Судебная власть в России: структура, принципы организации и деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблем судебной власти обусловлена, прежде всего, той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве.
Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действия и решений, от кого бы они ни исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.
Создать в России такую власть – задача судебной реформы, которая началась в начале 90-х годов ХХ столетия, но идет медленно и противоречиво.1

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа КПРФ.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)


 Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Петрозаводский государственный  университет

Юридический факультет

Кафедра международного и конституционного права

 

 

 

 

 

 

Судебная власть в России: структура,

принципы организации  и деятельности

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа студентки

2 курса очного отделения

Бородовской Марии Евгеньевны

Научный руководитель:

К.ю.н., доцент И.В. Мальцева

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2009 г. 
Оглавление

 

 

Введение

 

Актуальность проблем судебной власти обусловлена, прежде всего, той  ролью, которая возлагается на эту  ветвь власти в правовом государстве.

Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в  целом от любых правонарушающих действия и решений, от кого бы они ни исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.

Создать в России такую власть –  задача судебной реформы, которая началась в начале 90-х годов ХХ столетия, но идет медленно и противоречиво.1

Полицентризм в организации  системы судебной власти, разграничение  ее ветвей по предметному признаку компетенции составляющих их судов  служит целям наиболее полного выполнения определенных Конституцией задач обеспечения судебной защитой прав и интересов граждан.2

В 1 главе рассматриваются общие  положения о судебной власти и  правосудии в России. 2 глава раскрывает содержание принципов, на основе которых  в РФ осуществляется судебная власть. Глава 3 рассматривает, как развивалось законодательство о судебной системе, а также дает характеристику судебной системы России. Отдельная глава в работе посвящена высшим судебным органам РФ, так как о них непосредственно говорит сама Конституция РФ в статьях 125, 126, 127. Содержание и последовательность данных статей, определяющих компетенцию и место, занимаемое в судебной системе каждым из высших судебных органов РФ: Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, - имеет основополагающее значение для характеристики судебной системы в РФ.

Целью данной работы является:

  • Раскрытие понятия и принципов осуществления судебной власти в Российской Федерации;
  • Изучение системы судов Российской Федерации;
  • Изучение организации и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ как высших судебных органов;
  • Обоснование необходимости существования судебной власти как важной составляющей правового государства.

Данная работа основана на анализе содержания норм Конституции РФ, принятых на ее базе законов, а также на основе общепризнанных норм и принципов международного права.

 

Глава 1. Общие положения о судебной власти и правосудии в РФ

 

Судебная власть – это один из видов государственной власти Российской Федерации. Это самостоятельный вид государственной власти, имеющий строго определенные функции, осуществляемые специально предназначенной для этого системой, и организационно отделенный от других видов государственной власти Российской Федерации.3

Существование судебной власти в качестве самостоятельной ветви власти предусмотрено  Конституцией РФ. Ст. 10 Конституции  РФ провозглашает, что государственная  власть в РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Исходя из этой нормы, можно сделать вывод о том, что наличие судебной власти является одним из неотъемлемых атрибутов конституционного строя Российской Федерации.

Как и любая другая ветвь государственной власти, судебная власть представляет авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, принуждать.4

Судебную власть можно определить как элемент конституционного строя  России, самостоятельный вид государственной власти РФ, охватывающий специальную систему органов, задача которых – осуществляемое от имени государства правосудие, т.е. оценка различных действий, актов, бездействия на предмет их соответствия закону, отраженная в судебном решении, принимаемом по определенной форме судопроизводства и являющемся общеобязательным.5

Правосудие – это деятельность: во-первых, специально уполномоченных на то органов – судов; во-вторых, данный вид деятельности жестко регламентирован  процессуальным законодательством; в-третьих, эта деятельность всегда направлена на рассмотрение и разрешение по существу спора и обвинения гражданских и уголовных дел на основе применения норм материального права; в-четвертых, акты правосудия являются основанием для применения существенных мер государственного принуждения в целях защиты и охраны прав граждан, общества и государства.6

Главную задачу правосудия утверждает Конституция, определяя его ведущую  роль в обеспечении прав и свобод граждан (ст. 18)

В правовом государстве главная  роль в разрешении коллизий, возникающих в обществе, причем не только между членами этого общества, но и между гражданином с одной стороны, и государством, его органами и должностными лицами – с другой, отводится суду.7. Статья 118 Конституции устанавливает, что «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Судебные органы являются специализированными  государственными органами, осуществляющими  в российском обществе судебную власть. Можно выделить восемь функций судебных органов как носителей судебной власти:

    1. осуществление правосудия;
    2. разрешение применения отдельных мер процессуального принуждения и производства следственных действий;
    3. проверка законности и обоснованности действий (бездействия) и решений прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя;
    4. разрешение проведения отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий;
    5. рассмотрение жалоб граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы;
    6. официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;
    7. принятие в определенных случаях решения об ограничении правосубъектности граждан;
    8. толкование норм права.8

Назначение правосудия как главного содержания деятельности судебных органов  состоит в том, чтобы:

    • защитить социально значимые общественные и личные отношения;
    • восстановить нарушенные правовые связи;
    • воздать должное (в виде юридической ответственности) правонарушителю.

Как государственная функция правосудие обладает рядом специфических черт:

    • существует строгая процедурная форма отправления правосудия; весь ход судебного разбирательства жестко регламентирован законом;
    • суды обладают всей полнотой юрисдикции; вступившее в силу судебное решение является окончательным;
    • правосудие вершится только на оценке представленных доказательств;
    • при осуществлении правосудия особая роль отводится специальным помощникам сторон (адвокатам, поверенным, законным представителям сторон).9

Судопроизводством является осуществляемое в установленном законом порядке  рассмотрение и разрешение дел. Различия в его видах зависят от назначения соответствующего суда и характера рассматриваемых дел.

Конституционный Суд посредством  конституционного судопроизводства реализует  функцию конституционного контроля и рассматривает дела, отнесенные к его ведению статьей 125 Конституции  и статьей 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуется Конституцией и названным ФКЗ.

Гражданское, уголовное и административное судопроизводство осуществляются судами общей юрисдикции, в том числе  военными судами, а также мировыми судьями, рассматривающими гражданские, уголовные и административные дела. Соответственно различаются гражданский процессуальный, уголовно-процессуальный и административно-процессуальный порядки производства по делам, закрепляемые в ГПК, УПК и КоАП.

Из ст. 118 (ч. 3) и 127 Конституции можно вывести, что особой формой судопроизводства, во многом сходной с гражданским, является производство по разрешению экономических споров арбитражными судами. Арбитражные суды являются судебными органами в сфере гражданской юрисдикции, они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в сфере как частных, так и публичных правоотношений.

 

Глава 2. Принципы осущес=твления судебной власти в РФ

 

Исходные начала, принципы деятельности судебной власти закреплены в Конституции  РФ,  ФКЗ «О судебной системе в РФ» и других законодательных актах РФ.

2.1. Самостоятельность и независимость судов

Об этом уже частично говорилось ранее, но все же необходимо дополнить ряд моментов. В соответствии со ст. 119 Конституции РФ «судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет». Закон «О статусе судей в РФ» статьей 3 устанавливает дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Так, судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы, а также  должен при исполнении своих полномочий, и во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Для судей Конституционного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ установлены и иные требования, которые связаны, прежде всего, с возрастным цензом и стажем работы по юридической профессии. Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, когда возникает сложная ситуация.

Устанавливая высокие требования к судьям, Конституция и основанное на ней законодательство предоставляют  им гарантии независимости, несменяемости, неприкосновенности и др.

Ст. 120 Конституции говорит о  первооснове статуса судьи, без  которого осуществление подлинного правосудия немыслимо – независимость судьи и его подчинение только Конституции РФ и федеральному закону.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в РФ» судейская независимость обеспечивается целым рядом правовых мер и способов, а именно:

  • законной процедурой осуществления правосудия;
  • запретом вмешательства в осуществление правосудия под угрозой ответственности за нарушение такого запрета;
  • установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • правом судьи на отставку;
  • неприкосновенностью судьи;
  • материальным обеспечением судьи за государственный счет;
  • мерами социальной защиты;
  • мерами государственной защиты судьи и его близких;
  • системой органов судейского сообщества10, стоящих на страже законных интересов своих членов.

Если сам принцип несменяемости судьи заявлен Конституцией (ч.1. ст. 121), то вышеупомянутый закон «определяет» его: судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом (ст. 12).

Ст. 122 Конституции гарантирует  судьям личную неприкосновенность; также он не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Детально порядок привлечения судей к уголовной ответственности в РФ определен в ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ».

Согласно Закону РФ «О статусе судей в РФ» неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. Закон РФ «О статусе судей  в РФ» был изложен практически  в новой редакции; в частности, в текст Закона была введена статья 12.1 «Дисциплинарная ответственность судей»: за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм данного Закона, а также положений кодекса судейской этики) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения и досрочного прекращения полномочий судьи.

Информация о работе Судебная власть в России: структура, принципы организации и деятельности