Участие граждан в политической жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью этого исследования является рассмотрение роли политических прав в становлении гражданско-правового общества

Согласно цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть сущность политических прав гражданина;

2) описать систему политических прав гражданина;

3) описать пути реализации политических прав гражданина

Содержание

Введение
4

1 Сущность политических прав граждан
6

1.1 Понятие основ правового статуса личности
6

1.2 Понятие и виды политических прав
7

1.3 Гарантии и ограничения политических прав
11

2 Система политических прав
16

2.1 Свобода мысли, слова, печати
17

2.2 Свобода объединений (ассоциаций)
19

2.3 Свобода собраний, митингов и демонстраций
22

2.4 Право обращений
25

2.5 Право участвовать в управлении делами государства
28

Заключение
34

Список использованных источников
36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

     4) Право обращения. Граждане Российской  Федерации имеют право обращаться  лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления (ст. 33, «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)).

     Это право состоит в возможности  индивидуального и коллективного письменного обращения граждан в органы власти. Гарантируется обязанностью должностных лиц рассматривать подобные обращения в установленном порядке и принимать адекватные меры по их разрешению.

     5) Право участвовать в управлении делами государства:

     - граждане Российской Федерации  имеют право участвовать в  управлении делами государства  как непосредственно, так и  через своих представителей;

     - граждане Российской Федерации  имеют право избирать и быть  избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

     - не имеют права избирать и  быть избранными граждане, признанные  судом недееспособными, а также  содержащиеся в местах лишения  свободы по приговору суда;

     - граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе;

     - граждане Российской Федерации  имеют право участвовать в  отправлении правосудия (ст. 32, «Конституция  Российской Федерации» (принята  всенародным голосованием 12.12.1993) (с  учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)).

     Это право реализуется гражданами непосредственно  путем выборов и референдумов, а также опосредованно через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления.

     Право выборов гарантируется активным и пассивным избирательным правом совершеннолетних граждан. Путем выборов  осуществляется формирование выборных органов власти. На референдуме путем  голосования принимаются решения  по наиболее важным вопросам государственной или местной власти. Порядок осуществления права на референдум устанавливается законом. Участие граждан в работе органов власти связано с правом участвовать в управлении. Оно выражается в законодательно гарантированном праве на государственную и муниципальную службу, в праве участвовать в отправлении правосудия [13, с. 38] 
 

     1.3 Гарантии и ограничения политических прав  

     Конституцией  гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Поэтому важное место в Конституции РФ уделено институту гарантий прав и свобод человека и гражданина (ч. 1. ст. 45). Под гарантиями прав и свобод личности понимаются правовые «условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану и защиту для все и каждого». В самом общем виде гарантии прав и свобод личности делятся на общесоциальные и юридические гарантии.

     Общесоциальные  гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции, а также в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. В юридической литературе общесоциальные условия (гарантии) подразделяют на политические, экономические и идеологические (духовные).

     Так, политические гарантии прав и свобод личности – это демократия, развитость ее институтов и форм, обеспечивающих подлинное народовластие, политическая система общества как организационная форма эффективного функционирования гражданского общества, идеологий и политического плюрализма, все более активное участие личности в государственной и общественной жизни [26, с. 59].

     В этом контексте особо значимо  закрепление в Конституции РФ демократического устройства России, республиканской формы правления (ст. 1), человека и его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2), суверенитета и всевластия народа (ст. 3), целостности территории (ст. 4), равноправия субъектов РФ (ст. 5).

     Юридические гарантии – это правовые и организационно-правовые условия и средства, с помощью  которых обеспечивается реализация гражданами прав и свобод. Система юридических гарантий – различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав. К звеньям этой системы можно отнести:

     - Президента РФ, выступающего гарантом  прав и свобод человека и  гражданина (ч.1. ст. 80). Сотрудники Администрации Президента РФ ведут постоянную работу с письмами и обращениями и прием граждан по самым различным вопросам;

     - органы прокуратуры, в функции  которых входит оперативное реагирование  на любые нарушения законов  в Российской Федерации;

     - различные органы исполнительной  власти (юстиции, внутренних дел,  безопасности, здравоохранения, образования,  транспорта и др.), призванные  в том числе разрешать многочисленные  вопросы по заявлениям, жалобам,  претензиям, рекламациям граждан  и их объединений;

     - Уполномоченного по правам человека (эффективность обращений этого  органа в различные инстанции  пока базируется главным образом  на силе его авторитета и  не подкреплена конкретными реальными  полномочиями, но в последнее  время отмечается тенденция повышения этой эффективности);

     - комиссии по правам человека  в субъектах РФ (в настоящее  время такие комиссии созданы  в подавляющем большинстве регионов);

     - органы государственной власти  субъектов РФ и органы местного  самоуправления, являющиеся максимально приближенным к населению уровнем публичной власти;

     - различные общероссийские, региональные  и местные общественные органы  и организации, созданные для  защиты конкретных видов прав  и законных интересов граждан  России (например, Российское авторское  общество, Конфедерация обществ по защите прав потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т. п.) [24].

     Однако  основной юридической гарантией  прав человека и гражданина в РФ является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46-54 Конституции РФ) – право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпция невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения и др. [35, с. 215].

     За  нарушение политических прав граждан, так же как и других прав, установлена  юридическая ответственность вплоть до уголовной. Так, УК РФ предусматривает ответственность за следующие нарушения политических прав и свобод граждан: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142), воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149).

     Развитие  гражданского общества неизбежно рождает  ситуации, требующие от государства ограничить отдельные гражданские права и свободы. Следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. В статье 55 указываются два важных условия:

     1) права могут быть ограничены только федеральным законом

     2) «только в той мере, в какой  это необходимо».

     Права могут ограничиваться в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства. Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

     Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), признано, что ограничения  гражданских прав правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные  бедствия, массовые беспорядки и др.). Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя. В России чрезвычайное положение регламентируется Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (в редакции от 7 марта 2005 г.). Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Законом установлен исчерпывающий перечень возможных ограничений прав и свобод на время ЧП. Так, запрещается проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, забастовок, и др. В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения конституционного строя и др. допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных объединений. Во время действия ЧП выборы и референдумы не проводятся.

     Могут вводиться ограничения в создании политических партий. Например, запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности и разжигание расовой, национальной, социальной розни и др.

 

     2 Система политических прав  

     В отличие от основных личных прав, которые  по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, многие политические права и свободы связаны с обладанием гражданства государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права «каждому», политические – «гражданам».

     В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60).

     Эта норма, прежде всего, касается политических прав.

     Именно  с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность – юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий [14, с. 38].

     Система же политических прав граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право обращений.

     Вторая группа субъективных прав, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

     Политические  права могут быть реализованы  человеком как индивидуально, так  и через объединение с другими  людьми. Индивидуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в  государственные органы или право  доступа к государственной службе. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий и организаций, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве. Нельзя, к примеру, создать и зарегистрировать политическую партию из одного человека. В то же время не возбраняется шествие и пикетирование в одиночку с транспарантом в руках (если, конечно, такое «шествие» не будет нарушать общественный порядок) [25, с. 54].

     Рассмотрим  подробно отдельные виды политических прав граждан, предоставленных им Конституцией РФ. 
 

     2.1 Свобода мысли,  слова, печати 

     В основе механизма правового регулирования  любой конституционной политической свободы граждан должна лежать норма  Конституции. Что касается свободы  слова и печати, то, к сожалению, она регулируется действующей Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в статье 29 получили закрепление права граждан на свободу мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и убеждений и право искать, получать и свободно распространять информацию.

Информация о работе Участие граждан в политической жизни общества