Аппарат (механизм) государства, функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятия и функции государства.
Рассмотреть понятие аппарата (механизма) государства и его основные части.
Изучить характеристику государственных органов РФ.

Содержание

Введение………………………………………………….…….....................3
1. Понятия и функции государства………………………………….….....5
1.1. Понятие, содержание и признаки………………….....…...........5
1.2. Классификация функций государства……………….………....7
2. Понятие аппарата (механизма) государства
и его составные части……………………………………........................14
2.1. Понятия, признаки и принципы аппарата (механизма)
государства……………………………………………….................14
2.2. Органы государственной власти: понятия, признаки классификация………………………………………………………….....16
3. Характеристика государственных органов
Российской Федерации……………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………….…..26
Практическое задание …………………………………………………….28
Литература…………………………………………....................................29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая !!!.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской  Федерации

Уральский  институт коммерции  и права

Салехардский филиал

Кафедра  теории, истории  государства,

конституционного и  международного  права

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине

«Теория государства  и права»

на тему

«Аппарат (механизм) государства,

 функции государства»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Выполнила студентка

                                                                                                          Дружинин Н.И.

                       группа: 1107 курс 1

                       дневного отделения

                       Научный руководитель:

                       Колоткина О.А.

 

 

 

 

 

Салехард 2008

Содержание

Введение………………………………………………….…….....................3

1. Понятия и функции   государства………………………………….….....5

1.1. Понятие, содержание и признаки………………….....…...........5

1.2. Классификация функций государства……………….………....7

2. Понятие аппарата  (механизма) государства

   и его составные  части……………………………………........................14

2.1. Понятия, признаки  и принципы  аппарата (механизма)

государства……………………………………………….................14

2.2. Органы государственной  власти: понятия, признаки классификация………………………………………………………….....16

3. Характеристика  государственных   органов 

Российской Федерации……………………………………………. 17

Заключение…………………………………………………………….…..26

Практическое задание …………………………………………………….28

Литература…………………………………………....................................29

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие государственного аппарата можно рассматривать как в широком так и в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

В широком смысле государственный  аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом  понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

Принцип разделения властей  является одним из важнейших принципов  организации и деятельности государственных  органов. Он получил конституционное  закрепление во многих странах.

Актуальность данного исследования состоит в том, что Российское государство стремится стать правовым, и для того чтобы осуществить данную задачу необходимо совершенствовать механизм государства и четко разделять его функции.

     Объектом  исследования -  данной  темы  является  государство и его органы.

Предметом – современный механизм Российского государства.

Основной целью  исследования является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.

Для достижения  основной цели были поставлены  следующие  задачи:

    1. Изучить понятия и функции государства.
    2. Рассмотреть понятие аппарата (механизма) государства  и его основные части.
    3. Изучить характеристику  государственных  органов РФ.

При  изучении и  анализе материала данной  темы  мы  воспользовались  историческим, формально-юридическим и системным методами.

Источниковой базой  настоящей работы явились исследования таких ученых как А.Б.Венгеров, С.А Комаров, М.В. Баглай.  

Структура работы представлена такими элементами как введение, тремя главами, 4 параграфа, заключением, списком литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятия и функции государства

1.1 Понятие,  содержание и признаки государства

 

Государство – это  исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим  строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества1.

Государство – сложная  политико-правовая  форма организаций  общественной жизни. Оно призвано служить  средством управления  общественным процессом (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение  законности и порядка, безопасности граждан и общества). 2 

         Термин “функции государства” применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.

Государственные функции  характеризуются некоторыми общими чертами:

1. Содержание каждой  функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

2. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Сказанное не умаляет значения отдельных органов в осуществлении определенных функций государства, поскольку иногда эти органы играют ведущую роль в решении основных задач государства (например, ведущая роль вооруженных сил в выполнении функции обороны страны от нападения извне).

Таким образом, функции  государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.

3. Функции государства  носят комплексный, собирательный  характер. В них воплощается сосредоточение  усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях  его внутренней или внешней деятельности.

4. Функции государства  необходимо также отличать от  видов государственной деятельности, которые могут осуществляться  либо специально уполномоченными  на то органами, либо структурными  подразделениями различных органов  государства. Видами государственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел, таможенный контроль.

5. Функции государства  нельзя отождествлять с формами  и методами их реализации. Основными  правовыми формами осуществления  функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.

 

1.2 Классификация  функций государства

В научных и практических целях функции государства могут  быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся  на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и  временные, появление которых вызвано  специфическими условиями общественного развития. По сферам политической направленности, функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, и внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

Если рассматривать  принцип разделения властей то можно  классифицировать функции государства на законодательную (правотворческую), управленческую, правоохранительную а также судебную и информационную. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной, исполнительной и судебной, но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях.

Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая  характеризует деятельность четвертой, не формальной ветви власти — средств массовой информации. Эта функция, имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

В теории государства  и права наиболее распространено разделение функций на внутренние и внешние, т. е. определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя функция).

Основные внутренние и внешние функции государства.

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное  регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость, как производителей так и потребителей социальных благ.

Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

1) определенная и достаточно  жесткая налоговая политика, которая  позволяет государству успешно  решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;

2) создание наиболее  благоприятных условий хозяйствования  в приоритетных отраслях экономики,  развитие которых дает наибольшую  выгоду обществу в целом.

2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

В правовом государстве  распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Его социальная политика предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Информация о работе Аппарат (механизм) государства, функции государства