Сущность, цели и задачи государственной региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблемы региональной политики, а также основные цели и задачи.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
исследовать основные понятия, цели и задачи региональной политики в Российской Федерации;
проанализировать особенности региональной политики;
выявить достоинства и недостатки в развитии федеративных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………3
Глава I. Региональная политика: основные понятия, цели, задачи
Глава II. Особенности региональной политики …………………..6
Глава ΙΙΙ. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления…………………………………………...……………30
Заключение…………………………………………………………...….39
Список источников и литературы…………………...…………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

Стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения должны определяться как  минимум на двух уровнях: федеральном  и региональном, а стратегия всей региональной экономической политики центра должна быть направлена на реализацию трех главных принципов региональной стратегии России: благополучия граждан, целостности государства, территориальной  справедливости¹. Положение отдельных регионов пока не является устойчивым, вследствие чего вокруг вопросов транспортных и энергетических тарифов, курса национальной валюты и тарифной политики будет вестись основная борьба между регионами и между регионами и центром. Следует ожидать и обострения противоречий, связанных с диспропорциями развития финансово-бюджетной системы.

Особое место в современной  региональной политике занимает политика в отношении так называемых проблемных регионов. В целом субъекты - ''доноры'' являются не столько богатыми, сколько потенциально мощными; ''нулевые'' - среднеразвитыми; ''реципиенты'' - слаборазвитыми. Нынешняя система формирования федерального бюджета фактически действует неравноправию субъектов Федерации. Для России неприемлемы унифицированные подходы и рекомендации, одинаково подходящие для всех регионов. При анализе региональной политики целесообразно выделение проблемных регионов следующих типов: экологически неблагоприятные; с высокой концентрацией производства и населения; индустриально слабо развитые; сельскохозяйственные, промышленные депрессивные; резервные; рекреационные; районы нового хозяйственного освоения. Проблемные регионы должны стать объектами государственного регулирования, при этом должен быть определен и официально закреплен их статус и отработан механизм разрешения региональных проблем различного типа и ранга в условиях становления рыночных отношений. Все регионы в стране делятся на три типа: кризисные, депрессивные и самообеспечивающие свое развитие. Программа помощи депрессивным регионам осуществляются на федеральные деньги, главная задача программы - остановить разбег по уровню развития регионов¹.

Кредитно-денежная и бюджетная  политика в отношении регионов является одним из самых главных инструментов региональной политики в России. Отмечается необходимость осуществить преобразование в сфере кредитно-денежной политики государства в пользу регионов, важность государственной поддержки регионов в части инвестиций. При этом региональная инвестиционная политика становится во все большей степени политикой  самих регионов, а не только федерального центра, но в целом, однако, отмечается слабая инвестиционная ориентация региональных бюджетов.

В современной России очень обострились  межнациональные отношения. Одна из задач региональной политики - снижение межнациональной напряженности. Для этого приоритетными в - деятельности общества должны быть:

1) последовательная реализация  конституционных норм о равноправии  субъектов Федерации,

2) создание реальных условий  для действительно свободного  диалога культур. Одним из принципов  гармонизации межнациональных отношений  в РФ должна стать незыблемость  исторически сложившихся границ  всех субъектов Федерации.

Не менее важна и региональная политика в области образования, науки и техники. Отмечается, что  децентрализация, регионализация управления вузами является важным стратегическим направлением общей политики регулирования  высшего образования. Главные черты  новой концепции высшего образования  в РФ: увеличение количества институтов и регионализация высшего образования, реализация адаптивной стратегии хозяйствования университетов в системе региональных научно-образовательных программ. Проводимая ранее региональная политика государства  предопределила развитие производств  первого технологического уклада в  районах с преимущественно сырьевой ориентацией. Переход к более  высоким технологическим укладам, являясь основой региональной научно-технической  политики, основывается на развитии ресурсосберегающих технологий¹.

За последние годы региональная политика в России сделала колоссальный рывок в своем развитии. Общепризнанной формулы региональной политики до сих  пор нет. И это не случайно, ибо  сведение сложного и противоречивого к простому и безвариантному - одна из сложнейших задач всякой политики, стремящейся стать действенной.

Региональная политика - это отнюдь не совокупность региональных аспектов других политик; она не должна ни быть первичной по отношению к ним, ни выступать их ''региональной'' тенью. Региональная политика - это целостное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь ''наедине'' с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, - это  то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной среды на конкретной территории и с учетом местных условий. Государственная же региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Только при этих подходах может быть создана реальная основа для становления ясной и непротиворечивой государственно-местной региональной политики, признающей как общую идеологию согласия, так и наличие специфических интересов у государства и регионов.

Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции  на уровне субъектов Федерации, как  поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий  для того, чтобы каждый субъект  Федерации максимально использовал  свой внутренний потенциал и во все  меньшей мере претендовал на скудные  ныне возможности государственной  помощи¹.

Региональная политика ныне находится  одновременно в правовом вакууме  и в правовом хаосе. Потенциальное  правовое поле региональной политики как таковой интенсивно и бессистемно  заросло: за последние годы на Россию обрушена лавина законов, указов, постановлений  и распоряжений, без серьезного друг с другом согласования.

Условием эффективного достижения целей и решения задач, поставленных в рамках региональной политики, направленной на обеспечение благосостояние населения, устойчивого экономического роста на базе повышения конкурентоспособности российской экономики, в среднесрочной перспективе будет являться внедрение в экономическую политику федеральных властей целого ряда новых инструментов и механизмов, отражающих новый подход к региональной политике.

Успешное решение поставленных на среднесрочную перспективу задач  требует выполнения ряда условий, включающих в себя создание и бесперебойное  функционирование новых инструментов региональной составляющей федеральной  экономической политики.

Во-первых, необходимо создание системы  федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей. Такие приоритетные направления  социально-экономических реформ, как  активная региональная политика, децентрализация  экономики и бюджетной системы, должны сопровождаться созданием системы, позволяющей оперативно получать и  анализировать информацию о состоянии  экономики регионов и муниципальных  образований, состоянии региональных и муниципальных финансов, показателях, характеризующих продвижение реформ в различных областях и связанных  с ними проблем.

Система федерального мониторинга  также будет связана со сбором информации и анализом состояния  нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях, выявлением инфраструктурных возможностей для реализации крупных  инвестиционных проектов в регионах и муниципальных образованиях. Помимо этого задачей мониторинга будет  являться выявление формальных и  неформальных барьеров для ведения  бизнеса и осуществления инвестиционных проектов.

Помимо создания основы для принятия решений в области экономической  политики система мониторинга будет  являться инструментом выявления и  распространения информации о лучшей региональной и местной практике. Разграничение полномочий между  уровнями власти и управления предполагает автономию региональных и местных  властей в принятии решений в рамках своей компетенции, что в свою очередь, создает предпосылки для существования различных региональных практик проведения реформ.

Во-вторых, повышение уровня конкурентоспособности  российской экономики в среднесрочной  перспективе тесно связано с  содействием федеральных властей  усилиям органов власти субъектов  Российской Федерации по проведению экономической политики, в том  числе – реализации инвестиционных проектов в области транспортной и социальной инфраструктуры. Основными  инструментами межрегиональной  координации решений, принимаемых региональными властями в области экономической политики станут:

- координация разработки программ  федеральной и региональных программ  социально-экономического развития;

- координация бюджетного процесса  в рамках введения инструментов  бюджетирования по результатам  на федеральном и региональном  уровнях;

- создание системы совместного  финансирования инвестиционных  проектов со стороны заинтересованных  регионов и федеральных властей.

В-третьих, одним из направлений  повышения конкурентоспособности  экономики в среднесрочной перспективе  является проведение реформы естественных монополий и жилищно-коммунального  хозяйства, эффективная реструктуризация бюджетной сети, организация предоставления услуг общего образования.

Помимо своей значимости для  обеспечения благосостояния населения  и оказания общественных услуг, местное  самоуправление является ближайшим  к населению уровнем публичной  власти, что позволяет рассматривать  его также в качестве института  самоорганизации населения и  развития гражданского общества. Это  свидетельствует о важности местного самоуправления также и для решения  задачи создания институтов, способствующих повышению темпов экономического роста.

В этой связи приоритетом Правительства  будет являться активное содействие развитию независимых выборных органов  местного самоуправления, повышение  ответственности местных властей  перед избирателями за принимаемые  решения. Одновременно следует наделить местные власти финансовыми гарантиями, обеспечивающими необходимую степень  автономии в принятии собственных  решений¹.

Для развития местного самоуправления необходима реализация заложенных в  новом законодательстве об общих  принципах организации местного самоуправления в России мер, направленных на переход к новой структуре  и полномочиям муниципальных  образований. Одновременно в рамках системы федерального мониторинга  Правительство РФ будет оперативно реагировать на текущие проблемы реформы и, в случае необходимости, принимать меры, направленные на поддержку  успешной реализации реформы и повышение  ее эффективности.

В-четвертых, реализация очередного этапа  социально-экономических реформ в  среднесрочной перспективе и  масштабность поставленных общенациональных задач даже при наличии разработанной  среднесрочной стратегии преобразований во многих случаях характеризуется  многовариантностью принимаемых мер и, соответственно, неочевидностью их последствий. В этой связи, учитывая децентрализованный характер российской экономики и межтерриториальную дифференциацию условий принятия решений, в среднесрочной перспективе произойдет расширение практики пилотных проектов по реализации различных сценариев реформ на региональном уровне с последующим распространением результатов с использованием системы федерального мониторинга.

Для эффективного использования инструмента  пилотных проектов необходима разработка нормативно-правовой базы, стимулирующей  проведение экспериментальных пилотных проектов на региональном и местном  уровне, а также использование  и внедрение их результатов. В  ряде случаев будет производиться финансовая поддержка, направленная на софинансирование экспериментальных проектов со стороны федеральных властей.

В-пятых, связанным с предыдущим вопросом региональной политики федеральных  властей является проблема внедрения  эффективных инструментов создания стимулов для проведения социально-экономических  реформ на региональном и местном  уровне в увязке с решением задач, стоящих перед федеральным центром. Повышение самостоятельности региональных и местных властей в решении  вопросов, находящихся в рамках их компетенции, переход на новые принципы предоставления финансовой помощи в  связи с проведением разграничения  полномочий предполагает снижение вмешательства  федеральных властей в решения  органов власти субъектов Федерации  и местного самоуправления в сферах их компетенции¹.

При этом федеральные власти будут  по возможности отказываться от избыточного  федерального регулирования и прямого  воздействия на органы власти нижестоящего уровня при решении вопросов регионального  и местного значения. Это не приведет к отказу от политики по проведению необходимых преобразований на всех уровнях власти и управления, однако формы реализации такой политики приобретут иной вид, в большей степени  соответствующий федеративному  характеру российского государства.

Для решения этой задачи необходимо внедрение системы новых стимулов для проведения приоритетных экономических  реформ на региональном и местном  уровнях власти и управления, чему может способствовать использование  следующих финансовых механизмов:

- межбюджетные трансферты, выделяемые  субъектам Федерации и муниципальным  образованиям, реализующим согласованные  с федеральным (региональным) центром  программы экономических реформ, использование накопленного опыта  распределения федерального Фонда  реформирования региональных финансов;

Информация о работе Сущность, цели и задачи государственной региональной политики