Статус и функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 06:18, курсовая работа

Краткое описание

Права человека принадлежат всем людям независимо от социального положения и являются неотъемлемой составной частью их отношений с государством.
Принятие Международно-правовых актов о правах человека, образование международных организаций, осуществляющих контроль за выполнением государствами взятых на себя в этой области обязательств, развитие национальных систем защиты прав и свобод человека и гражданина явились одним из величайших завоеваний двадцатого столетия. Формирование в России правового государства и гражданского общества предполагает последовательное соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров, участником которых является наша страна.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1.Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека………………………………………………………….7
1.1.Понятие и место института Уполномоченного в системе государственной власти…………………………………………………7
1.2. Становление института Омбудсмена в Российской Федерации…8
Глава 2. Правовое положение Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………13
2.1. Статус и функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации………………………………………………….13
2.2. Порядок назначения и отставки Уполномоченного в Российской Федерации……………………………………………………………….16
2.3. Анализ деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ на основе докладов за 2010-2011 годы…………………………………18
Заключение………………………………………………………………24
Список источников и литературы………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа У по п ч.docx

— 51.75 Кб (Скачать файл)

2

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1.Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека………………………………………………………….7

1.1.Понятие  и место  института Уполномоченного в  системе государственной власти…………………………………………………7

1.2. Становление института Омбудсмена  в Российской Федерации…8

Глава 2. Правовое положение Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………13

2.1. Статус и функции  Уполномоченного по правам человека  в Российской Федерации………………………………………………….13

2.2. Порядок назначения  и отставки Уполномоченного в  Российской Федерации……………………………………………………………….16

2.3. Анализ деятельности  Уполномоченного по правам человека  в РФ на основе докладов за 2010-2011 годы…………………………………18

Заключение………………………………………………………………24

Список источников и литературы………………………………………26

 

 

 

 

 

3

Введение

Актуальность данной темы исследования обусловлена возросшей  необходимостью защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Права человека принадлежат всем людям независимо от социального положения и являются неотъемлемой  составной частью их отношений с государством.

Принятие Международно-правовых актов о правах человека, образование международных организаций, осуществляющих контроль за выполнением государствами взятых на себя в этой области обязательств, развитие национальных систем защиты прав и свобод человека и гражданина явились одним из величайших завоеваний двадцатого столетия.   Формирование в России правового государства и гражданского общества предполагает последовательное соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров, участником которых является наша страна.  

И В разных странах он называется по-разному: омбудсмен, проведор, медиатор, Уполномоченный и т.д. Обобщающее, почти общепринятое наименование этой должности, этого института – омбудсмен. В первые такая должность была введена в Швеции в 1809г и получила название «парламентский омбудсмен».С самого начала этот орган был наделён функциями осуществлять конституционный контроль за деятельностью исполнительной власти и других органов, а также способствовать улучшению защиты прав граждан от произвола администрации. В государственно-правовом смысле омбудсмен понимается как достойное доверие независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав

4

отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностными лицами, но без права изменения принятых ими решений.

Идея создания подобной должности  широко распространилась. Второй страной, учредившей подобный орган,стала Финляндия(1919 г).Затем этот институт был создан в Дании, Норвегии, Новой Зеландии, во Франции, в Великобритании и т.д.По мере распространения и становления института омбудсмена,активно велись международные дебаты по этому поводу. Мировая практика доказывает,что даже в странах с развитыми системами контроля ощущается потребность в публично-правовых средствах защиты. Опыт свидетельствует,что потребность в этом институте возникает тогда,когда существующие институты не удовлетворяют решению всех контрольных задач и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола. Омбудсмен относится к высшим органам государства,не являясь в тоже время ни органом законодательной, ни органом исполнительной,ни судебным органом. Важнейшая черта статуса омбудсмена- независимость.

В большенстве стран мира он избирается парламентом на срок полномочий последнего и отчитывается перед ним. Свои контрольные функции омбудсмен осуществляет по собственной инициативе,по требованию и по жалобам граждан. Практически во всех странах граждане имеют прямой контакт с омбудсменом. Исключение составляет Франция и Великобритания, где жалобы подаются только через членов парламента. В нашей стране никогда не существовало подобного института. Конституция Российской

5

Федерации 1993г. ввела должность  уполномоченного по правам человека( ст.103 п. «е»). Внесение подобной статьи в Конституцию РФ означает признание на высшем государственном уровне приоритета прав человека и гражданина. В феврале 1997 года был принят Федеральный конституционный закон « Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» ( СЗ РФ. 1997 г. № 9. Ст. 1011). Исходя из концепции Закона, Уполномоченный по правам человека призван осуществлять на территории России контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечёт пересмотра концепции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Одно и тоже лицо не может быть назначено на эту должность более чем два срока подряд. Первым Уполномоченным по правам человека  в нашей стране был С.А. Ковалёв. В настоящее время на этой должности находится В.П. Лукин. 

 Объектом настоящего  исследования является гражданское общество и государство, их взаимодействие. Предметом исследования является деятельность института Уполномоченного по правам человека в РФ как основополагающего конституционного института государственно-правовой охраны и защиты прав и свобод личности в её отношениях  с государством. При написании работы были изучены нормативно-правовые акты такие как: Конституция РФ 1993г, ФКЗ « Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. №1. ФКЗ( в редакции от 10.06.2008 г. №3. ФКЗ), доклады Уполномоченного о ходе проделанной работы за отчётные периоды( 2010 и 2011 гг.), а также

6

была изучена соответствующая  литература таких авторов как: А.В. Мелехин, А.А. Ливеровский,М.С. Башимов и другие источники.

Целью данного  исследования является  раскрыть особенности становления, развития, правового положения и деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как самостоятельного элемента государственно-правового механизма РФ, определение его места и роли в процессе защиты субъективных прав  и законных интересов российских граждан.

Достижение этой цели осуществляется  путём решения  следующих задач: 1) Раскрыть понятие института Уполномоченного по правам человека. 2) Установить каким образом происходило становление института Омбудсмена в России. 3) Определить правовое положение Уполномоченного по правам человека в России. 4) Проанализировать деятельность Уполномоченного на основе докладов по проделанной им работе за отчётный период ( 2010 и 2011 гг.).

Курсовая работа состоит  из двух глав, заключения, списка источников и литературы.

 

 

 

 

 

7

Глава1.Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека.

1.1 Понятие и место института уполномоченного по правам человека в системе государственной власти

В науке конституционного, государственного права, как и в  российском или международном законодательстве, нет однозначного понимания сущности института уполномоченного по правам человека (омбудсмена). Определений этого понятия существуют множество. И они значительно отличаются друг от друга. Это не случайно, поскольку сама сущность и правовой статус этого института ещё не устоялись. И, главное, объективные и субъективные факторы, которые определяют эту сущность, противоречивы, неоднозначны.[7]

 Британская Энциклопедия (1972) г. определяет понятие омбудсмена, как уполномоченный законодательный орган, который призван разбирать жалобы граждан на злоупотребления бюрократического аппарата. Во Всемирной Энциклопедии (1972 г.) ему даётся следующее определение: «Омбудсмен - это независимое публичное должностное лицо, которое расследует жалобы граждан на должностных лиц правительственных органов. Значительную часть его работы занимают жалобы на несправедливость или грубое обращение должностных лиц полиции, прокуроров или судей в таких делах, как жилищные, о взимании налогов, об участии в выборах, о выплате благотворительных пособий. После расследования жалобы омбудсмен может отклонить ее с обоснованием своих действий. [12 ]

8

Международная ассоциация юристов рассматривает омбудсмена как службу, предусмотренную конституцией или актом законодательной власти и возглавляемую независимым публичным должностным лицом высокого ранга. Это лицо ответственно перед законодательной властью. Получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению.[ 10] И уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады.

 В России энциклопедический словарь кратко определяет омбудсмена «как лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц».  Юридическая энциклопедия содержит сходное определение: «омбудсмен (от шведского ombudsmaеn) - в ряде стран специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан».[13]

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что  Уполномоченный по правам человека или омбудсмен - это независимое публичное должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

1.2 Становление института Омбудсмена в Российской Федерации

9

Учреждение института  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа -   одно из важнейших достижений демократических преобразований в  России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже  известен давно. Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченный по правам человека опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше,Венгрии,Румынии,Словении и др.) показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства,развитию правосознания граждан и должностных лиц. [8]

В Российской Федерации идея учереждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека , который «назначается Верховным Советом на срок 5 лет , ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР».[14]

Постановление о введении Декларации в действие возлагало  на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию  Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был. Должность Уполномоченного по правам человека

10

учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт «е» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы( далее по тексту ГД) назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом.[1] До принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалёва. 10 марта 1995 года он был освобождён от занимаемой должности. Работа над ФКЗ « Об Уполномоченном по правам человека в РФ» продолжалась. 20 марта 1996 года законопроект был принят ГД во втором чтении с поправкой, предусматривающей включение кандидатур в список для тайного голосования на должность Уполномоченного двумя третями голосов от общего числа депутатов ГД. 17 апреля 1997 года закон был принят в целом и направлен в Совет Федерации, который его отклонил. [17]

Основное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы  право Уполномоченного создавать  представительства в субъектах  РФ было заменено на право субъектов  самим учреждать аналогичную  должность, финансируемую из средств  бюджета субъекта Российской Федерации. После процедур согласования ФКЗ  « Об Уполномоченном по правам человека в РФ» 25 декабря 1996 года был принят ГД, 12 февраля 1997 года одобрен Советом  Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом РФ, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу.[15]

 Он определил статус  Уполномоченного, его компетенцию,  порядок назначения и освобождения  от должности, реализовав тем  самым требования пункта «е»  части 1 статьи 103 Конституции 

11

Российской Федерации. Федеральный  конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении  своих полномочий независим и  неподотчётен каким либо государственным  органам и должностным лицам. [ 16 ]

Как сказано в п. 1 статьи 1 Закона, должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  учреждается в соответствии с  Конституцией РФ1993 года в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. [ 2 ]

Средствами, указанными в  данном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.[ 18 ]

Информация о работе Статус и функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации