Функции и механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение и анализ функций и механизма государства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- анализ функций государства;
- изучение и анализ механизма государства;
- обобщение материала по перечисленным вопросам.

Содержание

Введение 3
Глава I. Функции государства 5
1.1. Понятие и содержание функций государства 5
1.2. Внутренние функции государства 7
1.3. Внешние функции государства 14
Глава II. Механизм государства 19
2.1. Понятие механизма государства 19
2.2. Принципы организации, структура, характер взаимодействия основных звеньев (элементов) механизма государства 20
Заключение 25
Список использованных источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

Как сложная социальная система, государство для реализации своих  задач и функций не может существовать, не опираясь на определенный управленческий аппарат, способный к тому же принуждать к исполнению принимаемых государственных  решений. Государству необходим  особо организованный и структурированный  аппарат публичной власти. Он состоит  из различных государственных органов, учреждений, которые взаимодействуют  между собой и в совокупности представляют целостный, слаженно функционирующий  механизм. Причем, как правило, это  целостная, иерархически построенная  система государственных органов, учреждений и служб. Неслучайно механизм государства нередко отождествляется  с государственным аппаратом  в широком смысле [5].

Основу государственного механизма составляет особая система  органов, непосредственно связанных  с осуществлением тех или иных государственных функций. «Орган» происходит от греческого «organon», что значит «орудие, инструмент». Государственные органы - это относительно обособленные формализованные структуры, в совокупности образующие механизм государства и предназначенные присущими им методами осуществлять те или иные функции государства, используя в необходимых случаях меры государственного принуждения. Все органы государства взаимосвязаны и в той или иной степени взаимодействуют между собой.

Органы государства, будучи структурно и функционально самостоятельными, вместе с тем образуют единую систему. Эта система является как бы опорной  конструкцией, мощным каркасом государственного механизма. Кроме этого, в понятие  государственного механизма входит система особых организаций и  учреждений, предназначенных преимущественно  для обеспечения реализации принимаемых  властных решений. Речь идет, прежде всего, о государственных средствах  массовой информации (периодических  печатных изданиях, телерадиовещании), государственных образовательных  учреждениях (школах, высших учебных  заведениях), больницах, театрах, научно-исследовательских  институтах и т.п., а также о  принудительных учреждениях (в том  числе тюрьмах), вооруженных воинских формированиях (особых отрядах вооруженных  людей). Они также являются важными  компонентами государственной машины [2].

В механизм государства, таким  образом, включаются органы государственной  власти, административно-чиновничий аппарат, государственные учреждения, судебные органы, армия, полиция, войска специального назначения, разведка, а также принудительные учреждения. С их помощью государство  проводит свою политику и поддерживает определенный политический режим в  обществе.

2.2. Принципы организации, структура, характер взаимодействия основных звеньев (элементов) механизма государства

 

Принципы организации, структура, характер имеют свою специфику, предопределяемую особенностями того или иного типа государства. Вместе с тем эти характеристики могут трансформироваться по мере развития государственных институтов (институтов власти) и в пределах одного исторического типа государства.

Организация государственной  власти, построение государственного механизма во многом обусловлены  сущностью государства, стоящими перед  ним задачами и целями. На структуру  и функционирование механизма государства  влияют и форма государственного устройства, и форма правления, и  политический режим. Можно сказать, что механизм государства в значительной степени конструируется в соответствии с задачами, которые стоят перед  государством, с осуществляемыми  им функциями.

Основными составляющими  механизма рабовладельческого государства  выступали, помимо системы органов  государственной власти, разветвленный  административно-управленческий аппарат, налоговые органы, вооруженные формирования и прежде всего армия, полиция, суд. Механизм феодального государства  составляли система органов власти и управления, вооруженные дружины, армия, жандармерия, суды. Большую роль в жизни феодального общества и делах государства играла церковь.

В механизм буржуазного государства  включаются органы государственной  власти (прежде всего, представительные органы), чиновничество, судебные органы, репрессивный аппарат.

Государственный аппарат  эксплуататорских государств содержался за счет взимаемых налогов, всевозможных поборов и податей.

В эксплуататорских государствах деятельность государственного аппарата в основном направлена на защиту "совокупного  интереса" имущего класса, и неслучайно столь развитой там оказывается  именно репрессивная часть механизма  государства. Судебные органы используются как непосредственное орудие защиты интересов собственников. С помощью  постоянной армии правящие круги  осуществляют свою внешнюю политику, развязывают агрессивные, захватнические войны, подавляют национально-освободительные  движения, а также наиболее серьезные  выступления демократических сил внутри своих стран. Велико влияние милитаризма на политическую машину общества. Военная промышленность развивается в ущерб другим отраслям промышленности: на ее развитие тратятся большие средства, значительно превышающие расходы государства на образование, культуру и здравоохранение.

Органы разведки занимаются шпионской деятельностью, направленной против других государств. Полиция  используется как основная карательная  сила для подавления выступлений  демократических сил. Развивается  система служб информации и дезинформации, действует секретная полиция; распространение  получают слежка и подслушивание  телефонных разговоров, коррупция [9].

В демократических государствах построение системы государственных  органов традиционно основывается на таких классических принципах  конституционализма, как суверенитет  народа, верховенство парламента, разделение властей, законность.

От устройства государственного механизма во многом зависит эффективность  государственного воздействия на самые  разные стороны жизни общества, все  происходящие в нем процессы. Это  обеспечивается в том числе едиными  принципами функционирования государственного аппарата. Главными среди них являются законность, компетентность, профессионализм, правовая культура и гуманизм. Забота о человеке, обеспечение прав личности являются важнейшим принципом социальной политики современного демократического государства. Усиливающееся внимание к идеям гуманизма - сегодня одна из отличительных черт развития мирового сообщества.

Нужно подчеркнуть, что аппарат  современных государств, как правило, весьма громоздок и сложен в организационном  отношении; постоянно растет численность  чиновников, работающих в различных  административных органах, ведомствах и т.п. Объясняется это, прежде всего, тем, что государственный аппарат  приспособлен для осуществления  усложнившихся многообразных функций государства в современных условиях. Данное обстоятельство ставит перед государством двоякую задачу: с одной стороны, деятельность разных звеньев государственного аппарата должна быть хорошо скоординирована; с другой - государство должно укреплять демократические методы управления обществом и, соответственно, совершенствовать стиль работы государственного аппарата. Важной задачей современного демократического государства является борьба с бюрократическими барьерами, с коррумпированностью чиновничества. Эти негативные явления препятствуют нормальному развитию общества, порождая так называемый «правовой нигилизм» граждан, их отчуждение от власти, тем самым сужая социальную базу власти, ослабляя ее.

Понятие и признаки государственного органа. Орган государства - учреждение, участвующее в пределах своей  компетенции в осуществлении  функций государства и наделенное для этого соответствующими властными  полномочиями. Роль и место каждого  органа в механизме государства  непосредственно связаны с правовым статусом этого органа, закрепленного  в нормативных правовых актах, с  важностью и характером функций  государства, в осуществлении которых  данный орган участвует.

С развитием государства  могут появляться новые разновидности  государственных органов. В условиях научно-технического прогресса более  отчетливой становится тенденция к  дифференциации и специализации  государственных органов и вместе с тем совершенствуется механизм взаимодействия между различными системами  государственных органов и между  конкретными органами (сотрудничество и координация) в решении общих  государственных задач.

Выводы по главе  II

Механизм государства  есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Механизм государства - это целостная иерархическая  система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

 

 

 

Заключение

 

Функции государства –  это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

В каждом государстве государственные  функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью  факторов внешнего и внутреннего  характера, среди которых особо  выделяют своеобразие сущности конкретного  государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических  и иных проблем.

Функции государства показывают направления деятельности государства  в определенный исторический период.

Классификация функций государства  – выделение основных направлений  деятельности государства, которое  осуществляется по следующим основаниям:

По сфере деятельности государства:

Внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач.

Внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства.

По продолжительности  осуществления: постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития; временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи.

Механизм государства - это система  государственных органов, государственных  предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих задачи и функции  государства.

Признаки механизма государства: наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций; наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе; наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения; наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.

В структуре механизма государства  различают: государственные органы; государственные предприятия, учреждения, организации.

 

 

Список использованных источников

 

    1. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. – М.: БЭК, 1999. – 230 с.
    2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник – СПб.: Лань, 2011.
    3. Общая теория права. // Под ред. Пиголкина А. С.2-е изд.- М.: Проспект, 2010. – 560 с.
    4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: ТК Велби; Проспект, 2012. – 280 с.
    5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 148 с.
    6. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. 5-е изд., стереотипное. - М.: Юристъ, 2011. – 190 с.
    7. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: БЭК, 2012. 220 с.
    8. Теория государства и права. Курс лекций. /Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В.. – Саратов: Юриспруденция, 2012. - 180 с.
    9. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Норма, 2012. – 125 с.
    10. Энциклопедический словарь по юриспруденции. / Под ред. Селезнева Л.И. - М.: Норма, 2011.

 

 

 


Информация о работе Функции и механизм государства