Сущность, цели и задачи государственной региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблемы региональной политики, а также основные цели и задачи.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
исследовать основные понятия, цели и задачи региональной политики в Российской Федерации;
проанализировать особенности региональной политики;
выявить достоинства и недостатки в развитии федеративных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………3
Глава I. Региональная политика: основные понятия, цели, задачи
Глава II. Особенности региональной политики …………………..6
Глава ΙΙΙ. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления…………………………………………...……………30
Заключение…………………………………………………………...….39
Список источников и литературы…………………...…………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

Социальные отношения  возникают и развиваются между  людьми в процессе их общения между  собой. Это общение приобретает  различные формы: а) между социальными  группами; б) между классами; в) между  нациями; г) внутри социальных групп, классов  и наций; д) между семьями и  внутри них.

Все виды политики государства тесно связаны между  собой. Особое значение для развития общества имеет диалектическая взаимосвязь  между экономической и социальной политикой. Она находит свое конкретное появление в следующих двух моментах: а) экономическая политика имеет своим конечным итогом регулирования деятельности людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста народного благосостояния; б) социальная политика связана с воздействием на отношения между людьми по использованию ими материальных и духовных благ, т.е. по использованию условий жизни и всестороннего совершенствования всех членов общества исходя из принципов социальной справедливости. Таким образом, то, что для одной политики является итогом, то для другой - исходным пунктом.

В условиях рыночной экономики социальная политика имеет  целью создание необходимых предпосылок  для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение  социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными  группами, классами и нациями¹. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.

Для того чтобы  социальная политика региона могла  быть полностью реализована, она  должна разрабатываться на основе учета  требований следующих основополагающих принципов: во-первых, на принцип экономической  свободы человека и признания  права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве; во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция определяют положение на рынке); в-третьих, на принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюдение правил игры, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным; в-пятых, на принцип участия работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью¹.

Стратегия и тактика  современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе  социальных реформ:

В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:

  • достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
  • обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
  • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
  • нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
  • существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Необходимыми  условиями достижения указанных  целей, являются:

  • Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.
  • Обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением.
  • Стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.
  • Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
  • Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий.
  • Создание полноценных условий жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизнеобеспечения детей.
  • Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков.
  • Стабильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.

В соответствии с программой социальных реформ в  России, намеченные цели социальной политики планируется достигнуть в два  этапа¹.

Главные задачи первого этапа: стабилизация уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности, уменьшение разрыва  в уровне жизни между различными категориями населения, недопущение  массовой безработицы, усиление защиты трудовых и социальных прав граждан. Решению этих задач должна способствовать реализация таких мер как: ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов; законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета, исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги; предотвращения массовой безработицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

Второй этап должен протекать в более благоприятных  экономических условиях. Имеются  предпосылки, что российская экономика  начнет динамично развиваться, в  результате чего появятся: материальные и финансовые возможности для  увеличения расходов на социальные нужды; предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости¹. На этом этапе намечается решить следующий комплекс задач: повысить минимальные государственные гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения, ввести новый стандарт оплаты труда - часовую тарифную ставку; на основе социального партнерства внедрить механизм тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики, приблизить уровень оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню заработной платы в производственных отраслях, пересмотрев в этих целях Единую тарифную сетку; изменить систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения в направлении, обеспечивающем более справедливое распределение доходов и уменьшение их дифференциации; начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест; создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса; приступить к широкомасштабной пенсионной реформе.

В социальной политике региона выделяется несколько чрезвычайно  важных аспектов, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе.

К ним относятся:

  • Политика в сфере доходов и личного потребления семей.
  • Политика в сфере общественного благосостояния.
  • Политика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и занятости.
  • Политика по поддержке «слабых групп» в обществе.
  • Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

Политика в  сфере доходов и личного потребления  семей имеет своим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее главной  целью является содействие стимулированию результатов трудовой деятельности, профессиональной и территориальной  мобильности населения, сокращение необоснованно высокой в настоящее  время дифференциации размеров оплаты труда, восстановление и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда¹.

Политика в  сфере общественного благосостояния предусматривает:

а) разработку и  использование как важного инструмента  социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма  социальной защиты населения от инфляции; б) поддержку со стороны государства  нерыночного сектора национальной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, которые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие критерии.

Основное содержание политики в области труда и  занятости составляют мероприятия  по созданию новых рабочих мест, обеспечению функционирования служб  и Фонда содействия занятости, выплаты  пособий по безработице, организации  оплаты общественных работ для временно незанятых, разработке программ создания, сохранения и развития рабочих мест.

Политика по поддержке  социально незащищенных групп населения  предусматривает постоянное совершенствование  пенсионной системы на основе: а) обеспечения  соответствия размера минимальной  пенсии величине прожиточного минимума пенсионера; б) периодической индексации пенсий с учетом роста потребительских  цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; в) использования  механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника; г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов.

Политика в  отношении отраслей социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на: создание возможностей для полноценной государственной  поддержки гуманитарной сферы; своевременное  выделение в полном объеме бюджетных  ассигнований на всех уровнях хозяйственной  системы страны; приоритетное выделение  средств на реализацию федеральных  целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения  и культуры, укрепление их материально-технической  базы; расширение жилищного строительства; совершенствование коммунального хозяйства¹.

Все перечисленные  аспекты социальной политики государства  могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию  происходящих в нем процессов, с  помощью особого механизма решения  социальных проблем, важным структурным элементом которого является стратегическое планирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        ГлаваΙΙ. Особенности региональной политики

 

Региональная политика как единое целое в нашей стране полностью  еще не сложилась и ее основные положения окончательно не оформились. Поэтому назрела необходимость развернуть работу органов государственной власти по созданию и отладке механизмов функционирования и развития цивилизованных федеративных отношений. Главное в региональной политике - социальная сторона, воздействие же на хозяйство носит подчиненный характер. Целями региональной политики федеральных органов в области информационного взаимодействия должно быть: формирование единого правового пространства в этой области, активизация деятельности субъектов Федерации по формированию их собственной политики в обеспечении информационной безопасности на своей территории, содействие развитию региональной среды распространения сообщений.

Поддержка развития регионов - одна из главных функций региональной политики, но сначала нужно рассмотреть  причины обострения региональных проблем  в России на фоне общенационального  кризиса (раздвоенность национального  сознания россиян, неоднородность российских регионов)¹. От советского периода Россия унаследовала большие различия между субъектами Федерации по объему производства, втянутости в международные экономические связи, структуре экономики, уровню жизни. Россия должна признать тот факт, что дифференциация является естественным этапом существования нынешней территориальной системы страны и что на смену стратегии расширения должна прийти стратегия сосредоточения, дающая возможность сконцентрировать усилия на перестройке и разрешении внутренних проблем для последующего выхода во внешний мир в новом качестве. Поэтому, осуществляя государственное регулирование регионального развития главное внимание должно быть, обращено на финансово-бюджетные и налоговые аспекты государственного регулирования и селективной поддержки регионального развития. В общем, новая региональная стратегия должна быть обоснована в комплексном прогнозе развития и размещения производственных сил России, который включает инвариантный прогноз территориального развития страны и основных межотраслевых комплексов, а также прогнозной оценки экономического и социального развития регионов. Отмечается, что условиях рыночных отношений Россия обречена вести постоянную борьбу с противоречиями регионального развития. Регионы в любых условиях и изначально являются одним из субъектов экономических отношений, без которых само их существование в воспроизводственном процессе немыслимо.

Информация о работе Сущность, цели и задачи государственной региональной политики