Свобода и власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:37, реферат

Краткое описание

Понятие свободы во все времена имело множество трактовок и употреблялось во множестве значений. Мы можем говорить о свободе слова, о свободе вероисповедания, о свободе выбора. Свободу можно связать со всеми человеческими ценностями, будь-то экономическая независимость, самоопределение национальности или выбор трудовой деятельности. Именно столь частое употребление слов “свобода”, “независимость” заставило теоретика-политолога Бернарда Крика сказать: “Концепция свободы имеет столь большое значение, что мы с трудом можем ее сколь-либо точно сформулировать, пытаясь привязать к ней все общечеловеческие ценности”.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 72.09 Кб (Скачать файл)

отношениях  между ними, т.е. достигается более  сложным, но более

эффективным образом. Общество относительно свободно от Г. в

своем развитии. Г. оказывается более динамичным, более способным

зволюционировать, легче переживать смену политических режимов, типов

правления, перестройку конкретных структур власти. И в том и в

другом толковании Г., как и в различных подходах к его объяснению,

отражены  реальные исторические типы гасударственного устройства

совместной  жизни людей. История Г. позволяет  проследить их чередование и

изменение. Г. возникает из предгосударственных форм власти вождя

племени или  союза племен (см. Вождизм), шамака, жреца вместе с

образованием  общества, т.е. упорядоченной совокупности людей,

объединенных неприродными связями и отношениями, общими интересами и

целями; далее  вместе с общественным разделением  труда, появлением

частной собственности, социальной дифференциацией членов общества

и образованием классов, а следовательно, вместе с отношениями

имущественного, социального и функционального  неравенства и

возникновением  политики, организующей и регулирующей общественные

отношения и  ее новой институциональной формы - власти с органами

управления  и контроля. Т.обр., Г. - результат и фактор общественного

развития, одновременного формирования политической и социальной

организации общества. История Г. - сложный и  многообразный процесс,

опосредованный многими историческими, региональными особенностями

каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций

(древневосточных,  греко-римской, средневековых эпох  на Востоке и на

Западе), общественно-экономических  формаций и др. факторами. Тем не

менее возможна обобщенная генетическая и историческая схема эволюции

Г., состоящая из нескольких основных этапов. 1 этап. На ранней

стадии становления  Г. сохраняются остатки первобытной (военной)

демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские  и

монархические, деспотические режимы и формы  правления. В неполно

сформированном  обществе резко дифференцируются не классовые

структуры, а существуют членения на свободных  и несвободных, т.е.

на свободных  граждан - членов общества, которые  делятся в свою очередь

на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы,

воины, представители  мира искусства -скульпторы, художники, поэты и

т.п.) с очевидным  делением на правящую верхушку общества и

подчиненные низы (в Риме это деление на патрициев  и плебеев и др.) и

рабов, а  также различные категории полусвободных (отпущенников и пр.).

Это еще не сложившееся общество поскольку экономическая деятельность

(основное  производство, часть торговли и  ремесел) была уделом

несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни

политических  прав. Две функции Г. четко различаются - устройство

"общих  дел" в сообществе свободных  (что не исключало и в нем

регулирования социальных и классовых отношений) и господство -

подавление  по отношению к порабощенным в буквальном смысле слова.

Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в

монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап

развития  Г. II этап. Средние века и начало Нового времени (XVI

в.). Сохраняется  сильная деспотическая, монархическая  власть с

преобладающими  отношениями господства и владения: страна и подданные 

(народ) - собственность  монарха ("государевы люди"). Разрушенные (в

Европе), но еще сохраняющиеся по типу отношений  кровно-родственные

связи порождают  власть сеньореального вида, связывающую сеньора

(господина)  и его вассалов. Сильная деспотическая  власть и 

государство отождествляются, доминирует абсолютистская,

монархическая форма правления. На Востоке и  на Западе

сохраняются формы неэкономического принуждения (теоретик этого этапа -

Н.Макиавелли). Г. доминирует в обществе, как и дисциплина страха (Т.

Гоббс). Начиная с ХШв. в Европе и на основе ее истории на протяжении

последних трех столетий этого периода постепенно формируются

предпосылки и основы государства Нового времени. Ведущим процессом

развития  Г. уже в этот период стала концентрация власти на

расширяющейся социальной и экономической базе, вплоть до заполнения

всего пространства политических отношений. Этот процесс в свою очередь

опирался  на овладение властью Г. принадлежащей  ему территории

(устранение  полицентризма власти, феодальной  разобщенности провинций,

объединение земель) вместе с централизацией и  концентрацией власти и ее

прогрессирующей деперсонализацией, т.е. замену отношений  личной

вассальной  преданности монарху и, в целом, отношений вассалитета

организованным  государственным аппаратом управления, в котором ведущую 

роль играли не отношения личной зависимости, а  служебные отношения 

и функции, т.е. политическая организация власти. Более  ранняя

инициатива  церкви - организовать политическое единство Запада и 

отдельных стран  на религиозной основе после длительной борьбы

светской  и церковной власти была преодолена государственным

строительством  на экономической и социально-политической основе.

Отсюда и  возникает государственно-территориальная  пространственная

организация общества с институциональной, а  не личной дисциплиной. К

XVI в. процесс  новой политической организации  общества зашел уже 

достаточно  далеко. К этому времени относится  и появление самого понятия

"государство", роль которого до того выполняли  понятия "владения",

"земли", "княжества", "королевства", "империи" и т.п., а в научной

литературе - понятие "республики", т.е. "общее (или общественное) дело"

от лат. res - вещь, дело и publika - общественная. Возникшее в

философской политической мысли Европы, (крупнейшим представителем

которой в  середине века стал Т.Гоббс, автор концепции гражданского

общества) противопоставление догосударственного состояния общества

его цивилизованному  состоянию стало новым политическим термином

для обозначения  политического государственного состояния  общества или

просто состояния. Латинское слово status (состояние) стало исходным для западноевропейских state (англ.), staat (нем.), etat (фр.), stalоит (ит.), estado (исп.) и т.д., сохранивших одновременно и значение "состояния". Прежнее понятие "республика" для обозначения Г., употреблявшееся еще во второй пол. XVI в., напр., у Ж.Бодена ("Шесть книг о республике", 1576 г.), а также и для монархического режима,  приобрело современное значение республиканского строя, но смешение  понятий сохранилось в современных переводах античного термина  "республика" ("Республика" Платона, "О республике" Цицерона и название книги Бодена), который неточно переводится как "государство". В XVFI в. окончательно определяется понятие Г. вне представлений о его устройстве или режиме (республика, деспотия, королевство, княжество и т.п.). Ill этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и имперские формы Г., стабилизировались архаические общественные структуры со значительной долей личной (рабской или крепостной) зависимости, неэкономическим принуждением, военно-феодальными политическими структурами власти и на значительных пространствах и у многих народов еще не существовало никаких развитых форм государственности, в Европе завершался процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. XVII в. стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными и классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изживавшимися остатками неэкономического принуждения. Среди многих исторических изменений этого процесса – формирование личности нового типа, выход из хаоса феодальных усобиц и  межгосударственных войн и т.д. - одно из основных - образование равной Г., уравновешивающей его власть стороны политических отношений -  общества суверенного народа, которое высвобождается из-под гнета Г. И способно стать равным ему партнером, участником политического процесса и вступать в договорные (конституционные) отношения с центральной властью. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование и общества и Г. Активизируется идея  гражданского развития общества, (Т.Гоббс, ^Цж.Локк, в XVIII в. - Ж.Ж. Руссо, И.Кант и т.д.) и преобразования власти Г.: абсолютизма как одной из его форм правом (ДжЛокк, И.Кант, В.Гумбольдт и др.), разумом и нравственностью (просветители XVIII в., И.Кант и др.) и ограничения правом самого Г. (Дж.Локк, И.Кант, Г.В.Гегель, конституционалисты  Х1Х-ХХ вв., К.Ясперс и мн.др.), превращая его в правовое Г. Однако  полного -развития гражданские отношения и правовая государственность достигли много позже. Но становление государства Нового времени гражданская, культурная, экономическая консолидация и унификация  общества оставались господствующей, но не единственной тенденцией, как и создание унитарного (единообразного) Г. Не менее древней, хотя и  доступной лишь отдельным, наиболее могущественным государственным образованиям традицией было создание многонациональных империй из главенствующего, центрального государства - метрополии и нескольких или многих присоединенных, присоединившихся или завоеванных стран или народов, не успевших построить собственную государственность либо утративших ее. Имперские образования нестойки, хотя могут просуществовать достаточно долго (Римская, Византийская, Российская империи, древние восточные и др. империи). Причины их распада многообразны (внешние завоевания, внутреннее социальное разложение,  формационные социально-экономические перестройки и др.), однако в этих процессах неизменно обнаруживается тенденция к образованию национального Г., т.е. к выделению из имперского целого (союза, конгломерата Г. либо колониальной структуры). Самостоятельное Г.  наиболее пригодно для развития этнической общности, консолидирующейся  в нацию. Эта закономерность особенно отчетливо сказалась в XX в. - эпохе общемировой интенсификации общественного, экономического и, соответственно, национального развития, разрушившего последние империи. Но хотя время империй безвозвратно ушло (последняя, национал-социалистская попытка создать империю оказалась самой  трагичной и безуспешной), проблема адекватности государственного, национального и социально-экономического развития остается  актуальной для многонациональных и даже однонациональных Г. С компактно проживающими национальными меньшинствами. Отсюда и проблемы сепаратизма, неизбежно обостряющегося в современном мире, особенно там, где имеет место тот или иной вид неравенства (экономического, национального, культурного), разрушающего единство страны. Если имперское Г. - отвергнутая историей альтернатива унитарному  государству, то федеративное (см. Федерация) или конфедеративное  (см. Конфедерация) устройство Г. оказалось жизнеспособным и отвечающим требованиям общественного, политического, экономического и культурного развития. Мысль о преимуществе федеративной государственной структуры перед унитарной сформулирована еще в  XVIII в. Ш.Монтескье. Она была реализована в конце того же века в США, после второй мировой войны - в Германии (ФРГ). Федеративные Г. - наилучший выход из конфликта между унитарностью, господством центра и подчинением окраины, неравномерностью процессов развития, с одной  стороны, и стремлением к национально-государственному обособлению частей уже сложившегося Г. - с другой. Федерация в этом смысле – это реализация свободы и взаимодействия одновременно. Она становится прообразом следующей стадии общественного и политического развития -интеграции Г. - экономической, политической, культурной, союза социально однородных и равноправных Г., объединения нового, неимперского типа, такого, как европейская интеграция. Она решает свободным, демократическим путем историческую проблему сильной, значительной, интегрированной и интернационализированной государственности, которую имперские Г. пытались решить насильственным способом, усугубляя естественное неравенство народов и Г., котороесуществует в мире, превращая его в эксплуатацию одних Г. другими, господствующими. Интегративные союзы также объединяют не равные в каком-то отношении Г. - экономическом (ср. Португалию и Германию), территориальном (ср. Францию и Данию) и др. Но именно они могут сделать неравные Г. равноправными и способствовать изживанию самого неравенства. Федеральные и конфедеральные государственные структуры - уже опробованный шаг к этой цели. Обособление и выход из федеративного или интегративного объединения могут быть оправданы  либо его неэффективностью, разрушением в силу внутренних или  внешних причин (социальная и экономическая неэффективность, политическая, культурная деградация, пораждение в войне и т.п.), либо выходом из интеграции народа, не успевшего самостоятельно пройти естественный исторический путь национально-государственного, экономического и культурного развития и наталкивающегося в рамках  интеграции на препятствие такому развитию (зависимое состояние, крайнее неравенство уровней исторического процесса и т.п.). Однако во всех случаях, оправдано отделение или нет, оно отбрасывает страну на ранние этапы государственного развития. IV (современный) этап  эволюции Г. отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов (вступление в федеративное объединение Германии, вслед за Швейцарией и США), борьбой за и против таких объединений (Югославия, бывш. СССР, некоторые страны на его территории) и появлением условий для новой, современной государственности и первых интеграции. Эти условия включают: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового Г., нового, динамического типа социального и экономического развития на новой, быстро революционизирующейся материальной  основе; формирование динамических, способных на быстрые и  адекватные ответные реакции на изменение условий и окружения механизмов стабилизации Г., восстановление равновесия сил и порядка в обществе динамический тип политической стабилизации); стабильность Г. благодаря равновесию власти и общества, возможность политического единства Г. Г. всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций.  К ним относятся: обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе, процесс, который в современном Г. имеет тенденцию демократизироваться путем расширения этой  основы (за счет политических партий, общественных движений,  выборных носителей власти и т.д.); наличие характерной политической организации - политической системы, структур центральной и периферийной власти и отношений между ними; обязательное расширение политического пространства Г. за пределы государственной территории в  связи с осуществлением его внешнеполитических функций; ряд  обязательств перед страной и народом: поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, рейдировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения,  преследовать цели общего блага; ряд монопольных прав: монополия неэкономического принуждения, не допускающая принуждения и насилия со стороны частных лиц, отдельных групп и т.п., исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право определять и взымать налоги и сборы, выпускать займы, осуществлять бюджетную политику, создавать, содержать и использовать вооруженные силы различного назначения и  органы пресечения, право на осуществление внешней политики, право представлять Г. за рубежом и др. Существование Г., проявление этих и др. признаков представляют собой осуществление совокупности необходимых функций, неизбежных для Г. любого типа. Таковы  функции защиты государственного строя; предотвращения и устранения социально опасных конфликтов; регулирования экономических и др.  общественных отношений; осуществление общей для страны внутренней  политики как системы ее конкретных проявлений - социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и пр. политики; внешнеполитические функции защиты интересов страны; функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и мн. др.  Методы, которыми осуществляются функции Г., применяемые им при  этом средства, характер установленных в Г. социальных и иных отношений позволяют классифицировать разные виды Г., построить их типологию. Такой анализ исторически был самым ранним, с античных  времен он служил для сопоставления Г. различных типов и поисков  лучших образов правления (Платон, Аристотель). Отсюда проистекают  первые классификации демократических и недемократических режимов. В основе их лежат разные признаки: классовая природа правящих  сил ("какому классу Г. служит"), т.е. деление на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, пролетарское Г.; формы правления, т.е. организации правящей власти, - монархическое,  республиканское Г., республики президентские, парламентские и т.п.; устройство политической организации - Г. унитарное, федеративное,  конфедеративное; политический режим - демократическое, авторитарное, тоталитарное Г., диктаторское, деспотическое, либеральное и пр. Эволюция Г. - вопрос о его перспективах. Революционные потрясения, смены больших эпох изменяют типы Г., изменяют и развивают его  функции, сменяют конкретные государственные формы - власти, режимы и т.п., но Г. как политический институт остается. К.Маркс и марксизм в Х1Х-ХХ вв. поставили вопрос о будущем этого института как орудия классового господства, который станет ненужным (как и сама политика) в бесклассовом обществе и отомрет, когда такое общество возникнет. Установление пролетарской диктатуры после Октябрьской революции, а затем тоталитарной диктатуры привело не к отмиранию, а к укреплению Г. и  предельному умножению и укреплению его функций. Идея отмирания оказалась преждевременной и превратилась в догму. Для ее спасения  была выдвинута известная теория "отмирания Г. через его усиление". Идея отмирания становилась весьма абстрактной гипотезой, какой она была и у Маркса. Реально же общественная роль Г. неуклонно возрастает в  странах с любыми режимами и типами правления вместе с усложнением материальной и духовной жизни общества и ростом физических параметров политики - ее масштабов, технических средств, темпов и глубины ее изменений, аппаратов власти и т.д. Политическая мысль, исследовавшая проблемы единства и многообразия мира, давно готовила другую концепцию Г., которая и возникла в начале XX в. В движениях мондиализма и "федералистов мира", - идею  интернационализма Г., создания мирового правительства, функцией которого было бы решение "общих дел" уже не отдельной страны, а человечества. Последующие события (интернационализация войн, которые стали мировыми, деканонизация, активизация международного. разделения труда и его кооперации, возникновение глобальных  проблем и т.д.) подтвердили тот факт, что мир объективно все более и более нуждается в организации и управлении, но инстанции мировой власти, которая могла бы его организовать, нет. Частично ее функции осуществляют региональные союзы Г. -традиционная форма координации политики. На ее основе разработаны идеи регионализации мира, его членения на семь или меньшее число регионов с перспективой их внутренней интеграции (М.Гренье и др.), деление мира на Север и Юг (В.Брандт), Запад и Восток и т.д. Реальным путем интернационального развития Г. на сей день стало его участие в расширяющейся системе международных организаций, в интернационализации демократического процесса, а также преодоление изоляционизма, отсталости и политической и идеологической защиты идеи особой исторической исключительности какой-либо страны

 Заключение

Из всего  выше сказанного можно сделать вывод: власть всегда будет ограничивать свободу, а свобода будет рваться из цепких рук власти. И это равновесие будет сохраняться до тех пор пока кто-то не решит доминировать над другими, чтобы увеличить свою порцию свободы. Удивительно, но человек добиваясь власти над другими, добивается свободы для себя.

 

 

 

 

Использованная  литература

1.  Лев Неймарк. Власть и Свобода. Интернет-ресурс. 2009.

2.  Дейл Карнеги. Публичные выступления. Красноярск, 1990.

3.  Ф.Нибел, Ч.Бэйли. Семь дней в мае. Политический роман. М. “Прогресс”,1990.


Информация о работе Свобода и власть