Управление жилищным фондом Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Находящиеся на территории РФ жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.
Понятие «жилищный фонд» употребляется в жилищном законодательстве давно. Однако конкретного определения этого понятия в законодательстве не было. Впервые определение понятия «жилищный фонд» было дано в Основах.
Жилищный кодекс установил, что жилищный фонд образуют жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в качестве служебных жилых помещений и общежитий, т.е. и для временного проживания граждан.1

Содержание

Введение
1. Понятие жилищного фонда Российской Федерации………………………...5
2. Классификация жилищных фондов Российской Федерации
2.1 Частный жилищный фонд………………………………………………..10
2.2 Государственный жилищный фонд……………………………………...12
2.3 Муниципальный жилищный фонд………………………………………14
3. Управление жилищным фондом Российской Федерации………………….15
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach_GP (1).docx

— 47.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.2 Государственный жилищный фонд РФ

Государственный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых  помещений, принадлежащих на праве  
собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве  
собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации). 
 Государственный жилищный фонд состоит из двух частей: 
1. ведомственный жилищный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности 
2.  фонд, находящийся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также ведомственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.  
 Важной особенностью владения и управления государственной собственностью является то, что Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать одновременно и как собственники жилья, и как субъекты, которые могут в определенных пределах устанавливать правила поведения, наделять себя правомочиями, т. е. как носители государственно-властных полномочий. Субъекты права государственной собственности определяют порядок и условия распределения жилых домов и жилых  
помещений, входящих в государственный жилищный фонд, могут устанавливать структуру органов управления этим фондом; им как собственникам принадлежат права владения, пользования и распоряжения жилищным фондом. Важнейшей особенностью в реализации указанных правомочий является то, что фактическое пользование жилыми домами и жилыми помещениями, принадлежащими государству, осуществляют не органы государства, а отдельные граждане на основе найма либо по другому основанию. Более того, жилые дома возводятся с одной целью — обеспечения граждан жильем. 
 Дома ведомственного жилищного фонда предназначены для обеспечения жилищных потребностей работников предприятий, учреждений, организаций, министерств, ведомств. 
 Также в домах ведомственного жилищного фонда пользуются жилыми помещениями и граждане, оставившие работу на данном предприятии (в учреждении, организации) в связи с уходом на пенсию. Кроме того, из ведомственного жилищного фонда могут обеспечиваться жилой площадью работники медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, непосредственно обслуживающих трудовой коллектив данного предприятия. 
 В домах ведомственного жилищного фонда могут проживать и некоторые другие категории, граждан, получившие жилые помещения в соответствии с установленным порядком (инвалиды Великой Отечественной войны, семьи погибших и др.)·

 

 

 

 

 

 

2.3 Муниципальный  жилищный фонд РФ

Муниципальный жилищный фонд — это жилые дома и жилые  помещения в других домах, находящийся  в собственности соответствующего муниципального образования (района, города, сельского поселения и др.), а  также ведомственный жилищный фонд, находящийся в хозяйственном  ведении муниципальных предприятий  или оперативном управлении муниципальных  учреждений.   
 Муниципальный жилищный фонд имеет главной задачей обеспечение жилыми помещениями населения, проживающего на территории республики, края, области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также работников тех государственных предприятий и учреждений, которые находятся в управлении и подчинении органов субъектов Российской Федерации.  
 Муниципальный жилищный фонд имеет некоторое сходство  
с государственным жилищным фондом, но в то же время представляет собой самостоятельный вид жилищного фонда 
 В ст. 130 Конституции РФ сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Также согласно ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. 
 Жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями (школами, больницами и т. д.) и находятся в их   
владение, пользование и распоряжение в соответствии с правилами, установленными ГК РФ. 

 

 

3. Управление жилищным  фондом РФ

Специально  уполномоченным государственным  органом на федеральном уровне         в области  использования и  обеспечения сохранности  жилищного фонда      являлось Министерство строительства Российской Федерации (Положение  о Министерстве утверждено Постановлением правительства РФ от 04.10.94 №1170). Указом Президента РФ: «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.08.99 №1062 образован государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, на который возложены указанные вопросы.       

  Основными задачами и функциями  этого органа исполнительной власти являлись:

  • Разработка и обеспечение реализации государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства, и жилищно-коммунального хозяйства, разработка системы форм и методов государственного регулирования в этих сферах, адекватных новым экономическим условиям, содействие формированию и развитию рыночных отношений, социального партнерства, система государственных гарантий работниками в инвестиционно-строительной и жилищно-коммунальной деятельности;
  • Координация деятельности органов управления по архитектуре, строительству, градостроительству и жилищно-коммунальному хозяйству субъектов Российской Федерации;
  • Проведение научно-технической политики, разработка системы нормативных документов (нормы, правила, стандарты и др.) в строительстве, градостроительстве, инженерных изысканиях, проектировании, а также в области эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства;
  • Разработка федеральной жилищной политики и участие в ее реализации, подготовка предложений по формированию программ развития социальной сферы и коммунальной инфраструктуры;
  • Разработка политики структурной перестройки базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов и содействие ее реализации;
  • Осуществление практических мер по совершенствованию градостроительства и системы расселения, повышению качества архитектурно-планировочных и архитектурно-художественных решений зданий, сооружений и предприятий при застройке городов и других поселений в целях создания полноценной среды для жизнедеятельности населения.

 

       Наряду  с государственными органами в частном  жилищном фонде его  управление должно осуществляться непосредственно собственником, либо уполномоченным им органом.      

Собственники, либо уполномоченные ими органы вправе заключить договоры на управление жилищным фондом соответствующими организациями. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья вправе самостоятельно управлять домом или нанимать управляющего, а также заключать договор с соответствующим управляющим организации. Управление жилищным фондом должно осуществляться с соблюдением требований Кодекса, законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решений органов местного самоуправления.      

Государственный контроль за использованием  и сохранностью жилищного  фонда имеет свои задачи обеспечить соблюдение всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями, жилищно-строительными кооперативами, должностными лицами и гражданами порядка распределения жилой площади, и предоставление гражданам жилого помещения, а также приобретение в собственность жилых помещений в домах государственного муниципального жилищного фонда, правил пользования жилищным фондом и содержания его в технически исправном состоянии.      

Управление  жилищным фондом - это организация содержания и ремонта жилья, а также предоставления коммунальных услуг самостоятельно или по договорам с подрядными жилищно-эксплуатационными организациями. Объектом управления является многоквартирный жилой дом или совокупность жилых домов.      

Управление  многоквартирным  домом должно обеспечивать благоприятные и  безопасные условия  проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества  в многоквартирном  доме, решение вопросов пользования указанным  имуществом, а также  предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.      

Современная тенденция в управлении жилищным фондом - постепенная  передача этой функции  от органов местного самоуправления к  собственникам и  их объединениям. В  то же время доля домов, в которых  созданы жилищные или жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья, является крайне незначительной. Собственники помещений практически не могут оказывать влияние на качество и стоимость жилищно-коммунальных услуг и выступать в роли заказчиков на ЖКУ.      

Согласно  Жилищному кодексу  РФ, собственники помещений  в многоквартирном  доме обязаны самостоятельно выбрать один из способов управления:

  • непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
  • управление через ТСЖ жилищным либо иным потребительским кооперативом;
  • управление с помощью привлечения управляющей организации.

 

       Управление  через ТСЖ или  кооператив предполагает наличие в его  руководстве квалифицированных  специалистов, знающих  строительные, технологические, сметные и другие нормы и способных привлекать на договорной основе обслуживающие организации.       

Наиболее  эффективным способом управления многоквартирным  домом является привлечение  квалифицированной  управляющей организации, которая, в свою очередь, будет привлекать для оказания отдельных видов услуг специализированные жилищно-эксплуатационные, коммунальные, ремонтные, строительные и другие организации. При этом способе управления происходит полное разделение функций собственника, управляющей организации и исполнителей жилищно-коммунальных услуг, создается конкурентная среда и система договор и отношений.      

Способ  управления выбирается на общем собрании собственников помещений  и может быть изменен ими в любое время. Решение общего собрания является обязательным для всех собственников помещений. Если собственниками помещений в течение года не выбран способ управления домом или если принятое решение не было реализовано, то орган местного самоуправления в порядке установленным Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. При этом многоквартирный дом может управляться только одной организацией. Собственники помещений обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам конкурса. После завершения указанных процедур орган местного самоуправления снимает с себя функции управления многоквартирными жилыми домами и передает их управляющим организациям.      

По  договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (объединения собственников помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется самостоятельно или с привлечением специализированных организаций оказывать услуги собственникам и пользователям помещений в таком доме, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом. Договор может быть заключен на срок от 1 года до 5 лет.       

Органы  местного самоуправления обязаны создавать условия для эффективного управления многоквартирными домами. С этой целью они:

  • обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;
  • могут предоставлять управляющим организациям, ТСЖ, жилищным и иным кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;
  • содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и оказывают помощь в организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность.

 

       Важную  роль в управлении жилищным фондом играет общественное участие  и общественный контроль. Через систему  старших по домам  и подъездам, домовых  и квартальных  комитетов, органов  территориального общественного  самоуправления осуществляется конструктивное взаимодействие жителей и жилищных объединений с управляющими и обслуживающими организациями. Органы местного самоуправления объективно заинтересованы в таком участии и контроле.       

Одним из основных компонентов  управления многоквартирными домами является организация системы оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.      

    Наниматели  жилых помещений  в государственном  или муниципальм  жилищном фонде вносят плату за пользование  жилым помещением (за наем), плату за содержание и текущий ремонт жилого помещения и общего имущества дома, включая расходы по управлению многоквартирным домом. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме производится за счет собственника.      

Собственники  жилых помещений  в многоквартирных жилых домах в отличие от нанимателей не вносят плату за наем, но оплачивают расходы по капитальному ремонту общего имущества дома, а также облагаются уплатой налога на имущество.       

Плата за жилое помещение  и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

  • плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • плату за коммунальные услуги.

 

       В целях гарантирования возмещения убытков, связанных с утратой (разрушением) или повреждением жилых помещений, может осуществляться страхование в  соответствии с законодательством.       

Собственники  жилых домов несут  расходы по их содержанию и ремонту, a также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.      

Информация о работе Управление жилищным фондом Российской Федерации