Участие граждан в политической жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью этого исследования является рассмотрение роли политических прав в становлении гражданско-правового общества

Согласно цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть сущность политических прав гражданина;

2) описать систему политических прав гражданина;

3) описать пути реализации политических прав гражданина

Содержание

Введение
4

1 Сущность политических прав граждан
6

1.1 Понятие основ правового статуса личности
6

1.2 Понятие и виды политических прав
7

1.3 Гарантии и ограничения политических прав
11

2 Система политических прав
16

2.1 Свобода мысли, слова, печати
17

2.2 Свобода объединений (ассоциаций)
19

2.3 Свобода собраний, митингов и демонстраций
22

2.4 Право обращений
25

2.5 Право участвовать в управлении делами государства
28

Заключение
34

Список использованных источников
36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

     Наиболее  значимым и влиятельным источником информирования общества и личности являются СМИ. Под СМИ понимаются пресса, радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, информационные агентства  и иные формы периодического распространения массовой информации, предназначенной для неограниченного круга лиц.

     Конституционное установление о гарантированности  свободы массовой информации конкретизировано в Законе «О средствах массовой информации»  и распространяется на все виды СМИ – государственные, общественные, частные. Воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности СМИ Закон определяет как ущемление свободы массовой информации, влекущее уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством. В то же время Закон признает недопустимым и злоупотребление свободой массовой информации, влекущее такую же ответственность.

     Данный  Закон также гарантирует запрет цензуры. Статья 3 Закона определяет цензуру  массовой информации как требование от редакции СМИ со стороны должностных  лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений  предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. В советские времена цензурой повсеместно занималась такая организация, как Главлит. Названный Закон четко определяет, что не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностных лиц, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации [15, с. 136].

     Защита  свободы массовой информации осуществляется и в судах. В декабре 1993 г. была образована Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, действующая на основе Положения  о ней, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 января 1994 г. Палата не входит в систему судебных органов. Ее основной задачей является содействие Президенту в эффективной реализации им конституционных полномочий гаранта закрепленных Конституцией прав, свобод и законных интересов в сфере массовой информации. Судебная палата рассматривает споры, связанные с ущемлением свободы массовой информации или с недобросовестным использованием этой свободы, с обеспечением принципов равноправия и политического плюрализма в сфере массовой информации, другие споры и дела в этой сфере, если они не отнесены к юрисдикции судов. Судебная палата выносит решения и рекомендации в адрес СМИ, вправе вносить представления в прокуратуру, суд, другие органы.

     Как уже отмечалось выше, собственно свобода  печати Конституцией не урегулирована.

     Можно, конечно, обосновать отсутствие упоминания о свободе печати тем обстоятельством, что она является частным проявлением  свободы выражения своих мнений. Но этот аргумент не соответствует  международно-правовым обязательствам России. Международный пакт о гражданских и политических правах в числе способов выражения мнения указывает использование печати как самостоятельное правомочие граждан. 
 

     2.2 Свобода объединений  (ассоциаций) 

     Важным  правом, имеющим тесное отношение  к участию граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ).

     Это право дает гражданам возможность  использовать в указанных целях  различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех  или иных задач.

     «Эсеры  в среду внесли в Госдуму законопроект, упрощающий процедуру организации и проведения забастовок, сообщили в аппарате нижней палаты парламента. Авторы документа, депутаты фракции «Справедливая Россия» во главе с ее руководителем Николаем Левичевым, предлагают, в частности, разрешить трудовым коллективам проводить «забастовки солидарности» с протестующими на соседних предприятиях и предприятиях той же отрасли. Сейчас российские трудящиеся такого права не имеют.

     Эсеры также предлагают обязать работодателей  выплачивать зарплату во время проведения «акций протеста». «Участникам забастовок должно быть гарантировано соблюдение всех прав, описанных в Трудовом кодексе», – считают авторы законодательной инициативы.

     Депутаты  также предлагают убрать из Трудового  кодекса нормы, по которым организаторы забастовки обязаны объявлять о ее продолжительности. Сейчас отсутствие этой информации служит основанием для отказа в разрешении на ее проведение. Согласно действующему законодательству, чтобы выдвинуть свои требования работодателю или начать забастовку, трудящиеся должны предварительно провести общее собрание с кворумом более половины работников организации либо конференцию с участием делегатов от двух третей работников.

     Авторы  документа подчеркивают, что на крупных  предприятиях организациях «организовать такие мероприятия чрезвычайно сложно», и предлагают снизить минимальное число работников, необходимое для организации забастовки. «Положения действующего Трудового кодекса фактически лишают возможности граждан легально проводить забастовки и таким образом отстаивать свои трудовые права», – отмечают авторы законопроект.

     Согласно  данным Росстата, в 2009 году в России прошла всего одна зарегистрированная забастовка. Вместе с тем, по информации Центра социально-трудовых прав, в разгар кризиса в 2008 году в стране прошло более сотни забастовок, а в 2009 году их число увеличилось на 75% по сравнению с предыдущим годом.» (официальный сайт: www.rg.ru, 16.02.2011 («Российская газета») [37].

     Общественные  объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

     Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства (см. часть третью статьи 62 Конституции РФ), исключением  являются политические партии, права, на создание которых и участие  в которых имеют только граждане России.

     Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергаться определенным ограничениям. Ограничения на пользование  правом на объединение устанавливаются  Конституцией и федеральными законами. Например, на основании статьи 56 Конституции  РФ отдельные ограничения права на объединения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения.

     В статье 30 Конституции РФ ничего не говорится  о политических партиях, но право  на их создание вытекает из ч. 3 ст. 13 Конституции. Часть 4 этой же статьи закрепляет принцип равенства общественных объединений перед законом.

     Конституционное право каждого на объединение  включает в себя право создавать  на добровольной основе общественные объединения для защиты общих  интересов и достижения общих  целей; право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Таковы суть и содержание права на свободу объединения или, как принято формулировать в международных документах и зарубежных конституциях, права на свободу ассоциации с другими. Оно может осуществляться по достижении 18 лет, а применительно к профсоюзам, молодежным общественным объединениям – с 14, детским – с 10 лет.

 

     2.3 Свобода собраний, митингов и демонстраций 

     Одной из политических свобод, входящих в  правовой статус гражданина, является конституционная свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

     Свобода манифестаций как важный элемент  правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.

     Правовое  регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода к объективно-реалистическому [16, с. 37].

     Конституция СССР 1977 г. и вслед за ней Конституция  РСФСР 1978 г. в первоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений  на способы реализации названной  свободы. При формальном закреплении политических прав граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение традиции, виновного ждала суровая кара. Когда же в условиях «перестройки» манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер, исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов и областей поспешили принять временные правила организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пытаясь восполнить образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили разрешительный порядок реализации этой субъективной свободы, возникло противоречие между нормой Конституции и положениями указанных актов [21, с. 35].

     25 мая 1992 года принят Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». В нем установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 года, о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не допускалось использование его для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

     Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:

     - собрания – совместного присутствия  граждан в заранее определенном  месте и в заранее определенное  время для коллективного обсуждения  и решения каких-либо вопросов.

     - митинга – формы организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время.

     - демонстрации – формы организованного  выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни.

     - шествия – формы демонстрации, проводимой путем передвижения  граждан по заранее определенному  маршруту.

     - пикетирования – формы публичного  выражения коллективного или  индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

     Инициаторами  проведения публичных мероприятий  могут быть граждане, достигшие 18-летнего возраста, уполномоченные общественных организаций и других общественных объединений, отдельные группы граждан.

     Уведомление в виде письменного заявления  подается местной администрации  специально уполномоченным лицом не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты проведения публичного мероприятия. В заявлении указываются цель, форма, место проведения мероприятия или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных, организаторов, места их жительства и работы, учебы, дата подачи заявления. Не позднее, чем за 5 дней до мероприятия администрация сообщает уполномоченному о принятом решении.

     Публичное мероприятие должно проводиться  в соответствии с целями, указанными в заявлении, в определенные сроки и в указанном месте.

     При проведении мероприятия его организаторы и участники обязаны соблюдать  законы, общественный порядок. Запрещается  иметь при себе оружие, специально подготовленные предметы, которые могут  быть использованы против жизни и здоровья людей и для причинения материального ущерба.

     Государственные органы, общественные объединения, должностные  лица, а также граждане не вправе препятствовать публичным мероприятиям, проводимым в установленном порядке.

     Проведение  публичного мероприятия может быть запрещено, если цель его проведения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям или уставам ее субъектов, а мероприятие угрожает общественному порядку и безопасности граждан [20, с. 22].

     По  требованию представителей органов власти публичное мероприятие может быть прекращено в случаях, если не было подано заявление о его проведении; если состоялось решение о его запрещении; если нарушен порядок его проведения; если возникла опасность для жизни и здоровья людей; если нарушен общественный порядок.

Информация о работе Участие граждан в политической жизни общества