Сущность и особенности конституционного права граждан на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение конституционного права граждан на образование.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить историю права на образование;
- изучить нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в Российской Федерации;
- изучить сущность и значение конституционных прав граждан на образование

Содержание

Введение ………………………………………………………………….………..3
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование ...…...5
1.1. История права на образование ……………………………………………….5
1.2. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ …………………….......……………………….……...…………...….10
1.3. Сущность и значение конституционных прав граждан на образование ………………………………………………………………………………………….....14
ІІ. Законодательное регулирование и обеспечение конституционных прав граждан на образование ………………………………..…………….…………………………...18
2.1. Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права .……………….………..……...………………...18
2.2. Обеспечение конституционных прав граждан на общее образование ………………………………………………………………………………………….....22
2.3. Современный этап развития конституционных прав граждан на образование …….………………………………………………...…………………...…27
Заключение …..….……………………………………………………………….30
Глоссарий …..…………………………………………..…………..………….…32
Список использованных источников ...……………..………………………. 34
Приложения………….…………………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

0248737_17504_konstitucionnoe_pravo_grazhdan_na_obrazovanie - копия.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

d) не допускать в случаях, когда  государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи, никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе;

e) предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам.

Статья 4

Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, обязуются, кроме того, разрабатывать, развивать и проводить в жизнь общегосударственную политику, использующую соответствующие национальным условиям и обычаям методы для осуществления равенства возможностей и отношения в области образования, и, в частности:

a) сделать начальное образование  обязательным и бесплатным; сделать  среднее образование в различных  его формах всеобщим достоянием  и обеспечить его общедоступность; сделать высшее образование доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; обеспечить соблюдение предусмотренной законом обязательности обучения;

b) обеспечить во всех государственных  учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения;

c) поощрять и развивать подходящими  методами образование лиц, не  получивших начального образования  или не закончивших его, и продолжение  их образования в соответствии со способностями каждого;

d) обеспечить без дискриминации  подготовку к преподавательской  профессии.

Статья 5

1. Государства, являющиеся сторонами  настоящей Конвенции, считают, что:

a) образование должно быть направлено  на полное развитие человеческой личности и на большее уважение прав человека и основных свобод; оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и всеми расовыми или религиозными группами, а также развитию деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира;

b) родители и, в соответствующих  случаях, законные опекуны должны  иметь возможность, во-первых, в рамках, определенных законодательством  каждого государства, свободно посылать  своих детей не в государственные, а в другие учебные заведения, отвечающие минимальным требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, и, во-вторых, обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями; никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями;

c) за лицами, принадлежащими к  национальным меньшинствам, следует  признавать право вести собственную  просветительную работу, включая  руководство школами, и, в соответствии с политикой в области образования каждого государства, использовать или преподавать свой собственный язык, при условии, однако, что:

i) осуществление этого права  не мешает лицам, принадлежащим  к меньшинствам, понимать культуру и язык всего коллектива и участвовать в его деятельности, и что оно не подрывает суверенитета страны;

ii) уровень образования в такого  рода школах не ниже общего  уровня, предписанного или утвержденного  компетентными органами; и

iii) посещение такого рода школ является факультативным.

2. Государства, являющиеся сторонами  настоящей Конвенции, обязуются  принять все необходимые меры, чтобы обеспечить применение  принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 6

При применении настоящей Конвенции государства, являющиеся ее сторонами, обязуются в возможно большей мере учитывать рекомендации, которые Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры может принять в целях определения мер борьбы с различными аспектами дискриминации в области образования и мер по обеспечению равенства возможностей и отношения в этой области.

Статья 7

Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, должны сообщать в периодических докладах, которые они будут представлять Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в сроки и в форме, которые будут установлены Конференцией, о законодательных, административных и других мерах, принятых ими для осуществления настоящей Конвенции, в частности, о выработке и развитии общегосударственной политики, упомянутой в статье 4, о достигнутых результатах и о препятствиях, на которые натолкнулось претворение этой политики в жизнь.

Статья 8

Если между двумя или несколькими государствами, являющимися сторонами настоящей Конвенции, возникнут разногласия по вопросу о ее толковании или применении и если эти разногласия не будут урегулированы путем переговоров, они будут переданы, по просьбе сторон, Международному Суду для вынесения решения в том случае, если не окажется других средств урегулирования разногласий.

Статья 9

Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются.

 

 

Статья 10

Настоящая Конвенция не ущемляет прав, которыми могут пользоваться отдельные лица или группы в силу соглашений, заключенных между двумя или несколькими государствами, при условии, что эти права не идут вразрез с буквой или духом Конвенции.

Статья 11

Настоящая Конвенция составлена на английском, испанском, русском и французском языках, причем все четыре текста имеют равную силу.

Статья 12

1. Настоящая Конвенция подлежит  ратификации или принятию государствами - членами Организации Объединенных  Наций по вопросам образования, науки и культуры в порядке, предусмотренном их конституциями.

2. Ратификационные грамоты или  акты о принятии сдаются на хранение Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Статья 13

1. К настоящей Конвенции может  присоединиться любое государство, не состоящее членом Организации  Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, которое получит от Исполнительного совета приглашение присоединиться к ней.

2. Присоединение происходит путем  сдачи акта о присоединении  на хранение Генеральному директору  Организации Объединенных Наций  по вопросам образования, науки и культуры.

Статья 14

Настоящая Конвенция вступит в силу через три месяца со дня сдачи на хранение третьей ратификационной грамоты или акта о принятии или присоединении, но лишь в отношении тех государств, которые сдали на хранение свои акты о ратификации, принятии или присоединении в указанный день или ранее. В отношении любого другого государства Конвенция вступает в силу через три месяца после того, как оно сдало на хранение свой акт о ратификации, принятии или присоединении.

Статья 15

Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, признают, что ее действие распространяется не только на территории их метрополии, но и на все несамоуправляющиеся, подопечные, колониальные и другие территории, за внешние сношения которых они несут ответственность; они обязуются консультироваться, если необходимо, с правительствами или с компетентными властями указанных территорий в момент ратификации, принятия или присоединения, или еще ранее, чтобы обеспечить осуществление Конвенции на этих территориях, а также нотифицировать Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры о территориях, на которых Конвенция будет осуществляться. Эта нотификация вступает в силу через три месяца после ее получения.

Статья 16

1. Каждое государство, являющееся  стороной настоящей Конвенции, может  ее денонсировать от своего  имени или от имени любой  территории, за внешние сношения  которой оно несет ответственность.

2. Денонсация нотифицируется письменным  актом, который сдается Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

3. Денонсация вступает в силу  через двенадцать месяцев после  получения акта о денонсации.

 

Статья 17

Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры сообщает государствам - членам Организации, государствам, не состоящим членами Организации, упомянутым в статье 13, а также Организации Объединенных Наций о сдаче на хранение всех актов о ратификации, принятии или присоединении, упомянутых в статьях 12 и 13, а также о нотификациях, денонсациях, указанных в статьях 15 и 16.

Статья 18

1. Настоящая Конвенция может  быть пересмотрена Генеральной  конференцией Организации Объединенных  Наций по вопросам образования, науки и культуры. Однако ее пересмотренный текст будет обязывать лишь те государства, которые станут сторонами пересмотренной Конвенции.

2. В случае, если Генеральная  конференция примет новую Конвенцию  в результате полного или частичного  пересмотра настоящей Конвенции  и если новая Конвенция не будет содержать других указаний, настоящая Конвенция будет закрыта для ратификации, принятия или присоединения со дня вступления в силу новой Конвенции, содержащей пересмотренный текст.

Статья 19

Согласно статье 102 Устава Организации Объединенных Наций, настоящая Конвенция будет зарегистрирована в Секретариате Организации Объединенных Наций по просьбе Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Составлено в г. Париже, пятнадцатого декабря 1960 года в двух аутентичных экземплярах за подписью Председателя Генеральной конференции, собравшейся на одиннадцатую сессию, и Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры; эти экземпляры будут сданы на хранение в архив Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и надлежащим образом заверенные копии их будут направлены всем государствам, указанным в статьях 12 и 13, а также Организации Объединенных Наций.

Приведенный выше текст является подлинным текстом Конвенции, надлежащим образом принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры на ее одиннадцатой сессии, состоявшейся в Париже и закончившейся пятнадцатого декабря 1960 г.

В удостоверение чего настоящую Конвенцию подписали сего пятнадцатого декабря 1960 г.

Конвенция вступила в силу 22.05.1962.

СССР ратифицировал Конвенцию (Указ Президиума ВС СССР от 02.07.1962 N 254-VI). Конвенция вступила в силу для СССР 01.11.1962.

 

1 Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. ЮНИТИ, М.: 2003. – стр.21-22

2 Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 2004. – стр.54-55

3 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2002. – стр.54-55

4 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / «Российская газета» от 25 декабря 1993 года.

5 Федеральный закон «Об образовании» от 23.03.2002 г.

6 Конституционное право РФ. Лекции. Саратов. 2005. – С.102-103

7 Кабышев В.Т. Человек и власть: Конституционные принципы взаимоотношений // В сб. Личность и власть (конституционные вопросы). Межуз. сб. науч. работ. Ростов-на-Дону, 2005. – с.123-128

8 Козулин  А.И.  Об  источниках  прав  человека.  //  Государство и право, 2004.  № 5, С.144-152

9 Международно-правовые акты о правах человека: Сб. документов. М., 1999. – С.58

10 Эвзеев Б.С. Коституция. Демократия. Права человека. Москва - Черкесск, 2002. – С.203-205

11 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, полный текст которой приведен на этих страницах. Приняв это решение исторического значения, Ассамблея обратилась с призывом  ко всем государствам–членам Организации обнародовать текст Декларации и сделать все возможное для ее распространения, оглашения и разъяснения, главным образом, в школах и других учебных заведениях, без различия, основанного на политическом статусе стран или территорий.

 


 



Информация о работе Сущность и особенности конституционного права граждан на образование