Теоретические аспекты исследования проблем и перспектив управления жилищно-коммунальным хозяйством в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления ЖКХ на примере Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» городского округа г. Салават РБ.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты системы управления ЖКХ.
Провести сравнительный анализ существующих в России и за рубежом моделей управления, выявить возможность их модификации в современных российских условиях.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования проблем и перспектив управления жилищно-коммунальным хозяйством в России 9
1.1 Определение и характеристики ЖКХ 9
1.2 Анализ отечественного и зарубежного опыта управления ЖКХ 14
1.3 Проблемы и перспективы развития ЖКХ 26
2. Анализ системы управления ЖКХ на примере Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» городского округа г. Салават РБ 35
2.1 Характеристика ЖКХ г. Салават 35
2.2 Система управления ЖКХ г. Мурманска 42
2.3 Управляющие организации в Первомайском административном округе 47
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления ЖКХ на примере г. Мурманска 55
3.1 Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций 55
3.2 Автоматизации расчетов и платежей в сфере ЖКХ 61
3.3 Мероприятия по решению проблемы неплатежей 65
Заключение 73

Вложенные файлы: 1 файл

проект диплома.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

Иногда кажется, что жилищно-коммунальная система в России безнадежна. За десять лет в ней накопились такие противоречия, что кажется, с ними не справиться и за десятилетия. Но это не совсем так. Все эти проблемы по существу сводятся к невозможности взаимодействовать между организациями, предоставляющими услуги на этом рынке. Такому взаимодействию мешают четыре основных фактора:

1) Разбалансированность  тарифов, когда, скажем, предприятие  водоснабжения становится банкротом  из-за роста цен на электроэнергию, а повысить свои цены на воду не имеет права. 2) Неплатежи со стороны государства. В первую очередь это касается компенсации государством различных льгот и субсидий и просто щадящих цен на услуги ЖКХ, предоставляемых населению.

3) Неплатежи самого населения, которые, однако за последние годы стали гораздо стабильнее, и в 2003 году составляли уже менее 10%.

Наконец, (4) Долгосрочные соглашения в российских условиях пока крайне затруднительны. Спланировать договорные отношения на срок даже в 20 лет почти невозможно, поскольку связано с большими рисками из-за трудно прогнозируемого развития отрасли.

Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на очень низком уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства – сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения. В результате в ЖКХ практически отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производитель. ности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства.

Жилищно-коммунальное хозяйство и его состояние сегодня характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Проблема усугубляется большим размером задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий ЖКХ составил на конец 2008 г. 268,1 млрд руб., в то же время объем их кредиторской задолженности превысил 307,5 млрд руб.

Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлению общим имуществом многоквартирного дома.

Меры по модернизации коммунальной инфраструктуры и привлечению  частных инвестиций должны быть реализованы  в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».

На сегодня в России централизованные системы водоснабжения имеются в 1068 городах (98% от общего количества городов) и 1774 поселках городского типа (84%). Общая протяженность водопроводных сетей в городах и других населенных пунктах Российской Федерации составляет 458,6 тыс. км, из них 75,4 тыс. км. (17%) нуждаются в замене.

Коммунальная энергетика потребляет более 23% электрической и 46% тепловой энергии, производимой в стране. Производственная база коммунальной энергетики включает 67 тыс. отопительных котельных, более 350 тыс. км тепловых сетей и 550 тыс. км воздушных и кабельных электросетей, физический износ которых превышает более 53%. Энергетические предприятия по форме собственности разделены на муниципальные (89%) и частные – в виде АО открытого и закрытого типа.

Что касается деятельности по содержанию и развитию объектов уличной и дорожной сети и сооружений, то на них осуществляют свою деятельность более 610 специализированных дорожных ремонтно-строительных организаций  и служб эксплуатации мостовых сооружений. Объем средств, выделяемых на содержание и развитие объектов дорожно-мостового хозяйства за последнее время составляет примерно 12% от потребности. Постепенно начинается работа по платности пользования улично-дорожной сетью городов и других поселений.

Мощность очистных сооружений канализации составляет 57 млн куб. м в сутки. Протяженность канализационных  сетей населенных пунктов увеличилась  до 115 тыс. км, из них 14 тыс. км (14%) требуют капитального ремонта. Дефицит мощностей канализационных сооружений составляет около 10 млн куб. м в сутки.

После приватизации коммунально-бытового сектора ЖКХ обслуживание населения  осуществляют предприятия различных  форм собственности, на которых работают 108 тыс. чел., выполняющих объем работ (услуг) на сумму более 9,0 млрд руб. ежегодно.

В городах и населенных пунктах России в настоящее время  работают 5,5 тыс. банно-прачечных организаций, более 2,9 тыс. предприятий ритуального  обслуживания, около 2,0 тыс. коммунальных гостиниц. Сегодня в муниципальной  форме собственности остался 21% предприятий бытового обслуживания. Деятельность приватизированных и акционерных предприятий в новых экономических условиях хозяйствования позволила снизить себестоимость услуг, повысить их качество и, тем самым, создать здоровую конкурентную антимонопольную среду в сфере бытовых услуг.

С каждым годом увеличивается  подлежащий сносу ветхий и аварийный  жилищный фонд, а также износ основных фондов отрасли. Уровень надежности инженерных коммуникаций в России в  два раза ниже, чем в европейских странах. Расточительно расходуются топливно-энергетические ресурсы, устарели применяемые технологии. Из-за недостаточности финансовых ресурсов в ремонтно-эксплуатационном производстве велика доля ручного труда.

Поэтому сложившееся  на сегодня положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве обусловлено:

– неэффективностью принятых в свое время архитектурно-планировочных, проектных, строительных и технических решений в жилищной сфере;

– огромными социальными обязательствами государства перед населением по оплате жилищно-коммунальных услуг (48 млн чел., пользующихся льготами);

– недофинансированием эксплуатационных расходов и средств на модернизацию объектов ЖКХ, как в период централизованной системы управления отраслью, так и в настоящее время, из-за низкой платежеспособности населения и недостаточной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

– сложившейся неэффективной системой управления в этом секторе экономики, которая не позволяет вывести ЖКХ из кризисного состояния.

Сегодня мы не имеем системы  управления и необходимых источников финансирования предприятий ЖКХ – основы для устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения городов и поселений.

Также остро стоит  вопрос о необходимости модернизации, реконструкции большей части  объектов жилья и коммунальной инфраструктуры городов – примерно на сумму 4,5–5,0 трлн руб. Таких денег в ближайшей перспективе не будет ни в бюджете, ни у населения.

Дальнейшее формирование новой жилищной и коммунальной политики невозможно без активного участия  государства. Поэтому одним из основных приоритетов правительства в экономических преобразованиях в России является реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

Основными препятствиями  для реализации намеченных мер по реформированию ЖКХ сегодня является:

– политизированность проблемы реформирования ЖКХ;

– документы по реформе ЖКХ для органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления носят не обязательный, а рекомендательный характер;

– на отрасль ЖКХ отрицательно сказываются неурегулированные межбюджетные отношения;

– на муниципальном и субфедеральном уровне отсутствует понимание необходимости жесткого регулирования деятельности локальных монополий и создания эффективного управления городским хозяйством в целом. Как следствие, предприятия ЖКХ неэффективно используют средства, ценообразование, качество предоставления работ и услуг;

– сохраняется психология иждивенчества граждан как в организации самоуправления в жилищной сфере, так и в нежелании платить вовремя и обращаться за субсидиями и др.

На федеральном уровне законодательно трижды переносились сроки  завершения намеченных преобразований: сначала был 1998 г., потом – 2003 г., затем – 2008 г. В результате законодатели на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления часто блокируют решения исполнительной ветви власти по реформированию отрасли. Результат может быть отрицательный для большинства территорий Российской Федерации и населения, если не будут приняты консолидированные политические решения и проблема не перейдет в разряд экономических.

Главной целью основных направлений преобразований в ЖКХ  является наведение порядка в  этом сложном хозяйстве, снижение необоснованных затрат предприятий ЖКХ, разработка механизмов социальной защиты малоимущих категорий населения и повышение  качества обслуживания за счет проведения институциональных преобразований и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению.

В результате проводимых реформ в ЖКХ активно осуществляется разграничение функций Заказчик-Подрядчик  в сфере эксплуатации жилищного  фонда и переход к договорным отношениям.

Уже сегодня в России около 60% муниципального жилищного фонда обслуживается на договорной основе. В Москве этот показатель составляет 96%.

Существенный  потенциал формирования эффективных  форм управления жилищно-коммунальным хозяйством заложен в создании различных форм объединений собственников, в частности объединений жильцов в товарищества собственников жилья (ТСЖ), являющихся альтернативой монополии ДЕЗов. Такие объединения призваны контролировать весь процесс коммунального обслуживания и самостоятельно выбирать организацию, которая предоставит наиболее выгодные условия коммунального обслуживания. Принят Федеральный закон «О товариществах собственников жилья». В соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства ТСЖ позволяют собственнику жилья эффективно осуществлять контроль качества предоставляемых услуг. В целом ТСЖ и ЖСК обслуживают не более 8% жилого фонда.

Одной из причин нежелания  собственников квартир образовывать ТСЖ являются значительные издержки на администрирование относительно небольших объектов управления. По объектам муниципального жилищного фонда, переданного в ТСЖ, возникают разногласия в части передачи прав на владение, пользование и распоряжение нежилыми помещениями (использование их членами ТСЖ, сдача в аренду). Кроме того, не решен вопрос, кто будет выделять финансовую помощь товариществам-собственникам жилья на капитальный ремонт.

Для выхода из создавшегося положения необходима концентрация направляемых на развитие отрасли инвестиционных ресурсов, которая необходима в достаточном для модернизации инфраструктуры объеме. Стратегической задачей реформы ЖКХ является создание реальных предпосылок для прихода частных инвесторов в отрасль. Необходимо создать такие институциональные условия, которые позволили бы совместно участвовать государственным и частным организациям в финансировании инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Так как ЖКХ характеризуется стабильным спросом и практически гарантированным сбытом продукции и услуг, по своей природе она привлекательна для инвестиций.

Система финансовых отношений между государством и  предприятиями ЖКХ должна строиться  на неукоснительном соблюдении взаимных обязательств, что будет способствовать сокращению просроченной задолженности  в целом в экономике. Следовательно, повышение инвестиционной привлекательности отрасли диктует необходимость реструктуризации накопленной задолженности в ЖКХ, а также ликвидацию задолженности федерального бюджета перед бюджетами муниципальных образований по возмещению убытков от содержания объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Возможность привлечения  в жилищно-коммунальное хозяйство  частных и государственных инвесторов определяется не только перспективами  перехода к системе стопроцентной  оплаты предоставленных услуг, но и значительным потенциалом ресурсосбережения. Экономическая привлекательность проектов модернизации ЖКХ состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате внедрения ресурсосберегающих технологий.

В соответствии с программами  энергосбережения в домах началась установка приборов учета и регулирования  потребления ресурсов (воды, тепла, газа), установка автономных систем теплоснабжения.

Проводимая ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве определила новый подход к механизму формирования и утверждения цен и тарифов на услуги ЖКХ.

Стимулирование притока  инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство предусматривает, прежде всего, пересмотр сложившейся практики расчета тарифов, снижение инвестиционных рисков, разработку гарантий возврата вкладываемых в отрасль государственных и частных средств, усиление финансового контроля и поддержку конкуренции в отрасли.

Перспективными  вложениями средств в модернизацию ЖКХ могут быть такие механизмы, как концессия, приватизация или передача в управление бизнесу на продолжительный срок коммунальной инфраструктуры. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в России идет в тесной взаимосвязи с созданием механизмов социальной защиты населения путем предоставления малообеспеченным гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, реформа  ЖКХ являясь составной частью преобразований российской экономики, включает в себя как политику коммунальных услуг и оплаты жилья, систему социальных гарантий, так и вопросы повышения эффективности управления и содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства.

В то же время необходимо отметить, что жилищно-коммунальное хозяйство в настоящий период переживает сложный период времени. Вот почему основные стратегические цели и первоочередные меры по совершенствованию системы управления ЖКХ необходимо сегодня рассматривать на комплексной основе, позволяющей обеспечивать реализацию основных направлений антикризисных преобразований; вырабатывать и предлагать производству современные организационно-экономические и социально-психологические механизмы эффективной управленческой деятельности, использовать на всех уровнях рыночные структуры в качестве координирующих инструментов.

Информация о работе Теоретические аспекты исследования проблем и перспектив управления жилищно-коммунальным хозяйством в России