Сущность, цели и задачи государственной региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблемы региональной политики, а также основные цели и задачи.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
исследовать основные понятия, цели и задачи региональной политики в Российской Федерации;
проанализировать особенности региональной политики;
выявить достоинства и недостатки в развитии федеративных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………3
Глава I. Региональная политика: основные понятия, цели, задачи
Глава II. Особенности региональной политики …………………..6
Глава ΙΙΙ. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления…………………………………………...……………30
Заключение…………………………………………………………...….39
Список источников и литературы…………………...…………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

- более широкое использование  межбюджетных трансфертов, направленных  на софинансирование со стороны федерального бюджета расходов региональных и местных властей, связанных как с проведением экономических реформ, так и с использованием новых инструментов экономической политики;

В-шестых, проведение политики по выявлению  и развитию экономических кластеров  на территориальном уровне

Кластерная политика характеризуется  тем, что центральное внимание уделяется  укреплению сетей взаимосвязей между  экономическими субъектами – участниками  кластера, в целях упрощения доступа  к новым технологиям, распределению  рисков в различных формах совместной экономической деятельности в т.ч. для совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорению процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижению транзакционных издержек в различных областях, за счет увеличения доверия между участниками кластера.

К числу основных направлений кластерной политики федеральных и региональных властей, следует отнести:

- софинансирование аналитических исследований структуры кластера, определение сильных и слабых мест кластера, разработка плана развития кластера, включающего официальные цели и стратегию;

- создание в кластерах центров  по обмену знаниями и установлению  контактов, привлечение заинтересованных  организаций к совместным действиям  в рамках кластера;

- реализация программ содействия  выходу предприятий кластера  на внешние рынки, проведение  совместных маркетинговых исследований  и рекламных мероприятий;

- повышение эффективности программ  профессиональной подготовки кадров, в соответствии с потребностями  кластера, в том числе через  корректировку учебных планов учреждений профессионального образования, совместную организацию программ переподготовки и повышению квалификации кадров, стажировок;

- содействие коммерциализации  результатов исследовательской  деятельности;

- повышение требований к качеству  товаров и услуг, производимых  в рамках кластера, при осуществлении  государственных закупок¹.

Реализация федеральными органами власти политики содействия экономическому развитию территории, в т.ч. кластерной политики, требует формирования адекватных институтов реализации такой политики, включая формирования агентств регионального и муниципального развития, основными функциями которых должно стать создание структур мониторинга и анализа экономического развития, проведение обследований предприятий, проведений прогнозных исследований, разработка и реализация стратегической программы развития региона, консультационная поддержка созданию новых предприятий, содействие реструктуризации предприятий-банкротов, либо предприятий, оказавшихся в затруднительном финансовом положении, содействие инновациям и трансферу технологий, анализ имеющихся и прогноз будущих потребностей в специальностях для учреждений образования, привлечение иностранных инвесторов, вывод предприятий на международные рынки, содействие туризму.

Федеральное правительство будет  активно содействовать проведению кластерной политики на региональном и муниципальном уровне за счет поддержки  пилотных проектов, распространение  лучшей практики, разработке модельных  нормативно-правовых актов и реализации профильных программ переподготовки кадров.

В-седьмых, развитие механизмов частно-государственного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.

Правительство Российской Федерации  будет создавать стимулы для  расширения использования региональном и муниципальном уровне лизинговых и концессионных механизмов финансирования инвестиционных проектов, практики смешанного финансирования инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранения  и производстве социальные услуг¹. Большое значение будет иметь развитие практики максимального тесного взаимодействия с предпринимательскими ассоциациями в выработке и реализации политики регионального (муниципального) развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГлаваΙΙΙ. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления

региональный политика федеративный самоуправление кластерный

Сохранение и укрепление единства и правового пространства Российского  государства во многом зависит от успешного формирования федеративных отношений, организации взаимодействия федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

Преобразование российской государственности  предполагает последовательную реформу  федеративного устройства страны, реализацию в полном объеме его конституционных  основ¹.

Эти задачи включают в себя:

- защиту и обеспечение интересов  Российской Федерации в целом,  сохранение единства и территориальной  целостности Российского государства;

- децентрализацию власти, расширение  полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и повышение степени их ответственности перед населением;

- выравнивание реальных прав  и компетенции субъектов Российской  Федерации;

- осуществление мер экономического, административного и правового  характера, обеспечивающих самостоятельность  регионов, сочетание государственной  поддержки отдельных регионов  с государственным стимулированием  экономической активности на  всей территории России;

- реальное обеспечение действия  прав и свобод человека и  гражданина на всей территории  государства;

- четкое определение круга полномочий  федеральных органов государственной  власти, которые обеспечивают защиту  интересов Российской Федерации в целом и в то же время не ограничивают самостоятельности субъектов Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к их ведению.

Одними из важнейших положений  региональной политики в Российской Федерации являются:

- децентрализация власти путем  закрепления за субъектами Российской  Федерации возможно большего  числа полномочий в сферах  совместного ведения, а также  усиление влияния населения на  принятие решении федеральными  органами государственной власти. Эти меры будут способствовать  повышению эффективности взаимодействия  федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, обеспечению стабильности  развития и укреплению единства  Российского государства;

- обеспечение действия принципа равноправия субъектов Российской Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти с учетом специфики каждого из них путем достижения реального конституционно-правового равенства субъектов Российской Федерации, соблюдения прав и интересов субъектов Российской Федерации в ходе подготовки и принятия правовых актов федеральных органов государственной власти.

Следует совершенствовать законодательный  процесс таким образом, чтобы  мнение субъектов Российской Федерации  учитывалось на этапе разработки концепций законопроектов.

Чрезвычайно важно обеспечить соответствие норм конституций (уставов), законов  и иных нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации  Конституции Российской Федерации¹ и федеральным законам. В этих целях необходимо определить порядок приведения действующих и вновь принимаемых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

Механизмом такого приведения должна стать функционирующая независимая  судебная власть, способная оперативно и непредвзято рассматривать  споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. Особая роль здесь  принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации¹, для повышения эффективности работы которого следует законодательно определить порядок реализации его решений.

Важную роль в региональной политике призвано играть местное самоуправление. Дополняя комплекс отношений между  федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, реформа местного самоуправления завершает  построение целостной системы власти в государстве на принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

Основной задачей органов местного самоуправления является обеспечение  комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым  политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных  действий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

Определение компетенции местного самоуправления должно исходить из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом Российской Федерации  и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии  выполнить. При этом только действительно  самостоятельные, независимые в  организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления способны успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности  населения.

Необходимость развития институтов местного самоуправления и создания единой для  всей страны системы территориальной  организации местного самоуправления обусловила принятие Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»¹. По данному закону территория субъекта РФ разграничивается между городскими и сельскими поселениями.

В состав сельского поселения входит один или несколько населённых пунктов, объединённых общей территорией. Территории, плотность сельского населения  в которых более чем в три  раза ниже средней плотности сельского  населения по России, могут быть отнесены к межселенным территориям. Также в состав поселений не входят города, наделённые статусом городского округа. Поселения и межселенные  территории входят в состав муниципальных  районов. В городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) создаются внутригородские территории.

На всей территории России данный закон вступает в силу лишь с 2009 года, но в 46 субъектах РФ он действует  уже с 1 января 2006 года. В них создано  более 24 200 муниципальных образований².

Основной проблемой реализации территориальной реформы местного самоуправления является определение  административно-территориального статуса  городов. Сегодня для них существует возможность выбора из двух альтернатив: стать городским округом или  городским поселением. Крупные города, таким образом, станут городами областного или республиканского подчинения, а  небольшие – самостоятельной  частью муниципального района. В связи  с этим возникает проблема наличия  у прилегающих к городу – городскому округу муниципальных районов достаточной  для их самостоятельного функционирования социальной, транспортной и иной инфраструктуры. С другой стороны, недопустимо и  понижение статуса таких крупных  городов, как, например, Ставрополь, как  это предлагало сделать руководство  Ставропольского края до составной  части муниципального района. В отношении центров субъектов РФ в настоящее время даже рассматривается законопроект о создании в них внутритерриториальных городских муниципальных образований с передачей функций общегородского управления на уровень субъекта РФ.

Другой проблемой является установление во многих случаях границ городских  округов так, что это не оставляет  им территорий для развития. Между  тем по закону в состав территории поселения должны входить территории традиционного природопользования населения этого поселения, рекреационные  земли, земли для его развития. Остаётся неясным вопрос и о пригородных  территориях, на которых расположены  дачные участки и зоны отдыха горожан.

Также трудности вызывает формирование межселенных территорий. К примеру, южная часть Новокузнецкого района Кемеровской области – плотно застроенная территория с развитым сельскохозяйственным производством, городами и посёлками, северная –  почти незаселённая горно-таёжная  местность. Между тем, формирование межселенных территорий на севере района невозможно, поскольку район в  целом не относится к малонаселённым. Вытекающий из положений закона обязательный (даже против воли населения) порядок образования сельского поселения из населённого пункта с численностью жителей более 100 человек при его удалённости или труднодоступности также может привести к существенному росту общего числа экономически и организационно слабых муниципальных образований.

Решение задач территориального развития требует совершенствования механизма  реализации региональной экономической  политики. Дальнейшее развитие должны получить такие методы и формы  государственного воздействия, как  прогнозирование и программирование.

При разработке общероссийских прогнозов  и программ особое место должно быть отведено региональному аспекту. Это  даст регионам необходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и скорректировать в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы.

В проектах долгосрочных и среднесрочных  прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования  региональной экономической политики, в том числе возможные изменения  экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов и другие).

Важнейшими исходными пунктами должны стать прогнозирование платежеспособного  спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств  активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших  социально-экономических проблем  их развития¹.

Информация о работе Сущность, цели и задачи государственной региональной политики