Судебная власть в России: структура, принципы организации и деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблем судебной власти обусловлена, прежде всего, той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве.
Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действия и решений, от кого бы они ни исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.
Создать в России такую власть – задача судебной реформы, которая началась в начале 90-х годов ХХ столетия, но идет медленно и противоречиво.1

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа КПРФ.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Каждое звено судебной системы и каждый суд имеют свою подсудность. Подсудность – это компетенция суда по осуществлению правосудия. Каждое звено судебной системы, каждый суд являются носителями и исполнителями судебной власти по конкретному кругу вопросов и на определенной территории.

Различают предметную, территориальную и субъектную (персональную) подсудность.

Предметная подсудность означает, что звенья судебной системы имеют строго определенные полномочия по рассмотрению каждого конкретного дела по первой инстанции. В основе этой дифференциации лежит сложность рассматриваемого дела, определяемая видом и характером правонарушения. Подсудность различных звеньев судов определяется уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, арбитражно-процессуальным и административно-процессуальным законом.

Территориальная подсудность предполагает, что каждый суд полномочен рассматривать лишь дела о правонарушениях, совершенных в границах определенной территории. Наиболее ярко это проявляется в уголовном процессе. Уголовное дело подлежит рассмотрению по первой инстанции тем судом, на территории юрисдикции которого совершено преступление. В гражданском судопроизводстве иск, как правило, предъявляется по месту жительства ответчика, а к организации – по месту нахождения данной организации.

Имеется у судов различие и в  компетенции по рассмотрению дел  в зависимости от субъекта, в отношении которого это дело рассматривается. Данная специфика проявляется, например, у военных и общих судов.27

Суды в РФ образуются и упраздняются только актами высшей юридической силы – законами. Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ созданы в соответствии с Конституцией РФ. Они могут быть упразднены лишь путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются у упраздняются федеральным законом.

Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются  и упраздняются законами субъектов  РФ.

При этом никакой суд не может  быть упразднен, если отнесенные к его  ведению вопросы не переданы одновременно в юрисдикцию другого суда.

Суды в России являются юридическими лицами. Они имеют печать с изображением Государственного герба РФ и своим  наименованием. На зданиях судов  устанавливается Государственный  флаг РФ, а в зале судебных заседаний помещаются Государственный флаг РФ и изображение Государственного герба РФ.

 

 

Таким образом, систему судов Российской Федерации можно представить следующей схемой:


 


 




 








 

 

 




 

 

Основополагающее значение для  характеристики судебной системы РФ имеет содержание и последовательность изложения статей 125-127 Конституции, определяющих компетенцию и место, занимаемое в судебной системе каждым из высших судебных органов РФ: Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным судом РФ.

 

Глава 4. Высшие судебные органы РФ

4.1. Конституционный суд РФ

Профессионализму в решении  специальных задач судами разной предметной компетенции придано  первостепенное значение.28 Первое место в этом ряду занимает Конституционный Суд РФ, это предопределено его особым положением в судебной системе.

Одна из важных черт правового государства  – существование судебного конституционного контроля, т.е. право определенного судебного органа следить в установленных законом формах и процедурах за соответствием конституции страны действующего законодательства. В этих целях орган судебного конституционного контроля наделяется правом признания законов (или отдельных положений законов) не соответствующими конституции и соответственно правом толкования конституционных норм. Это основная функция судебного конституционного контроля. В странах, где он возник достаточно давно, он возложен на общую судебную систему, как, например, в США, где особенно значительна роль Верховного Суда США. Однако основное развитие пошло по другому пути: во второй половине XX в. в большинстве стран, в основном в европейских, сложилась иная модель судебного конституционного контроля, представленная специализированным судебным органом – Конституционным Судом.29

Утверждение института судебного контроля в России шло по особому пути. Еще до распада СССР здесь был создан Конституционный Суд, мало чем отличавшийся от сложившейся европейской модели такого суда (см. Закон РСФСР от 6 мая 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР»). За период с 1991 г. по сентябрь 1993 г. Конституционный Суд рассмотрел ряд дел по вопросам, отнесенным к его компетенции (о конституционности указов Президента, законов, правоприменительной практики). Вместе с тем он претендовал на не предусмотренную законом роль активного участника политического процесса, что сопровождалось серьезными нарушениями регламентированных законом параметров и процессуальных форм деятельности Суда. Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. деятельность Конституционного Суда была приостановлена, что, однако, не означало отказа от института судебного конституционного контроля. В 1994 г. Конституционный Суд был существенно реорганизован в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ». Этот обширный закон регламентирует все основные параметры организации и деятельности Конституционного Суда. Однако его численность и компетенция определены самой Конституцией.30

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В соответствии со статьей 1 данного  закона Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии  Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

в) между  высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции  Российской Федерации;

5) дает заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией  Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Необходимо отметить, что Конституция РФ также закрепляет полномочия Конституционного Суда РФ. Статья 125 Конституции РФ, в принципе, по содержанию аналогична вышеупомянутой статье. Сам Конституционный Суд РФ дал толкование по содержанию ст. 125 Конституции РФ, а соответственно определил и свои полномочия.

Конституционный Суд Российской Федерации  решает исключительно вопросы права; при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент  Конституционного Суда Российской Федерации.

В Конституционном суде 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Количество судей нечетное, это предусмотрено специально для того, чтобы не допустить ситуации, когда при принятии решения (иного акта Конституционного Суда РФ) поданных голосов было бы поровну. Порядок назначения конституционных судей на должность детально определен Регламентом Совета Федерации.

Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в  его составе не менее трех четвертей  от общего числа судей. Таким образом, решения Конституционного Суда правомочны, если на заседании присутствует не менее 15 судей.

Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком. Конституционный  Суд РФ на практике реализует соблюдение всеми органами государственной  власти и местного самоуправления Конституции РФ. Это орган конституционного контроля. Данное положение закона должно поставить некий дополнительный барьер от посягательств всяких третьих политических сил, которым мешает или может мешать в будущем само существование конституционного правосудия.

Статья 5 установила следующие основные принципы деятельности Конституционного Суда: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие  сторон. Помимо данной статьи, принципы конституционного правосудия установлены и главой 4 данного Закона. К ним относятся следующие принципы: непрерывность судебного заседания, язык конституционного судопроизводства, устность разбирательства. Однако глава 4 Закона указывает на все принципы конституционного судопроизводства, а статья 5 говорит об основных принципах конституционного правосудия. Так или иначе, нельзя делить принципы конституционного судопроизводства на основные и второстепенные. Сам факт того, что все принципы закреплены исследуемым Законом, уже означает их равную юридическую силу. Поэтому можно сделать вывод о том, что статья 5 скорее всего носит сугубо информационный характер, в общем говорит о принципах конституционного правосудия, более подробно они раскрываются именно в гл. 4 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционный Суд Российской Федерации  независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации  производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Получается, что деньги могут быть потрачены не обязательно на те цели, которые были предусмотрены в смете на текущий финансовый год. Из данных положений Закона следует, что органы бюджетного контроля за целевым использованием бюджетных средств не имеют никаких полномочий на проверку использования средств, выделенных федеральным бюджетом Конституционному Суду РФ, занимается этим Счетная Палата РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации  самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение  своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления  его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата. Это является исключением из привычного определения права оперативного управления, при котором собственник имущества дает согласие на все виды распоряжения своим имуществом. Ни у одного органа государственной власти или государственного предприятия нет такого права.

Лицо, желающее занять место судьи в Конституционном Суде РФ должно соответствовать следующим требованиям: гражданство РФ, возраст не менее 40 лет, безупречная репутация, высшее юридическое образование, не менее 15 лет юридического стажа работы, признанная высокая квалификация в области права.

Установление законодателем определенного  возрастного ценза объясняется  тем, что именно в таком возрасте человек, отвечающий другим требованиям, будет наиболее профессионально  выполнять свои должностные обязанности. Следует отметить, что установление определенного возрастного барьера очень характерно для формирования требований к определенным должностям государственной службы.

Информация о работе Судебная власть в России: структура, принципы организации и деятельности