Функции и механизм государства (на примере РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функции и механизма государства. Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор функций государства, далее дано подробное описание классификации функций государства, что соответствует поставленным целям и задачам. Во второй главе объясняется понятие механизм государства и его признаки, также рассматривается его полная классификация. В процессе работы была использована научная и периодическая литература. Думаю, что знание таких понятий, как функции государства, является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма. Представляется что вопрос о функциях и механизме государства имеет не только теоритическое но и практическое значение.

Содержание

Введение.
1.Функции государства: понятие, классификация.
Понятие функций государства.
Классификация функций государства.
1.3.Формы и методы реализации функций.
2. Механизм государства.
2.1. Понятие, признаки механизма государства.
2.2. Орган государства как элемент механизма государства: понятие, признаки, классификация.
Заключение.
Практическое задание.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

Уральский институт коммерции и права

Кафедра государственно – правовых и социальных дисциплин

 

 

 

Курсовая работа

 

по Теории государства и права

            на тему: «Функции и механизм государства

                            (на примере РФ)»

 

 

                                          

 

                                       

                                        Выполнила: студентка 1 курса

                                  заочного отделения полной

               формы обучения

                                    Матвеева Дарья Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2013г.

 

 

Содержание:

Введение.

1.Функции государства: понятие, классификация.

    1. Понятие функций государства.
    2. Классификация функций государства.

1.3.Формы и методы реализации функций.

2. Механизм государства.

2.1.  Понятие, признаки механизма государства.

2.2. Орган государства как элемент механизма государства: понятие,               признаки, классификация.

Заключение.

Практическое задание.

Список литературы.                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена теме Теории государства и права, как «Функции и механизм государства (на примере РФ)». Эта тема актуальна для современного общества в условиях бурного обновления законодательств, в период кризиса жизненных ценностей которое переживает современное общество и что любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица. Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению.

Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления  функции и механизма государства.  Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор функций государства, далее дано подробное описание классификации функций государства, что соответствует поставленным целям и задачам. Во второй главе объясняется понятие механизм государства и его признаки, также рассматривается  его полная классификация. В процессе работы была использована научная и периодическая литература. Думаю, что знание таких понятий, как функции государства, является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма. Представляется что вопрос о функциях и механизме государства имеет не только теоритическое но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его с разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функции предоставляется возможность с точностью определить характер деятельности государства. Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические основы

вопроса о функциях и механизма государства. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:

  • Дать общую характеристику самого понятия  "государство" и «функции государства». Показать  особенности    функционирования государственного механизма;
  • Рассмотреть и проанализировать классификацию функций государства;
  • Дать ответ на вопрос, что же такое механизм государства, определить его понятие и признаки;
  • Проанализировать классификацию органов государства;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Функции государства: понятие, классификация

1.1.Понятие функций государства

Определение государства в международном праве:

На 2013 год не существует единого юридического определения термина «Государство», всецело признанного наукой и всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет соответствующих полномочий определять, является ли то либо иное образование государством или нет. Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году только несколькими американскими государствами.

Определение государства в науке:

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения:

 1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры;

2. Страна, находящаяся под управлением  политической организации, осуществляющей  охрану её экономической и  социальной структуры.

Приведём ещё несколько определений государства:

Государство — это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство.

Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий.

Государство — это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт — правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией.

  Термин «функции государства» в отечественной и иностранной научной литературе имеет различные значения. Само понятие «функции» не является собственно юридическим.

В философском и общесоциологическом плане оно рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функции врача, полисмена и.т.п.)1

Применительно к  государству трактовка термина функции становится еще более многогранной.

В трудах значительной части правоведов стран ближнего и дальнего зарубежья функции государства рассматриваются как основные направления его деятельности, как стороны их социального назначения, виды социальной деятельности. Подобную точку зрения высказывает и И.С. Самощенко. Он считает, что функции государства – это его социальное назначение внутри и вне страны.2

Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на собственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями Государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.

Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача — на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.

Функции — это такие объективно необходимые направления предметной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться. Они устойчиво сложились в определенных сферах общественной жизни, и требуют согласованных управленческих решений и действий всех составных частей государственного механизма. Поэтому функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных государственных органов.

Функции отражают не только направления избирательного воздействия государства, но и согласование, сопоставление управленческой деятельности государства с аналогичной деятельностью иных общественных объединений. Поэтому функции государства объективно обусловлены закономерностями функционирования данной политико-правовой системы, особенностями взаимодействия общества и государства, актуальными целями и задачами, встающими перед ними как на протяжении всей истории использования государства, так и в определенный исторический период. В то же время они выделяются из числа иных направлений деятельности государства не столько по степени важности выполняемых задач, сколько по степени общности, комплексности деятельности государства. При их реализации велико значение и субъективного фактора, так как только от людей зависит, насколько верно поняты эти закономерности и насколько адекватно выбраны средства и способы решения стоящих перед обществом проблем.

При этом каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей).

Перечень и содержание функций конкретного государства предопределяются целым комплексом факторов внутреннего и внешнего характера. Среди этих факторов особо следует выделить своеобразие сущности государства (чьи интересы оно выражает и обеспечивает), особенность и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и других проблем, стоящих перед данным обществом.

Поэтому на одном этапе исторического развития государства приоритет может отдаваться экономическим, на другом — политическим или социально-культурным функциям, на третьем — функциям обороны и т. д. Причем если сами функции остаются относительно постоянными, то формы и методы их осуществления изменяются порой весьма значительно в зависимости от задач, стоящих перед обществом.

На заре своего существования государство выполняло весьма небольшой перечень функций. Содержание большинства из них носило ярко выраженный классовый характер. Государство активно поддерживало социальное расслоение общества и обеспечивало преимущественное удовлетворение интересов экономически господствующих кланов и социальных групп.

По мере развития и усложнения социальных связей, изменения положения человека в окружающем мире возрастает управленческая роль государства, меняются его функции. Одни из них отмирают, теряя былое значение, другие изменяются, третьи возникают вновь.

Классовое содержание функций современного государства проявляется не столь жестко и открыто, как это было ранее. Для этого используются косвенные способы, связанные с системой налогов и сборов, трудового законодательства и т. д. Повышается значимость общесоциальных функций. Качество их выполнения предопределяет ценность и социальную востребованность государства в целом. Невнимание именно к этим функциям вызывает ослабление, а порой и исчезновение государств. В функциях наглядно проявляются национальные особенности страны, так как государство обязано обеспечивать геополитические интересы этноса, поддерживать развитие национальной культуры, языка и т. п. По функциям можно судить о том, кому служит данное государство, чьи интересы выражает.

Особую актуальность для функций современного государства приобретают факторы, вызывающие необходимость межгосударственного сотрудничества для решения проблем выживания цивилизации в целом. К ним относятся, прежде всего, экологические проблемы, отражающие негативные последствия научно-технического прогресса, вопросы ядерного вооружения, демографические, сырьевые и иные международные проблемы современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Классификация функций государства  

В научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям.

По времени действия функции делятся на: 
- постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования);- временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).

 

 

  По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на: 
- внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества); 
- внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).

Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. 
  По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на: 
- экономические; 
- политические; 
- социальные; 
- осуществляемые в духовной сфере.  
 
        По принципу разделения властей  функции государства классифицируются на:  
- законодательные (правотворческие); 
- управленческие; 
- правоохранительные (в том числе судебные); 
- информационные.

Информация о работе Функции и механизм государства (на примере РФ)