:45, шпаргалка

Краткое описание

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по философии.docx

— 88.42 Кб (Скачать файл)

Ненасилие - система ценностей, этическая и социальная концепция и практика, состоящая в неприятии насилия, и отказу от использования насилия для достижения любых целей. Идея ненасилия особенно широкое распространение получила в индийских философских и религиозных учениях. Ахимса (санскрит. «непричинение боли или зла») - ключевой принцип в книгах Вед и в Джайна-сутре, в религиозно-философских учениях Будды и Махатмы Ганди. Ахимса означает воздержание от причинения малейшего вреда любому живому существу, наделенному душой.

В христианстве идеи ненасилия были сформулированы в Нагорной проповеди. Одной из провозглашенных в проповеди  заповедей было: «Кто ударит тебя в  правую щеку, обрати к нему и другую»

 В России этику «непротивления  злу насилием» последовательно  отстаивал Лев Толстой. В своём произведении «Закон насилия и закон любви» он писал «Будь добрым и не противодействуй злу силою». Этот принцип повелевает воздерживаться от мнимых обид, от возмездия, считает необходимым прощение, любовь вместо мщения во всех без исключения случаях. "Тот, кто хоть раз испытал радость отплатить добром за зло, тот никогда уже не пропустит случая получить эту радость", - писал Толстой.

Мартин Лютер Кинг, баптистский священник из штата Алабама (США), принял решение: “Мой народ пришел в движение. Я должен идти вместе с ним”. С этого момента и до своей смерти Кинг боролся за права человека в США, особенно за афроамериканцев. На идеи, которыми он завораживал и увлекал за собой массы людей, оказали влияние догматы индуизма, христианства, а также этическое учение Льва Толстого о непротивлении злу насилием. Кинг разработал и использовал тактику массового ненасильственного сопротивления (бойкоты транспорта, “сидячие”, “лежачие”, “коленопреклоненные”, “купальные” демонстрации). Разработать ее помогли Кингу труды В.Л. Гаррисона, Махатмы Ганди и Льва Толстого. Сам Кинг принцип ненасильственных действий считал “жизненной философией, которая определяет не только мое участие в борьбе за расовую справедливость, но и мою связь с людьми, связь с самим собою. Я остаюсь верен этому принципу”.

В современном обществе, идущему  по пути глобализации, господствующее положение занимает идея толерантности как ненасильного, терпимого поведения и отношения к представителям «иных», «чужих» народов, наций. Толерантность провозглашается общечеловеческим принципом согласного мирного существования.

37. СВОБОДА  И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его  способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Французский экзистенциалист Ж. П. Сартр не делал различия между бытием человека и его свободой. “Быть свободным, - писал он, - значит быть проклятым для бытия - свободы”. Его же знаменитое выражение: “Мы приговорены к свободе”. Согласно Сартру, человек находится в определенной ситуации, в рамках которой он должен сделать соответствующий выбор. Всякого рода принуждение извне не может отменить свободу человека, ибо он всегда имеет поле возможностей для своего выбора. Для Сартра свобода есть абсолютная ценность. Гегель считал, что начальное бытие свободы возможно только через государство. Поэтому он придает такое огромное значение теории государства. Народ не может быть, по Гегелю, свободен сам по себе. К тому же идеальная свобода, считал Гегель, есть свобода в сознании, не больше.

Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов. Ответственность обусловлена уровнем развития общественного сознания, уровнем социальных отношений, существующими социальными институтами.

 

38. ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Сущность права состоит в том, что оно - способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. «Справедливость, не поддержанная силой, немощна» (Блез Паскаль). Развернутую теорию справедливости как основы права создал Аристотель. Он различал два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость - это та, которой люди руководствуются при обмене ценностями или возмещении ущерба. Распределяющая справедливость признает справедливым как равное, так и неравное распределение между различными лицами в зависимости от их вклада в общественное благо. Единство права и справедливости зафиксировано в формулах римского права: «право есть искусство добра и справедливости»; «в праве нужно в максимальной степени обращать внимание на справедливость»; «предписания права следующие: честно жить, другого не обижать, каждому воздавать должное». Согласно Цицерону, смысл справедливости «состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью...». Она (справедливость) «воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними», все люди, независимо от фактических предпосылок, подчинены этому всеобщему естественно-правовому принципу. Справедливость предполагает существование в обществе правового начала и способов его применения для регулирования общественных отношений.

 Аврелий Августин утверждал, что справедливость выступает необходимым свойством права и выступает в качестве критерия для того, чтобы отличить право от неправа и насилия, государство - от банды разбойников.

Бекон утверждал, что “справедливость  есть то, что объединяет людей и  создает основания для права”. Гоббс в пишет: "Справедливость, т.е. соблюдение соглашений, есть правило разума, запрещающего нам делать что—либо, что пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть естественный закон".

Гегель утверждал, что справедливость и несправедливость понятия относительные и справедливость в любой момент может обернуться несправедливостью.

 По Марксу, справедливость —  это выражение существующих экономических  отношений. Ее содержание и  состояние зависят от существующего  способа производства, следовательно, все, не соответствующее данному способу производства, несправедливо.

 

 

39. Нравственные  ценности, мораль

Нравственные (моральные) ценности —  это то, что еще древние греки  именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.Нравственные ценности, этика гуманизма составляют ядро гуманистического мировоззрения. Пространство нравственных отношений исключительно обширно, оно обнимает все сферы внутреннего мира человека и все области его внешних социальных отношений. Всегда и везде человек может и должен стремиться к тому, чтобы вести себя нравственно, хотя далеко не всегда мы абсолютно уверены в фактической благотворности нашего морального поступка или в том, что мы поступили наилучшим образом. Нередко мы совершаем выбор между различными нравственными ценностями, неизбежно принося какие-то из них в жертву другим. Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т.е. оцениваем как добрые, благие, хорошие и т.п. В основе нравственного поступка лежат (1) естественные моральные чувства человека, уходящие своими корнями в мир общения высших животных; (2) позитивные качества человека; (3) благоприобретенные нормы и принципы морального поведения личности. Современный американский гуманист Пол Куртц в работе «Запретный плод. Этика гуманизма» предлагает следующий каталог общих моральных норм: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, согласие на сексуаль­ные отношения, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество. Самой общей категорией для обозначения моральных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенно большую совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения. Одним из наиболее трудных вопросов этического разума является проблема природы добра, нравственного.

 

 40.Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни

 Слово «эстетика» происходит от греческого aisthetikos - чувствующий, чувственный. Сферой практического применения эстетики является художественная деятельность, продукты которой - произведения искусства - подлежат оценке с точки зрения их эстетической ценности. В процессе воспитания у человека формируются различные эстетические ценности (вкус), отвечающие представлениям о добре и красоте, прекрасном и безобразном, трагическом и комическом.

Красота есть мера соответствия сущности вещи и ее внешнего облика, ее чувственного образа. Вещь, которой в полной мере выразить свою природу в своем наличном, чувственно воспринимаемом бытии, именуется «прекрасной» (в противном случае она считается «безобразной»).

Принципом, уравновешивающим противоположности, является гармония, служащая мерилом эстетических ценностей. В античной философии гармония означала порядок и согласованность космоса, доступный в понимании и чувствах человека через музыку, т.е. последовательность тонов. В эпоху Возрождения поиск гармонии был связан с исследованием строения тела человека, признанным эталоном красоты и пропорции.

В настоящее время господствует релятивистский взгляд на категории  эстетики, художественные ценности, которые  рассматриваются соотносительно с  индивидуальными потребностями в красоте, добре, истине, что значительно затрудняет их понимание и философское объяснение.

В эстетических концепциях XIX-XX вв. преобладает  смещение акцентов в сторону интереса к творческой личности. Искусство рассматривается в качестве средства самораскрытия внутреннего мира художника, а также универсального средства общения и осмысления действительности.

 Проблематика современной эстетической  науки широка: в ней представлены  эстетическое сознание (как синтез эстетического чувства, эстетического вкуса и эстетической оценки), эстетическая деятельность, самой специфической формой которой является искусство, теоретическое осмысление процессов художественного творчества и восприятия произведений искусства, общие закономерности развития художественной культуры.

 Эстетические воззрения являются  частью собственно философских  исследований, искусствоведческих изысканий, явно прослеживаются в произведениях художественной литературы (что особенно характерно для экзистенциальной эстетики).

 

 

41. Представления  о совершенном человеке в различных   культурах

В культуре прошлого нет единого представления о совершенном человеке. Данный факт может привести либо к релятивизму (признание относительности общезначимых норм чрезвычайно затрудняет совместную жизнь людей, которая основывается на общих или взаимодополнимых ценностях, идеалах, смыслах), либо к догматизму (может насаждаться такая культура, к-я, рассматривая богатство, многообразие действительности как помеху к единению, будет стремиться все унифицировать, сделать единообразным). В античности человек мыслился как часть Вселенной, как малый мир, микрокосмос. Совершенный человек - это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. Совершенный человек в христианстве - это второй Адам, Иисус Христос. Особую роль в данной религиозной традиции отводят не столько человеческому разуму, поврежденному грехопадением, сколько Откровению Бога. Согласно Библии человек это прах и пепел, глина, которая оживлена Божьим дыханием. Таким образом, человек полностью зависит от Бога, единственного подателя жизни во Вселенной. В Новое время с ослаблением античного и средневекового чувства греховности появилось представление о могуществе человека и божественной силе его интеллекта, посредством к-го он может господствовать над природой. Человеческому разуму были предписаны все способности Логоса, Бога: постигать истину, целеполагать, системосозидать, упорядочивать хаос эмпирического бытия, конституировать мир явлений и т.д. Наряду с возвеличиванием человека и его разума, происходит обожествление природы и культуры. Совершенный человек эпохи Нового времени - это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. Научное миропонимание включает в себя объяснение Вселенной и человека путем использования эмпирических наблюдений и общих логических операций для построения теоретической модели мира в целом на основе принципа натурализма. Ориентация на последний привела к крушению антропоцентризма. Согласно естественнонаучному направлению, мир сам по себе не имеет разумности и цели, нравственное существование человека в нем возможно лишь на основе мыслящего самосознания, призванного во мгле бытия "собою заменять свет звезд". В экзистенциализме А. Камю преодоление абсурда является важнейшей задачей человека. Для современников совершенным человеком является образ древнегреческого героя Сизифа, упорно совершающим свой бессмысленный труд. Перефразируя Тертуллиана можно так выразить лозунг атеистического экзистенциализма:"Живу, ибо абсурдно".

 

42. сознание  и его смысл

Сознание есть уяснение субъектом природы определенных явлений и процессов. Оно выступает как результат познания, и способом его существования является знание. Сознание – это способность к различению. Сознание – это деятельность по избирательному отражению действительности. Сознание – высшая способность психического отражения действительности Познание - последовательное движение к знанию Ноумены – (основные компоненты структуры сознания) чистые вневременные сущности, схожие с сущностями Платона. Интенциональность – существенная характеристика сознания, означающая направленность на объект. Диалогичность – сознание можно рассматривать как внутренний диалог «я» и «ты». Диалектико-материалистическая концепция сознания определяется как функция высокоорганизованной материи – человеческого мозга.

Общественное сознание – аналог духовной культуры. Индивидуальное сознание – сознание конкретного человека. .

 Сознание — это способность  субъекта соотносить себя с  миром, вычленять себя из мира  и противопоставлять себя ему.  В этом случае возникает разговор  о соотношении субъекта и объекта,  сознания и мира. В противоположность  сознанию, мышление есть способность мыслить — фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание — необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.

Структура сознания (Спиркин)Когнитивная (познавательная) Эмоциональная Волевая

Структура сознания (К.Г.Юнг) Адаптацию - Юнг считает главной функцией сознания (бессознательного). Адаптация шире чем понятие познание.

 Проблема сознания в истории философии

Демокрит разделял огненные души, которые соответствовали разуму, и мокрые, которые мы бы сейчас назвали бессознательным.

Средневековая философия в лице Августина говорит о некотором внутреннем опыте субъективности, который выше, чем сознательный опыт.

Новое время Лейбниц говорит о существовании неосознанной психики.

XX век. Фрейд постулирует первичность бессознательного по отношению к сознанию.

 

 

43. Самосознание  и память

Самосознание: субъективная форма  объективного мира. Самосознание по своей  сущности - есть социальное явление, есть отражение человеком собственного бытия. «Бытие - практично» - утверждал еще Л. Фейербах.

Информация о работе Шпаргалка по Гражданскому праву