Свобода и власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:37, реферат

Краткое описание

Понятие свободы во все времена имело множество трактовок и употреблялось во множестве значений. Мы можем говорить о свободе слова, о свободе вероисповедания, о свободе выбора. Свободу можно связать со всеми человеческими ценностями, будь-то экономическая независимость, самоопределение национальности или выбор трудовой деятельности. Именно столь частое употребление слов “свобода”, “независимость” заставило теоретика-политолога Бернарда Крика сказать: “Концепция свободы имеет столь большое значение, что мы с трудом можем ее сколь-либо точно сформулировать, пытаясь привязать к ней все общечеловеческие ценности”.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 72.09 Кб (Скачать файл)

отца, напр.) и предельно большим, таким, как  государственная власть

и выходящим  за рамки государственно-территориального пространства,

напр., В. идеологий, религий, политических явлений и  т.д. Обобщенная

картина В. в  обществе и за его пределами представляется

системой  пространств ("полей") В. разного  содержания, разных масштабов 

и форм, типов  и видов. Совокупность всех проявлений В., ее

универсальный, всепроникающий характер позволяют  рассматривать ее как

такое же всеобщее начало жизни общества и человека, как и политика, как

автономную (но обусловленную обществом, историей, культурой, т.е.

относительно  самостоятельную) общественную сущность, организующую

общество  со всеми его согласованными и  конфликтными отношениями.

Присутствующая в обществе как целостное начало, способное выступать

во множестве  проявлений с единой функцией - служить 

организационным и регулятивно-контрольным средством  или способом

существования политики, В. наделена и единым принципом

деятельности - командованием в различных его  формах (распоряжение,

приказание, убеждение и т.п.). Общественное бытие  В. определяется

этим инструментальным, функциональным ее назначением, ее свойством

служить средством  осуществления замысла, намерения, плана, быть

отношением  между субъектами политики, связывать  их. Выраженная в

законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и

эмоциональных воздействиях, В. существует в двух формах -

потенциальной и реальной. Потенциальная, непроявившаяся В. не менее

существенна, чем актуальная, реализованная. Сознание наличной, хотя и не

проявившейся  В. оказывает на ее потенциальные  объекты (человек, группа,

общество) сильное  дисциплинирующее и организующее воздействие, в

некотором отношении  не менее сильное, чем реально действующая В. В

потенциале  В. уже заложен ответ на вопрос, осуществляется ли она и в

каком приближении к общественно необходимым целям, принятым

нормам, избранным  человеком и обществом идеалам. Она обладает

авторитетом, в ней заложен желаемый результат  политики. Общие 

организационные, регулятивные и контрольные функции  В.

конкретизируются  в политике во множестве видов  политической

деятельности: управлении, принятии решений, выборе целей, определении

задач исполнителей, их подборе ("подбор и расстановка  кадров"),

ориентация  в политических и неполитических ситуациях, создание

собственной структурной организации и мн.др. В. складывается как

система функций  из моделирования собственной деятельности; анализа

политической  и общественной обстановки и конкретных ситуаций;

определения своей стратегии и частных  тактических задач; надзора и

пресечения (репрессивная функция) отклоняющегося от норм поведения;

присвоения  и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и

духовными - волевыми, интеллектуальными, солидарностью  и поддержкой

сторонников и т.д.); распределения ресурсов политики - мер 

доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами, наградами 

и вознаграждениями и т.д.; преобразования политического  и

общественного (социального, экономического, правового, культурного,

морального) окружения В. в ее интересах и  в интересах ее политики. В.

существует  и функционирует не только в разных сферах общества, но и

на трех уровнях  его социальной структуры: общественном,

охватывающем наиболее сложные социальные и политические

отношения; публичном или ассоциативном, объединяющим коллективы, и

отношения в  них (общественные организации, союзы, производственные и

иные коллективы) и личном (частном, приватном), в малых  группах и т.п.

На всех этих уровнях В. институционализируется, оформляется в

специализированных  учреждениях (аппаратах В.) и должностях, в

иерархиях правящих сил и лиц (лидеров, работников управления,

органов В.). Все эти уровни могут (в зависимости от типа общества,

государственного  строя и т.д.) разделяться на две  формы:

легальные, официальные, формализованные структуры  и нелегализованные,

неформальные, неофициальные (напр., влиятельные лица и группы,

приближенные  властвующей особы, группы давления, лидеры кланов и 

т.п.). Эта  форма может стать и теневой, подпольной, принимать

мафиозный, противоправный характер. Чем более  выражен процесс

институционализации В., тем более развиты разнообразные  формы ее

внешнего  материализованного выражения: учреждения, организации,

устная и  печатная продукция В. - документы, законы, инструкции, нормы,

правила, приказы  и т.п. Совокупность всех этих уровней  и форм В.

образует  общую структуру В., которая получает пирамидальное строение.

В ее основании - общество в целом, ближе к основанию  -господствующие

силы (классы, партии и т.п. либо просто группы единомышленников),

определяющие политику и формирующие В. На вершине - реальная или

формальная  В. -правительство, президент, парламент (руководство

меньших рангов). В истории В. борьба вокруг нее 

сосредоточивалась на проблеме ее политической ориентации. Лишь в 

XVII в. политико-философская  мысль пришла к идее такой  ее

структурной реорганизации, которая должна была ее демократизировать,

подчинить закону и сделать более эффективной, полагаясь более на

объективный механизм ее организации и функционирования, чем на

добрую волю правителей. Этой цели служил проект разделения единой

власти на несколько независимых, но взаимосвязанных  властей, которые

могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Первый проект

такого рода принадлежал Дж. Локку (сер. XVII в.) с делением В. на

законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную,

ведающую международными отношениями, т.е. по функциональному

признаку, а  не по соображениям престижа, приоритета какой-либо из

них. Впоследствии Ш.Монтескье уже в XVIII в. создал теорию разделения

властей в  ее современном виде: на законодательную (парламент, местные

органы самоуправления), исполнительную (правительство и его учреждения,

исполнительные  учреждения на местах - префектуры и  т.п.) и судебную

(конституционный  и верховный суды, судебная система,  органы надзора и

т.п.). В этой схеме недоставало еще одного субъекта высшей В., который

мог бы выступать  координатором и арбитром в их конфликтах. Поэтому 

схема Монтескье  обычно дополняется центральной легитимирующей

фигурой - В. монарха, президента или руководства  правящей партии

(особенно  в странах с однопартийной  системой). Роль их различна - от

чисто номинальной  до решающей (при деспотически правящем монархе или

диктаторе, президентском правлении, берущем  на себя исполнительные и

законодательные функции). Особая и чрезвычайно важная роль высшего

арбитра в  отношениях между В. и обществом  отводится конституционному

суду. Он призван  определять отношение всех инстанций  В., общества и

его членов к праву, закону и его центральному звену - конституции.

Отношения между  разделенными В. регулируются соответствующими

законами, положениями  конституции (если они сформулированы в ней и

существует  сама конституционная форма правления), традициями

политической  культуры общества, но нередко складываются отнюдь

не гармонично. Число и формы взаимодействующих и конкурирующих В.

не ограничивается классической триадой, структура эта  открыта для

новых видов  В. Демократизация В. и ее разделения связаны с действием

ее социального  контроля, критики и поддержки  В. обществом, получившего 

для этого  специальный инструмент - прессу, который  в XX в. развился в

т.н. средства массовой информации - "четвертую  власть", реально

действующую в условиях свободы слова. Структура институциональной

В. включает три функциональных взаимодействующих  уровня: (1)

макрополитическую систему высших инстанций В. (ее внешние органы

-правительство,  его центральные учреждения); распространяющуюся на

основные  внутренние процессы общества и внешнюю  политику

государства; (2) В. среднего или промежуточного уровня (мезовласть),

образованную аппаратами В. среднего звена, бюрократией разных рангов,

вплоть до муниципальных властей. Этот уровень 

непосредственно связывает институциональную В. с неинституциональной,

неформальной (общественными организациями, движениями, группировками)

и с населением, политическую В. - с неполитической; (3) микроуровень В.,

охватывающей непосредственное политическое общение людей, малых

групп, самоуправление. На этом уровне формируется в проявляется

политическая  культура, складываются убеждения, мнения и т.п.

Микроуровень  не является низшим, он структурно и  функционально отличен

от других, иерархических уровней тем, что  составляет политическую ткань

общества  в целом, включая и все другие уровни В. Помимо

классификации сфер и уровней функционирования, может быть

построена содержательная типология В. по различным признакам: по

степени институционализации  -правительственная, городская, школьная и

т.п.; по субъекту В. - классовая, партийная, народная, президентская,

парламентская и пр.; по количественному признаку (который имеет весьма

существенные  качественные особенности) - единоличная (монократическая),

олигархическая (В. сплоченной группы), полиархическая (множественная В.

ряда институтов или лиц); по социальному типу правления -

монархическая, республиканская; по режиму правления  -демократическая,

авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая  и т.п.; по

социальному типу - социалистическая, буржуазная, капиталистическая и

т.п.; по применяемым  средствам - господство, насилие, авторитет,

убеждение и  т.д.; по функциям - наблюдение, контроль, организация,

управление, дисциплинарная В. и др. Особая проблема - психология В.,

ее глубинные, подсознательные и эмоционально-волевые  основы. Они

традиционно исследовались в политическом, литературном, научном,

философском творчестве лучших умов человечества Запада и Востока. В

наше время, в XX в. такие исследования стали предметом  специальных

политических  и философских дисциплин, изучающих  В. и политику.

Увлечение проблемами политического сознания и поведения  привело к

психологизации политических наук и появлению бихевиоризма - учения о

поведении и его психологических мотивах. Действительно, проявление В.

естественно для человека и заложено глубоко  в биологических, природных и

социально обусловленных  началах его сознания и эмоционально-волевой

жизни. Не меньшее  значение и ту же сложную биосоциальную  природу

имеет и другая, зеркальная сторона В. - подчинение, добровольное или

вынужденное согласие воспринимать импульсы В. и  следовать им.

Командование  и исполнение - два равным образом  универсальных принципа

В. Они нераздельны  и взаимодействуют, как и два  типа личности -

склонной властвовать (властной) и подчиняющейся, принимающей В. Оба

типа общественно  необходимы. Они воспроизводятся в форме крупных

Информация о работе Свобода и власть