Сущность и особенности конституционного права граждан на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение конституционного права граждан на образование.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить историю права на образование;
- изучить нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в Российской Федерации;
- изучить сущность и значение конституционных прав граждан на образование

Содержание

Введение ………………………………………………………………….………..3
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование ...…...5
1.1. История права на образование ……………………………………………….5
1.2. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ …………………….......……………………….……...…………...….10
1.3. Сущность и значение конституционных прав граждан на образование ………………………………………………………………………………………….....14
ІІ. Законодательное регулирование и обеспечение конституционных прав граждан на образование ………………………………..…………….…………………………...18
2.1. Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права .……………….………..……...………………...18
2.2. Обеспечение конституционных прав граждан на общее образование ………………………………………………………………………………………….....22
2.3. Современный этап развития конституционных прав граждан на образование …….………………………………………………...…………………...…27
Заключение …..….……………………………………………………………….30
Глоссарий …..…………………………………………..…………..………….…32
Список использованных источников ...……………..………………………. 34
Приложения………….…………………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

0248737_17504_konstitucionnoe_pravo_grazhdan_na_obrazovanie - копия.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение ………………………………………………………………….………..3

І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование ...…...5

1.1. История права на образование ……………………………………………….5

1.2. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ …………………….......……………………….……...…………...….10

1.3. Сущность и значение конституционных прав граждан на образование ………………………………………………………………………………………….....14

ІІ. Законодательное регулирование и обеспечение конституционных прав граждан на образование ………………………………..…………….…………………………...18

2.1. Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права .……………….………..……...………………...18

2.2. Обеспечение конституционных прав граждан на общее образование ………………………………………………………………………………………….....22

2.3. Современный этап развития конституционных прав граждан на образование …….………………………………………………...…………………...…27

Заключение …..….……………………………………………………………….30

Глоссарий …..…………………………………………..…………..………….…32

Список использованных источников ...……………..………………………. 34

Приложения………….…………………………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Будучи одним из основных социальных институтов, образование удовлетворяет потребности общества в сохранении и передаче от поколения к поколению системы научных знаний и социальных норм, в создании необходимых условий для социализации личности: ее обучения, воспитания и развития. По мере роста значения человеческого фактора в общественном прогрессе образование становится важнейшим средством формирования нового качества экономических, социальных и духовных отношений общества.

Неудовлетворенность граждан ситуацией в сфере образования в значительной степени снижает уровень доверия к органам государственной власти, негативным образом сказывается на уверенности граждан в завтрашнем дне. Следует учитывать, что представление о социальной справедливости у граждан России устойчиво связано с государственным гарантированием равенства прав граждан на образование.

Субъективное право человека на образование можно определить, как гарантированную государством возможность человека участвовать в непрерывном процессе воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, с целью реализации своей потребности в знаниях, способствующих жизнеобеспечению.

Рассматриваемое право является неотъемлемым (неотчуждаемым), его нельзя передать другому лицу или наследовать, от него нельзя отказаться. Субъект этого права не может отчуждать его в силу того, что оно неотделимо от личности носителя, так как выражается в обладании личностью физической, нравственной и духовной целостностью.

Комплексный характер исследуемой проблемы предполагает необходимость обращения к различным разделам юриспруденции: теории государства и права, конституционному праву Российской Федерации, международному, административному праву, образовательному и военному законодательству.

Право на образование является естественным правом человека. Оно призвано

удовлетворить потребности человека в информации и образовании, в этом, и состоит актуальность данной темы.

Цель работы – изучение конституционного права граждан на образование.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- изучить историю права на  образование;

- изучить нормативное содержание  конституционных прав, свобод и  обязанностей гражданина в Российской Федерации;

- изучить сущность и значение  конституционных прав граждан  на образование;

- провести характеристику законодательного  регулирования образования как  важный элемент реализации конституционного  права;

- проанализировать обеспечение  конституционных прав граждан на общее образование;

- изучить современный этап развития  конституционных прав граждан  на образование.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка использованных источников. Во введении определяется актуальность работы, цель, задачи, предмет и объект исследования.

В первой главе рассматривается сущность и особенности конституционного права граждан на образование. Во второй главе проведен анализ законодательного регулирования и обеспечения конституционных прав граждан на образование.

В заключении представлены выводы по итогам исследования. Далее следует список использованных источников, состоящий из 15 источников.

Объект исследования составляет совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе конституционно-правового регулирования в области реализации права граждан на получение профессионального образования.

Предметом исследования являются нормы конституционного права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация комплексного института, гарантирующего реализацию права граждан на получение профессионального образования в Российской Федерации.

 

I. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование

 

1.1. История права на образование

 

Многомерность, многоликость, многообразность права обусловливают возможность и необходимость его осмысления под разными углами зрения. Традиционным является выделение двух различных сторон права – субъективной и объективной; причем первая из них (субъективное право) исторически предшествует второй (объективному, или позитивному), поскольку «первородное чувство права», «исконное для человека правовое чувство предшествует и во многом предопределяет позитивное право».

Право в субъективном смысле есть субъективные права (права человека); их содержание следует рассматривать конкретно-исторически, поскольку существующий современный каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях, – результат длительного исторического развития. Проблематика прав человека сегодня сверхактуальна. Однако, как отмечено в литературе, несмотря на резкое возвышение прав человека глубоко, основательно это явление не изучено, его подлинно научная теория еще не создана. Представляется, что консолидация усилий представителей различных отраслей знания и, следовательно, комплексное осмысление категории прав человека (с общегуманистических, культурологических, исторических, философских, правовых и других позиций) являются верным ориентиром в достижении этой цели.

Право на образование – одно из естественных неотъемлемых основных прав и свобод человека. Под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (преамбула закона Российской Федерации «Об образовании»); право на образование – право человека на включение в этот процесс и на участие в нем в качестве обучающегося. Оно гарантирует гармоничное духовное развитие индивида и помогает ему стать полезным и полноценным участником социального, политического, духовного и культурного прогресса.1

По времени возникновения право на образование относят ко второму поколению прав и свобод человека (так называемые позитивные, возникшие на рубеже XIX–XX вв.), по основным сферам жизнедеятельности человека – к социально-культурным правам и свободам, иногда к социально-экономическим, чаще – к выделяемой в самостоятельную структуру группе культурных (духовных) прав и свобод.

Важнейшими международно-правовыми актами, закрепляющими универсальное право на образование, являются:

- Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (ст. 26);

- Пакт об экономических, социальных  и культурных правах, принятый  Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (ст. 13);

- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (ст. 28, 29);

- Конвенция о борьбе с дискриминацией  в области образования от 14 декабря 1960 года

В них содержатся:

1) основы международно-правовых  стандартов права на образование: обязательность и бесплатность начального образования, открытость и доступность для всех среднего образования (как общего, так и профессионального), доступность для всех высшего образования на основе равенства в зависимости от способностей каждого, свобода родителей (законных опекунов) в выборе образовательного учреждения для своих детей и обеспечении религиозного и нравственного воспитания в соответствии с собственными убеждениями;

2) меры, которые нужно принять  государствам, подписавшим эти акты, для реализации права на образование: поощрение и интенсификация элементарного образования, активное развитие сети школ всех ступеней, поощрение стремления к получению образования, принятие мер по содействию регулярному посещению школ, обеспечение в государственных учебных заведениях равной ступени равного уровня образования и качества обучения, удовлетворительная система стипендий, доступность информации и материалов в области образования, подготовка преподавательских кадров и улучшение их материальных условий;

3) приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, содействие взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, расовыми, этническими и религиозными группами.

Подчеркивается также, что отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Все более распространено мнение, что право на образование не следует сводить только к общему базовому образованию, оно должно длиться всю жизнь и рассматриваться как непрерывное.

О конституционно-правовом масштабе права на образование в России, возможно, рассуждать применительно к советской эпохе. Приведшие же к устранению абсолютизма и введению конституционного строя замечательные документы начала XX в. – Манифест 17 октября 1905 года, основные государственные законы в редакции 23 апреля 1906 года (зачастую характеризующиеся как первая российская конституция) – декларировали гражданские и отдельные политические права и свободы и, следовательно, права на образование не содержали.

Вообще для императорской России данный вопрос может быть охарактеризован как проблема доступа к образованию. Так, анализируя возможность получения университетского образования – вершины имперской образовательной пирамиды, следует отметить, что законодательство XVIII в. имело незначительные ограничения, что объясняется существенной рецепцией европейского опыта и традицией всесословного образования. Утвержденный императором проект об Академии наук с университетом и гимназией не содержал сословных ограничений, регламентом Академии наук и художеств 1747 года в академический университет допускались все лица, кроме положенных в подушный оклад: по утвержденному проекту об учреждении Московского университета 1755 года студентами не могли быть только крепостные.

Университетские уставы начала XIX в. также не содержали сословных ограничений, требуя лишь необходимый уровень знаний; оговаривалось только, что при поступлении необходимо представить правлению университета свидетельство об окончании гимназии (для необучавшихся в гимназии устанавливался экзамен в специальном университетском комитете) и свидетельство о состоянии. Историограф Министерства народного просвещения Рождественский Сергей Васильевич (1868 – 1934 гг.) отмечал, что при подготовке университетских уставов в Главном правлении училищ высказывалось пожелание о законодательном закреплении нормы о допуске в университеты лиц только свободного состояния; в результате обсуждения это пожелание было отвергнуто, чтобы не подать повода в чужих краях «для неприятных заключений и толков». Действительно, в первоначальный период в реальной практике, например, Московского университета при поступлении требовались законодательно предписанные документы и свидетельство о возрасте.2

Однако, в 1813 году предложением министра народного просвещения графом Разумовским Алексеем Кирилловичем (1748 ‒ 1822 гг.), правлению Харьковского университета было разрешено принимать в казеннокоштные студенты лишь молодых людей свободного состояния, а в 1827 году уже Высочайшим рескриптом на имя министра народного просвещения Шишкова Александра Семёновича (1754 ‒ 1841 гг.) предписывалось принимать в университеты и допускать к слушанию лекций только лиц свободного состояния, не исключая и вольноотпущенных, представивших документы о непричислении ни к купечеству, ни к мещанству и т.д. В связи с возникшей в Казанском учебном округе проблемой допуска в университет и гимназии уволенных от обществ казенных поселян в 1832 году министр народного

просвещения дополнительно разъяснил положения рескрипта 1827 года и разрешил

данную ситуацию.

Последующее законодательство полностью восприняло данную норму. Общий устав российских императорских университетов 1835 года не содержал каких-либо ограничений, но устанавливал требование выдержать при поступлении в университет предварительное испытание по правилам, изданным Министерства народного просвещения. Эти правила, в 1837 году утвержденные министром народного просвещения графом Уваровым Сергеем Семеновичем (1786 ‒ 1855 гг.) в виде опыта (на четыре года), предписывали перечень документов, необходимых для предъявления желающим поступить в университеты, среди них – свидетельства о происхождении и крещении, гимназические аттестаты и увольнительные свидетельства для лиц податного состояния. Таким образом, на примере решения законодательством вопроса о допуске в университеты прослеживается приспособление заимствованных традиций к российским условиям. В соответствии с Общим уставом российских императорских университетов 1863 года, инициатива в вопросах приема была предоставлена университетским советам, разрабатывавшим правила. Сословных ограничений в них уже не было; подробно регламентировались необходимый уровень знаний, приобретение образования низшего звена (в гимназиях) и т.д.

Информация о работе Сущность и особенности конституционного права граждан на образование