Третейкие суды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:36, реферат

Краткое описание

Одним из наиболее популярных и эффективных способов разрешения гражданско-правовых споров и является третейский суд. Суть третейского суда заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают третейских судей, которым доверяют рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора. Однако третейский суд вправе разрешать только гражданско-правовые споры, т.е. споры между частными лицами. Это означает, что если возник спор административно-правового характера (уплата налогов, таможенных платежей и т.п.), то такой спор не может быть передан на рассмотрение третейского суда (за некоторыми исключениями, прямо предусмотренными в законе).

Содержание

. Предисловие
2. Источники правового регулирования третейского суда
3. Общая классификация Третейских судов
4. Характеристика принципов судебного разбирательства
4.1. Принцип законности
4.2 Принцип конфиденциальности.
4.3 Принцип независимости и беспристрастности третейских судей.
4.4 Принцип диспозитивности. Принцип состязательности
4.5 Принцип равноправия сторон
5. Статус третейского судьи
А) Полномочия третейского судьи РФ.
Б) Требования, предъявляемые третейскому судье РФ.
6. Процессуальные проблемы третейского разбирательства
6.1 Общие положения о процедурах третейского разбирательства
6.2 Место третейского разбирательства
6.3. Язык (языки) третейского разбирательства
6.4 Представление доказательств в третейском процессе
7. перспективы развития третейского судопроизводства в Российской Федерации

Вложенные файлы: 1 файл

Третейский суд.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

План:

1. Предисловие

2. Источники  правового регулирования третейского  суда

3. Общая классификация  Третейских судов

4. Характеристика  принципов судебного разбирательства

4.1. Принцип  законности

4.2 Принцип конфиденциальности.

4.3 Принцип  независимости и беспристрастности третейских судей.

4.4 Принцип  диспозитивности. Принцип состязательности

4.5 Принцип  равноправия сторон

5. Статус третейского  судьи 

А) Полномочия третейского судьи РФ.

Б) Требования, предъявляемые третейскому судье РФ.

 

6. Процессуальные проблемы третейского разбирательства

6.1 Общие положения  о процедурах третейского разбирательства

6.2 Место третейского  разбирательства 

6.3. Язык (языки)  третейского разбирательства

6.4 Представление доказательств  в третейском процессе

7. перспективы развития третейского судопроизводства в Российской Федерации

 

.

1.Предисловие

 

Современные экономические  реалии России требуют интенсивного создания инфраструктур, обеспечивающих поступательное и динамичное развитие рынка. Стабильность и предсказуемость - первейшие условия нормального гражданского оборота, те условия, которые могут быть обеспечены лишь в результате создания всех институтов рыночного хозяйствования. 
В настоящее время в России наблюдается период оживления экономической жизни Естественно, что чем интенсивнее развиваются связи между предпринимателями, тем больше вероятность возникновения правовых коллизий между ними. Термин «коллизия» в юридическом смысле означает расхождение или противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения. В то же время любой конфликт в экономических отношениях замедляет развитие предпринимательской активности. В этих условиях очень важно, чтобы в обществе были сформированы юридические механизмы, которые бы обеспечивали скорое, справедливое и законное разрешение возникающих споров и защиту нарушенных прав. 
Наиболее распространенным и надежным способом защиты нарушенных гражданских прав является судебная защита, которая осуществляется государственными судами (судами общей юрисдикции и арбитражными судами). Вместе с тем общество, которое основывает свою жизнь на принципах рыночной экономики, пришло к выводу о необходимости формирования параллельных негосударственных органов, цель которых - разрешение споров.

Одним из наиболее популярных и эффективных способов разрешения гражданско-правовых споров и является третейский суд. Суть третейского суда заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают третейских судей, которым доверяют рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора. Однако третейский суд вправе разрешать только гражданско-правовые споры, т.е. споры между частными лицами. Это означает, что если возник спор административно-правового характера (уплата налогов, таможенных платежей и т.п.), то такой спор не может быть передан на рассмотрение третейского суда (за некоторыми исключениями, прямо предусмотренными в законе). 
Опыт зарубежных государств с развитой экономической системой свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев предприниматели стремятся разрешать возникающие между ними споры не в государственных, а в третейских судах. Очевидно, что и в Российской Федерации набирает силу тенденция, связанная с перераспределением споров в сферу третейского разбирательства. Этот процесс получил законодательную основу: были приняты два закона, урегулировавших условия и порядок деятельности третейских судов, - Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" (1993) и Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" (2002).

 

2.Источники правового регулирования третейского суда.

Активное исследование понятия и правовой природы третейских судов началось в России сразу  после проведения Судебной реформы 1864 г.

Современный период третейского  судопроизводства был начат в 1991  г. с принятием Закона РФ "Об арбитражном суде". В соответствии со ст. 7 этого Закона допускалось, что по соглашению сторон возникший или могущий возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, до принятия к производству арбитражным судом может быть передан на разрешение третейского суда. Эта единственная статья закона устанавливала не столько правовые, сколько политические предпосылки воссоздания третейских судов в России. 
Важным политико-юридическим документом, на базе которого было сформулировано отношение к третейским судам и их месту в правовой системе России, стала Концепция судебной реформы в Российской Федерации. В Концепции судебной реформы, в частности, в качестве позитивного момента отмечался плюрализм (множественность) деятельности третейских судов и подчеркивалась необходимость создания третейских судов не только для каждого отдельного случая, но и на постоянной основе.

В 2002 г. Был принят Федеральный  закон «О третейских судах в Российской Федерации». В настоящее время данный закон является основным законодательным актом, регулирующим порядок образования и деятельности третейских судов в Российской Федерации. Кроме того, данным законодательным актом регламентированы столь важные вопросы, как исполнение решений, принимаемых третейскими судами, и вопросы определенных государственных гарантий работы третейских судов, без чего не может быть эффективной деятельности данного правового института, призванного в альтернативном порядке разрешать правовые споры, возникающие между субъектами гражданского оборота.

В то же время законодательство о третейских судах, третейском судопроизводстве и исполнении решений третейских судов состоит и из норм, содержащихся в иных федеральных законах, регулирующих те или иные вопросы третейского  разбирательства и порядка исполнения решений, принимаемых третейскими судами на территории Российской Федерации. К таким законам относятся, прежде всего, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

В АПК РФ вопросам третейского  судопроизводства посвящены гл. 30 и 31. Вопросы третейского судопроизводства регулируются в ГПК РФ в гл. 45, 46 и 47.

Между Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" и процессуальными  кодексами существует прочная связь, суть которой заключается в том, что реализация положений, установленных законодательством о третейских судах, невозможна без инкорпорирования или систематизации в этот нормативный правовой акт институтов, предусмотренных как арбитражным, так и гражданским процессуальным кодексом.

В общем и целом, Третейский суд – негосударственный орган, рассматривающий экономические (гражданские) споры по соглашению спорящих сторон.

 В свою очередь  наличие такой взаимной связи  между процессуальным законодательством и Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" является основанием для вывода:

«Автономность третейского суда и его негосударственный характер не дают оснований исключить третейский суд вообще и международный коммерческий арбитраж в частности как институт из сферы процессуального права»

Однако некоторые нормы  Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" выходят за рамки собственно процессуальных конструкций и находятся в  плоскости гражданско-правовых отношений.

Но нельзя не отметить то, что деятельность Третейского  суда не может выходить как за рамки  данных актов, так и Конституции  РФ.

3. Общая классификация  третейских судов.

Постоянно действующий  третейский суд может существовать в различных формах. Выделяются постоянно действующие третейские суды открытого типа, постоянно действующие третейские суды открытого типа специальной компетенции и постоянно действующие третейские суды закрытого типа. В литературе для той же классификации используется и иная терминология: третейские суды неопределенной (открытой, незамкнутой компетенции) и третейские суды определенной (замкнутой) компетенции. 
В основе такой классификации лежит субъектно-предметный критерий. Постоянно действующие третейские суды открытого типа рассматривают любые споры, подпадающие под юрисдикцию третейских судов в соответствии с действующим законодательством. Постоянно действующие третейские суды открытого типа специальной компетенции разрешают споры, которые относятся к их компетенции в результате указания учредителей (третейские суды на фондовом рынке, морские арбитражи, третейские суды для рассмотрения банковских споров, суды, создаваемые при Союзе операторов Интернета, и т.д.). Третейские суды закрытого типа вправе рассматривать только споры, которые передаются на их разрешение ограниченным количеством лиц, являющихся членами организации, создавшей такой третейский суд. В юридической литературе с третейскими судами, специализирующимися на разрешении отдельных категорий споров, связываются особые перспективы альтернативных способов разбирательства частноправовых споров.

4. Общая характеристика  принципов третейского разбирательства

Говоря простым человеческим языком, принципы – основные идеи, положения, которые являются фундаментом для осуществления той или иной деятельности.

Затрагивая принципы третейского разбирательства, необходимо отметить, что они (принципы) образуют единое целое, которое обеспечивает стабильное функционирование всей системы третейских судов. Система принципов, на основе которых осуществляется судебное разбирательство, нормативно закреплена в ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Вообще конкретный перечень отдельных принципов официально не закреплен.

Разные правоведы трактуют  данный перечень по-разному. Но, преимущественно, к основным началам третейского разбирательства относят добровольность в применении третейской формы разрешения спора, выбор участниками спора судей по своему делу, обособленность третейского суда от правил гражданского и арбитражного судопроизводства, закрытый характер разбирательства, поддержка решений третейского суда посредством принудительного исполнения органами государственной юрисдикции. Но, опять же, данный список может выноситься и в иной форме, т.е. может претерпевать изменения.

Но основополагающими неотъемлемыми принципами третейского разбирательства являются:

Принцип законности.

Принцип конфиденциальности.

Принцип независимости  и беспристрастности третейских судей. 
Принцип диспозитивности. Принцип состязательности.

Принцип равноправия  сторон.

4.1 Принцип законности.

Основополагающий  принцип всей правовой системы общества.

Данный принцип находит свое выражение в требовании того, чтобы все без исключения физические и юридические лица, а также органы власти и должностные лица соблюдали и исполняли законы, принимаемые государством. В то же время принцип законности предусматривает необходимость существования юридических механизмов, которые позволяют пресекать все нарушения закона независимо от того, кто является нарушителем, т.е. реализовывать идею неотвратимости наказания за допущенные нарушения во всех сферах правовой жизни; имеет системообразующий характер, отражает взаимосвязи  всей  совокупности процессуального права, поскольку его реализация невозможна при несоблюдении любого другого принципа.

 

4.2 Принцип конфиденциальности.

Вообще понятие «конфиденциальность» очень неоднозначно.  Если же говорить обобщенно то, данный термин означает такое явление или процесс,  не подлежащие огласке, разглашению.

Углубляясь в конкретную сферу третейского судопроизводства, этот  принцип выражается в следующем:

Во-первых, конфиденциальность третейского разбирательства по общему правилу исключает гласность  третейского разбирательства. Это  означает, что, если стороны не предусмотрят иного, третейское разбирательство  в силу закона должно быть закрытым. Никакие третьи лица (включая журналистов, представителей общественности и т.п.) не вправе требовать обеспечения их присутствия на заседании третейского суда или доступа к материалам разбираемого третейским судом дела. Что касается круга лиц, которые вправе присутствовать на заседаниях третейского суда, то к таковым относятся, конечно же, сами третейские судьи, а также участники третейского разбирательства. В некоторых случаях регламенты третейских судов предусматривают, что помимо указанных лиц в заседании третейского суда, если иное не предусмотрено соглашением сторон, могут участвовать работники третейского суда, например секретари, обеспечивающие ведение протокола судебного заседания.

Основная цель: скрыть от общественности спор, передаваемый на разрешение третейского суда. Стремление придать характер закрытости судебному заседанию, в рамках которого будет разбираться спор, может быть обусловлено в свою очередь различными обстоятельствами. Применительно к предпринимательской деятельности такое стремление диктуется двумя факторами: во-первых, соображениями сохранения коммерческой тайны и, во-вторых, необходимостью обеспечить деловую репутацию предпринимателя.

4.3 Принцип  независимости и беспристрастности третейских судей.

Независимость лиц, осуществляющих разрешение спора, является необходимым  условием, которое обеспечивает надлежащую организацию судебного разбирательства. Только будучи независимыми, такие  лица могут оставаться беспристрастными и тем самым обеспечить справедливое и законное разрешение спора. Независимость и беспристрастность судей как принцип организации разбирательства спора присущи как государственному судебному разбирательству, так и третейскому разбирательству и наряду с принципом законности являются общим принципом всей правовой системы РФ. Ведь, очевидно, что зависимость третейского судьи от какой-либо стороны лишает его возможности принять беспристрастное и справедливое решение по делу.

4.4 Принцип  диспозитивности. Принцип состязательности.

Принцип диспозитивности  является одним из основополагающих начал третейского судопроизводства.

Данный принцип заключается в предоставлении сторонам, участвующим в судебном разбирательстве, права самостоятельно распоряжаться своими как материальными, так и процессуальными правами.

Принцип диспозитивности  находится в неразрывной связи  с иными принципами третейского  процесса, что позволяет обеспечить возможность для реализации целей, стоящих перед третейским разбирательством - справедливое, полное и всестороннее исследование всех обстоятельств дела при разрешении спора, переданного на разрешение третейского суда.

Принцип состязательности в третейском судопроизводстве реализуется  различными юридическими механизмами. Одно из главных правил состязательности заключается в том, что каждая из сторон должна доказывать те обстоятельства, которые послужили основанием для ее требований и возражений. Каждая из сторон участвует в исследовании доказательств, представленных в суд, высказывает свои соображения по этим доказательствам, а также обосновывает собственное мнение по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства.

4.5 Принцип  равноправия сторон.

Данный принцип является отражением того, что каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав. Принцип равноправия сторон так же фундаментален, как и все вышеперечисленные принципы. Важным аспектом этого принципа является то, что он в обобщенном виде закреплен в Конституции РФ, т.е является конституционным.

Информация о работе Третейкие суды