Власть в гражданском и политическом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 16:30, лекция

Краткое описание

Под гражданским обществом чаще всего понимается независимая от государства и существующая наряду с ним особая сфера общественной жизни, состоящая из различных социальных групп, движений, объединений, культурных, национальных, территориальных и иных общностей и служащая важнейшей формой выражения многообразных интересов личности. В систему гражданского общества входят экономические, брачно-семейные, этнические, воспитательные, образовательные, культурные, информационные, религиозные отношения, способные существовать и развиваться относительно независимо от государства

Вложенные файлы: 1 файл

ВЛАСТЬ В ГРАЖДАНСКОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ.docx

— 20.36 Кб (Скачать файл)

ВЛАСТЬ В ГРАЖДАНСКОМ  И ПОЛИТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Сущность и содержание политической власти четче выявляются на фоне рассмотрения взаимодействия гражданского и политического общества.

 Под гражданским обществом чаще всего понимается независимая от государства и существующая наряду с ним особая сфера общественной жизни, состоящая из различных социальных групп, движений, объединений, культурных, национальных, территориальных и иных общностей и служащая важнейшей формой выражения многообразных интересов личности. В систему гражданского общества входят экономические, брачно-семейные, этнические, воспитательные, образовательные, культурные, информационные, религиозные отношения, способные существовать и развиваться относительно независимо от государства. «В отличие от государственного единства, то, что мы называем «гражданским обществом», есть общественное единство, спонтанно складывающееся из вольного сотрудничества, из свободного соглашения воль отдельных членов общества» .

 Фундаментальная  для современной политологии  идея гражданского общества, позволяющая  представить наиболее целесообразное  распределение власти между политической  и неполитической сферами общественной  жизни, вызревала постепенно. Если  у Гоббса гражданское общество  слито с государством и противоположно  естественному состоянию, где  нет ни государства, ни законов,  то у Канта в «Критике практического  разума» как раз начинается  движение к разделению понятий  государства и гражданского общества, выделяется его специфика. Она  заключается (и в этом видится  его отличие от естественного  состояния) в господстве общей  воли, воплощенной в государстве,  обеспечивающем, но не нарушающем  права его членов.

 У Гегеля гражданское  общество выступает в качестве  социальной сильно опосредующей  отношения между личностью и  государством, это ступень движения  объективного духа к государству,  система разнообразных социальных  связей, и потребностей, основанных  на частной собственности, ее  признании и охране.

 Весьма существенным  признаком гражданского общества  является экономическая и социальная  свобода его индивидов. Эта  свобода может быть там и  тогда, где и когда индивиды: не отчуждены от собственности,  а выступают в качестве ее  полноправных субъектов; не обречены  на необходимость существования  в условиях одной лишь формы  собственности, а располагают  возможностями широкого их выбора; не отделены от результатов  своего труда, а справедливо  распоряжаются ими; не ограничены  заранее очерченными рамками  тех или иных социальных общностей  (семьи, социальной группы, класса, нации и т. д.), а имеют право  на более автономную самоорганизацию для выражения и защиты своих интересов.

 Важный признак  гражданского общества состоит  также в том, что оно апеллирует  к естественным, неотчуждаемым правам  человека, создает необходимые условия  для наиболее полного удовлетворения  потребностей личности, социальных групп и классов, для надежной и эффективной защиты их интересов. В свою очередь сам человек как член гражданского общества рассматривает себя в качестве основного субъекта утверждения этого человеческого мира и соответствующих ему человеческих отношений.

 Если попытаться  коротко определить гражданское  общество, то можно сказать, что  оно представляет собой совокупность  естественных форм общественной  жизнедеятельности индивидов, призванных  главным образом негосударственными  и неполитическими методами обеспечивать  удовлетворение их потребностей  и интересов.

 Что касается  политического общества, то оно  не что иное, как официальное  выражение гражданского общества. Ведущую роль в политическом  обществе играют институты и  учреждения политической власти. На первом месте среди них  стоит государство, потому что  именно оно претендует прежде всего на официальное выражение гражданского общества. Сказанное объясняется тем, что государство объединяет всех людей, проживающих на его территории. Оно выступает в качестве той формы, в которой составляющие общество индивиды выражают себя как некое коллективное целое. Для осуществления своих функций государство как своеобразный коллективный орган располагает не только особым аппаратом управления, но и особой системой социальных норм — правовых норм, имеющих общеобязательное значение. Важная роль в политическом обществе принадлежит также политическим партиям, которые, выступая от имени тех или иных слоев и социальных групп гражданского общества, ведут борьбу за обладание государственной властью, стремясь таким путем сделать свои интересы всеобщими.

 С тех пор  как возникло государство, гражданское  и политическое общества не  только сосуществуют друг с  другом, -но и весьма своеобразно взаимодействуют между собой. На характер этого взаимодействия оказывают влияние многие факторы. Прежде всего это степень цивилизованности и гражданского, и политического общества. Цивилизованность гражданского общества означает его экономическую, социальную и духовную организованность и упорядоченность, а также готовность к самоуправлению. В этом смысле цивилизованно-гражданское общество как организованно управляемое общество противопоставляется природно-естественному обществу как стихийно-неуправляемому обществу. В свою очередь, цивилизованность политического общества предполагает его способность к рациональному регламентированию общественных отношений с помощью государства. Иначе говоря, цивилизованным может считаться такое политическое общество, которое не противостоит гражданскому обществу, не подавляет его, а, наоборот, создает наиболее благоприятные государственно-правовые условия для его функционирования.

 Таким образом,  идея гражданского общества, используемая  в качестве методологического  принципа, позволяет определить  пределы политики, рассматривать  государство лишь как надстройку  над огромным количеством социальных  связей, интересов и организаций,  способных существовать самостоятельно, без обязательного политического  доминирования и контроля.

 Гражданское общество  выступает в роли демократического  компенсаторного механизма, призванного  перераспределять власть государства,  а политическое общество использует  свои властные полномочия для  предотвращения деструктивных проявлений  как с той, так и с другой  стороны.

 На характер  взаимодействия гражданского и  политического общества несомненное  влияние оказывают и особенности  культурно-исторического развития  конкретных стран. Существует, например, большое различие в этом отношении  между странами Востока и Запада. Если формирование гражданского  и политического общества в  странах Востока происходило  на основе азиатского способа  производства, порождавшего централизм  и деспотию, то на Западе оно  протекало в русле традиционной  преемственности с античным полисом,  из которого большинство этих  обществ исторически выросло.  Вот почему «на Востоке,— писал  А. Грамши,— государство было  всем, гражданское общество находилось  в первичном, аморфном состоянии.  На Западе между государством  и гражданским обществом были  упорядоченные отношения, и если  государство начинало шататься, тотчас же выступала наружу  прочная структура гражданского  общества»7.

 Культурно-исторический  опыт многих стран, в особенности  западных, со всей очевидностью  свидетельствует, что переход  к гражданскому обществу, точнее  — формирование этого общества, отнюдь не означает отказа  от политического общества. В  условиях происходящей дифференциации  общества (а она имеет тенденцию  к усилению) сделать это практически  невозможно. Задача, видимо, состоит  в том, чтобы показать, какой  облик должно принять гражданско-политическое  общество в целом, в каких  направлениях оно будет изменяться  в ходе своего утверждения.  Если говорить в общем плане,  то гражданско-политическое общество  — это такое общество, в котором  в равной степени и наиболее  полно реализуются многообразные  потребности и интересы человека  и как гражданина, и как политического  объекта. Общество, в котором выработан  достаточно эффективный и демократический  механизм взаимодействия государственно-политических  и гражданско-общественных институтов, способствующий, с одной стороны,  гармонизации общечеловеческих и национальных интересов, а с другой — разрешению различного рода социальных, региональных и прочих конфликтов.

 Важнейшей чертой такого общества является открытость, выражающаяся в: доступе граждан ко всем источникам общественной, политической, экономической и государственной информации, кроме, разумеется, тех, которые составляют предмет государственной или коммерческой тайны; широкой гласности осуществляемых общественно-политических мероприятий (начиная от подготовки проекта принимаемого общественно-политического решения и кончая его реализацией); свободе слова, включая свободу критики, отсутствие запретных зон для критики; заинтересованность гражданских и политических структур в постоянном обмене накопленным опытом.

 Открытость во  внешнеполитическом плане означает: приверженность общечеловеческим  принципам морали во всех областях  гражданской и политической жизни;  свободу деятельности иностранных  и международных организаций  в соответствии с принципами  и нормами международного права;  политический диалог и переговоры как способ решения международных проблем и устранения существующих разногласий. Плюрализм как существенная черта гражданско-политического общества характеризует все его сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. В экономической сфере плюрализм выражается ‘в многообразии и равно правовом статусе всех форм • собственности — частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной,— в свободе выбора указанных форм собственности, в гарантированном государственно-правовом обеспечении деятельности самих собственников. В социальной сфере о плюрализме свидетельствует развитая система, социальных общностей (традиционных и нетрадиционных), способных и готовых решать самостоятельно социально-политические проблемы, осуществлять контроль за деятельностью государственных и общественных органов. В политической сфере плюрализм представляет собой широкий спектр политических сил, движений, партий и организаций, действующих на основе общепризнанных норм общения, в том числе правил конкурентной борьбы, включая парламентскую и внепарламентскую ее формы. В духовной сфере плюрализм знаменует мировоззренческую свободу и самоопределение личности, взаимную терпимость к противоположным взглядам и мнениям, исключение любой дискриминации по идеологическим признакам.

 И наконец,  гражданско-политическое общество  — это правовое общество, объединяющим  началом которого является защита  прав человека во всех сферах  общественной, политической, |

экономической и  личной жизни. К числу основополагающих принципов гражданско-политического  общества как правового общества относятся следующие . Во-первых, господство закона во всех сферах общественно-политической жизни. Во-вторых, связанность законом самого государства и его органов. В-третьих, незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. В-четвертых, взаимная ответственность государства и личности, предполагающая, с одной стороны, четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а с другой — на менее четкое законодательное закрепление и соблюдение политическоего и правового статуса личности. И, в-пятых, наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов, что требует полной независимости суда, прокуратуры и арбитража, повышения их роли в обществе, совершенствования процессуального законодательства, строгого соблюдения презумпции невиновности, норм правосудия и права на защиту.


Информация о работе Власть в гражданском и политическом обществе