Уполномоченный по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.

Решению такой сложной задачи как необходимости поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, могло бы способствовать создание и развитие института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным “мостом” между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко. Таким механизмом мог бы стать институт омбудсмена, который, пусть болезненно и трудно, но все-таки возникает в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………. 3

Глава 1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ………………………………………………………………... 5
§ 1.1. Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ………..…………………………........................................... 5

§ 1.2. Значение и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ……………………………………… 7

§ 1.3. Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ……………...…………………………………............ 10

Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………………………………………………………….. 13

§ 2.1. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ….…………………….….... 13

§ 2.2. Функции Уполномоченного по правам человека в РФ………..…… 17

§ 2.3. Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ…….……………………………………………………….… 21

Заключение……………………………………………………………...…… 31

Список использованной литературы………………………………….….... 33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1 КУРС УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.docx

— 65.61 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

Введение……………………………………………………………..………. 3

Глава 1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ………………………………………………………………... 5

§ 1.1. Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ………..…………………………........................................... 5

§ 1.2. Значение и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ……………………………………… 7

§ 1.3. Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ……………...…………………………………............ 10

Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………………………………………………………….. 13

§ 2.1. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ….…………………….….... 13

§ 2.2. Функции Уполномоченного по правам человека в РФ………..…… 17

§ 2.3. Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ…….……………………………………………………….… 21

Заключение……………………………………………………………...…… 31

Список  использованной литературы………………………………….….... 33 
 

 

      Введение 

     Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства  личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в  жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского  законодательства в соответствие с  международными и европейскими стандартами  в области защиты прав и свобод человека.

     Решению такой сложной задачи как необходимости поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, могло бы способствовать создание и развитие института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным “мостом” между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко. Таким механизмом мог бы стать институт омбудсмена, который, пусть болезненно и трудно, но все-таки возникает в России. 

       Задачей Уполномоченного по правам человека по Конституции РФ 1993 г. является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений1. По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина “… этот институт создан для того, чтобы осуществлять государственную защиту прав человека внесудебными методами. Это дополнительные методы. Уполномоченный не влияет существенным образом на судебную практику, но до суда и после суда, комментируя его с точки зрения процессуальных возможных нарушений, он существенным образом влияет на восстановление утерянных прав. Что касается базовой защиты Конституции и прав человека, то по Конституции, ею является Президент РФ”2.

     Таким образом, выбранная тема настоящей работы представляется весьма актуальной.

     Целью данной работы является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе РФ.

     Реализация  постановленной цели осуществлялась путем  решения следующих задач: 1) рассмотреть историю становления и развития института Уполномоченного по правам человека в РФ; 2) рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ.

     Структура работы включает в себя введение, две главы, объединяющих шесть параграфов, заключение и список использованных источников.

 

Глава 1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ

     § 1.1. Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ

 

     Учреждение  института Уполномоченного по правам человека в РФ как государственного органа – одно из важнейших достижений демократических преобразований в  России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже  известен давно. В классическом виде институт омбудсмена был создан в 1809 году в Швеции.

     После Второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека.

     Сегодня более чем в ста странах  мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной  Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких  структур в большинстве случаев  обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной  власти и населения, способствует строительству  демократического правового государства, развитию правосознания граждан  и должностных лиц.

     После появления института омбудсмена в государствах Восточной и Центральной  Европы в конце 80-х – начале 90-х  гг. стали поступать предложения  ученых (Э.М. Аметистов, В. Кикоть, Н.Ю. Хаманева) об учреждении в нашей стране должности Уполномоченного по правам человека. В основном до недавнего времени институт омбудсмена исследовался учеными (Ю.С. Шемшученко, Г.А. Мурашин, В.А. Туманов, В.В. Маклаков,  В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова) в рамках административного и конституционного права зарубежных стран.  В этот период появляется ряд интересных и глубоких работ по формированию института омбудсмена в России, защите прав граждан в различных сферах, анализируется зарубежный опыт3.

     Важной  вехой стало принятие в ноябре 1991 г. Верховным Советом  Декларации прав человека и гражданских свобод, в которой декларировалась необходимость  парламентского Уполномоченного по правам человека. Тем самым была создана правовая основа для дальнейшей работы по конституционной регламентации этого независимого института.

     При подготовке конституционных проектов институт Уполномоченного по правам человека оказался в сфере повышенного  внимания политиков и законодателей. В Конституции РФ (п. “д” ч. 1 ст. 103) были заложены нормы, согласно которым к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом. Правозащитному институту был придан статус конституционного.

     Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и  уважения государственными органами, органами местного самоуправления и  должностными лицами. Предполагается, что его деятельность поможет  решать весьма важные проблемы, активно  пресекать факты нарушения прав человека, бороться с бюрократией.

     С учетом федеративного устройства нашего государства должность Уполномоченного  по правам человека, как уже было отмечено выше, учреждается также  в субъекте РФ в соответствии с  уставом, законом субъекта РФ. Во многих субъектах России действуют уполномоченные по правам человека, а в большинстве  из них пошли по пути создания комиссий по правам человека. Уполномоченный защищает гражданские права независимо от места проживания гражданина России, поскольку они не могут быть различными в зависимости от субъекта Федерации4.

      

     § 1.2. Значение и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ

 

     Конституционно-правовой институт народного защитника впервые  появился в Швеции в 1809 г., но закрепление  на конституционном уровне получил  только во второй половине XX в. Во многих государствах институт омбудсмена стал неотъемлемой частью юридической системы, так как он выражает точку зрения гражданского общества и доводит ее до сведения исполнительных и законодательных органов. Регламентированность этого института весьма различна: от целой главы в Конституции Намибии5, до простого упоминания в полномочиях представительного органа, который его назначает (ст. 103 Конституции РФ).

     Согласно  определению международной ассоциации юристов,  народный защитник “омбудсмен”  – это “служба, предусмотренная  Конституцией или актом законодательной  власти, возглавляемая независимым  публичным должностным лицом  высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады”6.

     Таким образом, в государственно-правовом смысле омбудсмен понимается как  достойное доверия независимое  лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан, и  опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора  за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений7.

     Учреждение  в России должности Уполномоченного  по правам человека закреплено в ст. 103 Конституции РФ, в соответствии с которой к ведению Государственной  Думы Федерального Собрания РФ относится  назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, т.е. упоминание о нем  дано через призму компетенции Государственной  Думы.

     Основная  задача Уполномоченного – это  помощь гражданам в восстановлении их нарушенных прав. Он также должен способствовать совершенствованию  российского законодательства, касающегося  прав человека и гражданина, приведению его в соответствие с международными стандартами, правовому просвещению  в этой сфере. Выполнение этих задач  обеспечивается наделением Уполномоченного  специфическими средствами таких как, например, направление заключений, обращение в судебные органы, обращение  к субъектам законодательной  инициативы, представлении ежегодного доклада Государственной Думе и  т. д.

     Важным  моментом статуса Уполномоченного  является его независимость и  неподотчетность каким-либо государственным органам и должностным лицам. Этот институт пользуется значительной самостоятельностью, несравнимой с другими органами. Такая независимость является основным условием и предпосылкой выполнения контрольно-надзорной функции, которые ему доверяет конституционно-правовой порядок. Подобная практика существует и в других странах. Так, например, в соответствии с Конституцией Португалии проведор в течение срока своей выборной должности не подлежит никакому контролю, является суверенным и распоряжается средствами, которые ему ежегодно выделяет парламент.

     При выполнении возложенных на Уполномоченного  функций он должен руководствоваться  Конституцией РФ, ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ”8, законодательством РФ, кроме этого, он должен согласовывать свою деятельность, опираясь на общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

     Уполномоченный  должен собственными средствами способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В этой связи введение в  России подобного института как  дополнительного средства защиты гражданских  прав не связано с отменой или  пересмотром компетенции других государственных органов, обеспечивающих эту защиту, таких как, например, судебные органы, прокуратура и др. Ведь именно разветвленная система  различных органов может помочь парламентскому Уполномоченному в  успешном осуществлении его функций. Чем больше существует способов ликвидации нарушений законности, прав и свобод граждан, тем демократичнее общество.

     Учитывая  федеративный характер устройства российского  государства, Закон об уполномоченном предусматривает возможность децентрализации  службы Уполномоченного путем учреждения подобных органов в субъектах  РФ, т.е. создание нескольких уровней  уполномоченного на территории страны. На ноябрь 2010 г. Уполномоченные по правам человека работают в 48 субъектах РФ.

     Практика  зарубежных стран Швеции, Финляндии, ФРГ и др. свидетельствуют о  целесообразности формирования этих органов  также и по отраслевому принципу, на основании специализации института  Уполномоченного с тем, чтобы  он, имея возможность в полную силу реализовать свои контрольно-надзорные  функции в случае нарушения прав и свобод граждан, учитывая специфику  различных сфер, где могут возникнуть конфликтные ситуации, например, по защите прав в сфере информации, по делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних и т.д. По данным на ноябрь 2010 г. в 23 субъектах РФ учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка9.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека