Теоретические аспекты исследования проблем и перспектив управления жилищно-коммунальным хозяйством в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления ЖКХ на примере Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» городского округа г. Салават РБ.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты системы управления ЖКХ.
Провести сравнительный анализ существующих в России и за рубежом моделей управления, выявить возможность их модификации в современных российских условиях.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования проблем и перспектив управления жилищно-коммунальным хозяйством в России 9
1.1 Определение и характеристики ЖКХ 9
1.2 Анализ отечественного и зарубежного опыта управления ЖКХ 14
1.3 Проблемы и перспективы развития ЖКХ 26
2. Анализ системы управления ЖКХ на примере Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» городского округа г. Салават РБ 35
2.1 Характеристика ЖКХ г. Салават 35
2.2 Система управления ЖКХ г. Мурманска 42
2.3 Управляющие организации в Первомайском административном округе 47
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления ЖКХ на примере г. Мурманска 55
3.1 Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций 55
3.2 Автоматизации расчетов и платежей в сфере ЖКХ 61
3.3 Мероприятия по решению проблемы неплатежей 65
Заключение 73

Вложенные файлы: 1 файл

проект диплома.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

3) Мурманское муниципальное унитарное предприятие «Жилищная сервисная компания».

Создана в соответствии с постановлением администрации города Мурманска от 14.03.2005 г. №198 «О создании Мурманского муниципального унитарного предприятия «Жилищная сервисная компания».

Предприятие создано для организации процесса предоставления жилищных услуг населению и повышения их качества, улучшения комфортности проживания, поддержания в надлежащем состоянии жилищного фонда и инженерных коммуникаций в соответствии с требованиями государственных стандартов качества предоставления услуг, снижения необоснованных жалоб населения, и экономически обоснованного использования средств населения.

Предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:

  • Функции заказчика по всему комплексу работ, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, внутридомовых инженерных систем и оборудования, придомовых территорий с расположенными на них объектами внешнего благоустройства и озеленения, санитарной очистки домовладений, муниципальной и иной формы собственности, переданных в управление по договорам.
  • Проведение конкурсов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг по всему комплексу работ, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, внутридомовых инженерных систем и оборудования, придомовых территорий.
  • Осуществление контроля за движением жилищного фонда с ведением учетно-технической документации.
  • Создание необходимых условий для проживания населения в жилищном фонде, переданном предприятию в управление.
  • Осуществление деятельности, связанной с обеспечением жилищными услугами нанимателей, собственников и арендаторов жилых помещений.
  • Подготовку и реализацию инвестиционных программ.
  • Подготовку адресной программы по проведению текущих ремонтных работ на подведомственных объектах.
  • Приемку выполненных работ и оценка их качества в соответствии с условиями договоров, а также текущий контроль над выполнением работ подрядными организациями.
  • Участие в приемке сдаваемых в эксплуатацию жилых домов.
  • Рассмотрение жалоб, заявлений и предложений, связанных с невыполнением предприятиями-подрядчиками договорных условий.

Предприятия, обслуживающие  объекты городского хозяйства:

  1. «Единая дежурно-диспетчерская служба 051». Целью создания «Единой дежурно-диспетчерской службы 051» является организация работ по улучшению качества обслуживания населения в сфере коммунальных услуг, привлечению предприятий и организаций всех форм собственности в сферу коммунальных услуг, обеспечению взаимодействия предприятий, организаций и служб города при устранении аварийных и чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ и ликвидации их последствий.
  2. ММУП «Дорсервис». Предприятие создано в целях решения социальных задач (эксплуатации и ремонта дорог, элементов их внешнего благоустройства, инженерных коммуникаций и других коммунальных объектов в г. Салават, оказание услуг населению и предприятиям всех форм собственности) и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно публикациям  в СМИ, состояние жилищно-коммунальной сферы города Мурманска в течение последних 15 лет имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, основной причиной которой является отсутствие достаточного финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Расходная часть бюджета города Мурманска на 2006 года составляет 5173,4 млн. руб., в расчете на одного жителя это составляет 17 тыс. руб. в год. В общей сумме расходов бюджета расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (без учета социальной политики) составляют 11% или 589,4 млн. руб., в расчете на одного жителя это – 2 тыс. руб. в год. Для сравнения расходы на образование – 4 тыс. руб.

2.3 Управляющие организации в Первомайском административном округе

 

Первомайский округ – южный, самый большой по площади и численности населения в Мурманске. Население района по состоянию на 2009 год составляло 123 921 человек. 

Перечень управляющих  организаций осуществляющих деятельность в городе Мурманске в Первомайском округе:

1. ОАО «Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания»

На обслуживании 756 жилых  дома в Первомайском административном округе, в том числе

– выбран способ управления непосредственно собственниками помещений  – 435 домов

– по договору с КРГХ – 240 домов

– ТСЖ по договору с  УК – 81 дом

2. ЗАО «Управляющая компания «Мурманремстрой»

На обслуживании 63 жилых  дома, в том числе: 54 жилых дома в Первомайском административном округе, 9 жилых домов в Октябрьском административном округе, в том числе:

– выбран способ управления непосредственно собственниками помещений  – 51 дом

– по конкурсу выбора управляющих  организаций – 3 дома

– по договору с КРГХ – 9 домов

3. ЗАО «Север-Вод»

На обслуживании 9 жилых  домов (пр. Кольский 128, 114/1, пр. Ледокольный 3,5,9, ул. Беринга 14,20,24,28)

– по конкурсу выбора управляющих  организаций – 9 домов.

В течение 2008 года в Мурманской области прошли выборы способа управления домами. С марта 2005 года, когда был принят Жилищный кодекс, только в некоторых домах жильцы, проявив инициативу, создали товарищества собственников жилья и выбрали небольшие обслуживающие компании. Большинство собственников домов не ощутили своего нового статуса и обслуживались прежними муниципальными трестами.

Переломным стал 2008 год. Администрации городов инициировали проведение голосования в домах. Только в анкетах на выбор были предложены ТСЖ, непосредственное управление жильцов и какая-то одна частная  управляющая компания. В итоге  получилось, что в большинстве муниципалитетов жилой фонд оказался под одной или несколькими управленцами.

В Мурманске в каждом административном округе управлять  домами стали три большие компании: «Севжилсервис» (Ленинский округ), «Жилцентр» (Октябрьский округ) и «Жилищно-сервисная компания» (Первомайский округ). Кроме них, несколько домов обслуживают такие фирмы, как «Жанр», «Аракс», «Жилспецстрой» и др.

На рис. 2.2 представлена диаграмма, характеризующая способы управления, выбранные в Первомайском округе.

 

Рис. 2.2. Способы управления ЖКХ в Первомайском округе

 

Предприниматели должны были принести в ЖКХ конкуренцию, повысить качество услуг. Правда, пока жильцы не ощутили  преимуществ. Грязные, неотремонтированные  подъезды и кучи мусора во дворах остаются явлениями сегодняшнего дня.

В последнее время  количество жалоб от населения только растет. И жалуются в основном на крупные фирмы. С одной стороны, это свидетельство роста самосознания жильцов. С другой – в грязи  жить никому не хочется, да еще и  платить непонятно за что деньги.

Жильцы, недовольные работой управляющих компаний, обращаются в Государственную жилищную инспекцию, прокуратуру и суды. Но кардинально повысить качество услуг в ЖКХ можно, только создав условия для эффективной работы. Новый глава Мурманска Сергей Субботин говорил, что в ЖКХ надо развивать конкуренцию, создавать равные условия для малого и среднего бизнеса, а не только для крупных фирм. Тем более что малый бизнес в отдельных случаях более ответственно подходит к работе.

ЖКХ долгое время было отраслью, которую реформы обходили стороной. Сейчас в эту сферу пришли новые отношения. Но многое здесь зависит от желания и умения местных властей создать прозрачный и доступный для всех фирм рынок.

Направления деятельности по управлению ЖКХ Управления Первомайского административного округа:

1) Работа с обращениями  граждан

Для оперативного решения  вопросов по обращениям граждан руководителями управления ежемесячно проводятся выездные приемы граждан в жилищных участках предприятий, обслуживающих жилой  фонд, и в микрорайонах с наиболее высоким процентом износа жилищного фонда: «Жилстрой», «Дровяное», «Абрам – Мыс».

2) Благоустройство

В соответствии с адресной программой ремонта объектов внешнего благоустройства и инженерной инфраструктуры на территории округа в 2008 г. выполнены:

  • отремонтирован 141 подъезд, готовятся к сдаче еще 210 (2007 – 167);
  • отремонтировано 6 квартир ветеранов ВОВ и тружеников тыла (132444 руб.);
  • по муниципальной целевой программе «Дополнительные меры по социальной поддержке отдельных категорий граждан» (категория «дети-сироты») выполнен ремонт квартир (124629 руб.);
  • заасфальтировано с установкой бортового камня – 44585,3 кв. м (2007 -218431,1 кв. м); местных проездов и дворовых территорий – 49803 кв. м (2007 – 31885,1 мІ).

В ходе месячника по санитарной очистке освобождено от мусора 3238092 мІ территории.

Отделом территориального развития за отчетный период согласовано 237 разрешений на производство земляных работ и аварийных разрытий. По истечению сроков выполнения аварийных работ восстановлено благоустройство на 106 объектах. В ходе месячника по озеленению территорий г. Мурманска в округе высажено 587 деревьев лиственных пород, 75 кустарников и завезено 115 куб. м. плодородного грунта. На территории Первомайского округа активно ведется строительство жилых домов коттеджного типа, образованы две новые улицы – «Огни Мурманска» и «Южная». Продолжается коттеджная застройка в районе проезда Ледокольного и микрорайона Абрам-Мыс. По просьбе жителей микрорайона Абрам-Мыс обустроен родник, урегулирован вопрос автобусного движения. Силами МУП «МАДЭП» установлен остановочный модуль на берегу залива для пассажиров рейсового катера, следующего в Мурманск.

3) Работа по снижению задолженности населения за ЖКУ

В адрес неплательщиков управлением округа совместно с  управляющими компаниями направлено 1878 предупреждений о срочном погашении задолженности.

В адрес неплательщиков за ЖКУ направлено 2319 предупреждений о срочном погашении задолженности. В отдел судебных приставов направлена информация о месте работы задолжников  по 273 исполнительным листам, в адрес МУП «МРИВЦ» направлены письма о подаче исковых заявлений в отношении 188 неплательщиков. Сумма задолженности на 01.11.2008 г. увеличилась на 9,6% (01.01.2008 г. – 340420,5 тыс. руб., 01.11.08 г. – 373272,4 тыс. руб., увеличение на 32851,9 тыс. руб.).

С собственниками жилых  помещений постоянно ведется  работа по выбору способа управления многоквартирными домами. 323 жилых дома (43%) выбрали управляющую компанию. ТСЖ Создаются при активном участии администрации, как собственника жилых и нежилых (муниципальная собственность) помещений в многоквартирных домах.

Огромные текущие расходы  на ЖКХ и необходимость капитальных  вложений нацеливают на формирование системы многовариантности источников их финансирования.

Для формирования системы многовариантного развития городской инфраструктуры в органе местного самоуправления должен быть разработан комплекс мер, способствующий притоку финансовых ресурсов.

Этот комплекс основан  на маркетинговых инструментах. Полученные средства направляются на внедрение ресурсоберегающих технологий, автоматизацию, механизацию, страхование и другие мероприятия, дающие в будущем сокращение текущих расходов в жилищно-коммунальной сфере.

Основным направлением стратегии глобальной экономии применительно к жилищным организациям является связанная диверсификация деятельности жилищно-коммунальных предприятий. Широкий, но гармоничный номенклатурный ряд оказываемых услуг приведет к появлению новых источников финансирования предприятий ЖКХ при сохранении профиля их деятельности и более полном удовлетворении потребностей населения.

Таким образом, в структуру управления ЖКХ города Салавата входят следующие органы управления:

  • Администрация города Салавата
  • Комиссия по жилищно - коммунальному хозяйству, использованию земель, природных ресурсов, торговле и иным видам услуг населению
  • Управление городского хозяйства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан

Перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан:

  1. ООО «Жилкомзаказчик»
  2. ООО «Жилуправление №8»
  3. ООО «Домоуправление №9»
  4. ООО «СалаватЖилСервис»
  5. ООО «Дом сервис»
  6. ООО «Ремонт и Монтаж Отопительных Систем»(РМОС)
  7. ООО Управляющая компания “Наш Дом”
  8. ООО Дом Монтаж Сервис
  9. ООО Дом Монтаж Сервис Плюс
  10. ЖК «Салават»
  11. Товарищество собственников жилья «Дуслык»
  12. Товарищество собственников жилья «Уютный дом»
  13. ООО «Техстройресурс»
  14. ООО УК Управдом
  15. ООО Управдом

Информация о работе Теоретические аспекты исследования проблем и перспектив управления жилищно-коммунальным хозяйством в России