Салическая правда - памятник раннефеодального права древних франков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Салическая правда, о которой пойдет речь дальше в данной курсовой работе, является правовым памятником франков, относящимся к V веку - моменту расселения франков на завоеванных землях. Она являлась самой древней из так называемых “варварских правд”, которые отражали практику разных эпох, конкретные внутренние и внешние условия, в которых они появились. “Варварскими правдами” называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Точное наименование Салической правды - “Салический закон” - Lex Salica. “Правдой” принято называть указанную кодификацию по аналогии с известной Русской правдой, названной так ее составителями. В Древней Руси слово “правда” означало то же, что мы сейчас называем “правом”.

Содержание

Введение 3
1. Создание и механизм регулирования Салической правды 5
2. Имущественные отношения 9
2.1. Обязательственные правоотношения 11
2.2. Наследственные отношения 12
3. Преступления и наказания 13
3.1. Виды преступлений и система наказаний 14
3.2. Суд и судебный процесс 18
Заключение 22
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 35.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Салическая правда - памятник раннефеодального права древних франков»

 

 

 

 

 

Выполнила

 

          

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение  3

1. Создание и механизм  регулирования Салической правды   5

2. Имущественные отношения   9

   2.1. Обязательственные  правоотношения  11

     2.2. Наследственные  отношения  12

3. Преступления и наказания   13

   3.1. Виды преступлений  и система наказаний  14

     3.2. Суд и  судебный процесс  18

Заключение  22

Список литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

          Салическая правда, о которой пойдет речь дальше в данной курсовой работе, является правовым памятником франков, относящимся к V веку - моменту расселения франков на завоеванных землях. Она являлась самой древней из так называемых “варварских правд”, которые отражали практику разных эпох, конкретные внутренние и внешние условия, в которых они появились. “Варварскими правдами” называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Точное наименование Салической правды - “Салический закон” - Lex Salica. “Правдой” принято называть указанную кодификацию по аналогии с известной Русской правдой, названной так ее составителями. В Древней Руси слово “правда” означало то же, что мы сейчас называем “правом”.

         Я остановила свой выбор на данной теме, так как понимание современного значения юриспруденции для общественных отношений невозможно без знания важнейших правовых источников прошлого и только взгляд через призму истории развития государства и права может открыть значение многих правовых институтов настоящего времени.

Благодаря этому своду  законов мы сейчас, через глубину  веков, можем понять и проанализировать состояние законодательства в те далекие времена, выявить эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, правовой системы  в целом, а также отдельных  отраслей права в отдельности.

        В Средневековой Западной Европе особую роль сыграли салические (приморские) франки, входившие в союз германских племен, сложившийся в III веке на северо-восточной границе Галлии, провинции Римской империи.

Салические франки, во главе  со своим вождем Хлодвигом (481-511 гг.), в результате победоносных войн в Галлии, иногда в противоборстве, иногда в союзе с Римом, создали обширное королевство, простиравшееся к 510 году от среднего течения Рейна до Пиренеев. Хлодвиг же, утвердившись как представитель римского императора, стал властителем земель, повелителем единого, уже не племенного, а территориального королевства. Он приобрел право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения.

Завоевательные войны  франков ускорили процесс создания Франкского государства. В V-VI вв. у франков  сохранились еще общинные, родовые  связи, отношения эксплуатации среди  самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

      Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни.

 

1. Создание и механизм  регулирования салической правды.

 

В эпоху варварских королевств регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве. Основы общественно-юридического быта германских народов были в главном  едиными, поэтому формирующееся  право к середине I тыс. составило  целостную систему особого германского  типа. Это германское право стало  вторым по важности, наряду с римским  правом, источником всей позднейшей европейской  юридической культуры. В условиях сначала протогосударств, а затем и ранней государственности обычное право германцев было записано и частично кодифицировано. Эти письменные своды получили название варварских правд. У разных ветвей германских народов оформление писаного обычного права происходило в разное время: это соотносилось с историческими различиями в степени проникновения ранней государственности в общественный быт, с местными особенностями становления публично-правовой общности того или другого народа. При всем типическом сходстве варварские правды различаются по содержанию конкретных предписаний, наличию тех или иных правовых институтов, по соотношению с королевским законодательством своего времени.

Ни одна из известных варварских правд не дошла в своем первоначальном и подлинном виде, многие известны в разных по составу и относящихся  к разному времени редакциях. Для большинства правд время  их возникновения определяется примерно: Вестготская правда – конец V в., Бургередская – конец V – начало VI в., Салическая – конец V – начало VI в., Аллеманская - VI-VIII вв., Баварская – середина VIII в., Рипуарская – VI-VII вв., Лангобардские законы – середина VIII в., Тюрингская – IX в., Саксонская правда – VIII-X вв. Известно еще несколько правд более мелких племенных союзов. К тому же типу варварских правд относятся многочисленные ранние систематизации англосаксонских законов и записи исландских, скандинавских, датских правовых обычаев.

Все варварские правды сложились  под значительным влиянием институтов и принципов римского права. Это  влияние главным образом отразилось на регулировании новых социальных отношений, рабства, обязательств, а  также отношений между королевской  властью и подданными. Все правды были записаны на варварской латыни. Как  исторический тип варварская правда – сложный по составу, разноплановый кодекс. Значительное место в них заняли выдержки из королевских капитуляриев и эдиктов; многие из таких или меняли правила обычного права, зафиксированного в других разделах правд, или санкционировали государственное применение писаного права.

Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается  Салический закон, принятый у франков. Салическая правда дошла до нас в  многочисленных рукописях, которые  можно разбить на 4 группы. Первая группа содержит древнейший текст, в 65 статей; вторая — тот же основной текст, но уже с явными влияниями  христианских представлений (запрещение брака между свойственниками, наказания  за преступления против церкви, за убийство духовных лиц и т. п.). Третья дает сокращенный текст, в двух отделах, из которых первый содержит мальбергическую глоссу. Четвертая, позднейшей, Каролингской эпохи — исправленный, неглоссированный текст в 70 статей; рукописи этой группы наиболее многочисленны. Вследствие крайнего разнообразия рукописей восстановление первоначального текста очень трудно. О времени возникновения Салической правды до сих пор идут споры. О способе её составления говорит полулегендарный пролог, передающий, что франки, после их крещения, на трех судебных собраниях, в разных местах (чтобы высказалось по возможности большинство), после тщательного обсуждения установили нормы Салической правды. К Салической правде относятся также капит

улярии, числом семь, вносящие в нее более или менее существенные дополнения. Первые четыре возникли, по-видимому, до 568 г., пятый и шестой — после 575 г., седьмой — при Людовике Благочестивом. Источниками Салической правды послужили главным образом обычно-правовые нормы, господствовавшие в различных разветвлениях племени салических франков и уже сделавшиеся обязательными; название pactus (договор) указывает именно на ее объединяющий характер. Но так как она была вызвана к жизни определенным актом, то ее составители воспользовались случаем включить в нее постановления, незнакомые обычному праву и отчасти заимствованные из других, более древних племенных правд. В Правде есть план, крайне примитивный, но все-таки указывающий на попытку дать нечто цельное. Первая часть говорит о штрафах; ей предпослана статья о вызове в суд, так как с этого акта начинается судебная процедура. Вторая часть содержит постановления о судебном производстве, о штрафах за оскорбление начальства, о правах и обязанностях, вытекающих из семейных отношений. Римское влияние, прежде всего, отразилось на языке Салической правды, хотя трудно себе представить что-нибудь менее похожее на язык римских классиков; это настоящая варварская латынь, не признающая ни этимологии, ни синтаксиса, уснащенная германизмами и германскими словами; некоторые места до сих пор толкуются различно, для облегчения понимания Салической правды составители включили в латинский текст во всех наиболее существенных местах франкскую, так называемую мальборгическую, глоссу. Сохранилось предание, что первоначальная запись Салического закона была произведена специально избранными мужами от четырех франкских племен в целях "приверженности к справедливости и сохранения благочестия". Однако в целом бытование Закона тесно связано только с заинтересованностью королевской власти, санкционированием обычного права желавшей вмешиваться в сферу действия общинных и племенных судов. Появление самой ранней редакции связано также и с денежной реформой, проведенной первым из королей: заменой медных денег на серебренные и золотые, и соответственно новой тарификацией судебных штрафов.

Салический закон в  самой минимальной степени испытал  воздействие римского права, сохранил даже некоторые остатки языческой  старины и родовых обычаев  германцев. Традиционной архаичности  предписаний сопутствовала еще  одна особенность: многие судебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содержания, но важными для общественного признания тех или других факторов.

Так, заявление о желании  заключить вторичный брак сопровождалось взвешиванием монет, передача имущества  – особым разбрасыванием стеблей  растения, призыв родственников к  помощи в обязательствах – бросанием "горсти земли" и перепрыгиванием  через плетень. Поддержанием общественного  мира было в большей степени целью  Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это  характерно для раннего, в значительной степени еще догосударственного права.

 

2. Имущественные отношения

 

          В Салической правде, отражающей  наиболее ранние социально-экономические  и политические процессы становления  классового общества, государства  и права, нет еще однозначного  понятия собственности. К движимым  вещам, находящимся в собственности  отдельных лиц или семей, применялся  термин "свой", в отличие от  термина "чужой". Движимое имущество  у франков беспрепятственно отчуждалось,  передавалось по наследству одному  из членов семьи умершего или  родственнику со стороны матери  или отца. Большинство предписаний  Салической правды посвящено  охране права собственности на  различные движимые вещи.

         Скотоводство  занимало главенствующее положение  в хозяйстве германцев, скот, являясь  неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было взять с  собой в случае переселения,  бегства. Скотом пользовались  и как средством обмена, эквивалентом  денежных расчетов. Два, три солида стоила у франков корова "здоровая, зрячая и рогатая".

           По-иному закрепляет Салическая  правда право на землю, которой  владела семья, различая приусадебный  участок, пахотную землю и луга, леса. Здесь многократно упоминается  огороженный участок. Жилищу, территории  двора, приусадебному участку  как семейной собственности в  Салической правде придается  особое значение.

           О существовании у франков  общинной собственности на землю  свидетельствуют титулы Салической  правды, в частности "О переселенцах". Переселиться на территорию общины "чужаку" можно было только  при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них  высказывал протест, переселенец  должен был покинуть общину. Характерно, что граф, исполняющий решение  общинного суда о выселении  "чужака", должен был являться  не в дом переселенца, а на  тот участок общинной земли,  который был им обработан.

          Но Салическая правда знала и исключение из этого общего правила. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протеста против поселения "чужака", его землевладение начинало охраняться правом. Салическая правда по существу санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 сол.

Земля находилась в индивидуальном владении семьи. Выделенные ей участки как пахотного поля, так и лугов считались "огороженным листом". Различные посягательства на чужое поле или луг были или преступлениями, или вообще противоправными, хотя и с разной мерой ответственности. Леса и некоторые другие угодья рассматривались только как совместная собственность общины, и их использование регламентировалось коллективным интересом. Наследственное владение постепенно формировало особый институт аллод, под которым понималось чисто семейное право пользование огороженными участками и принадлежащим к ним имуществом. Аллод, нем. Allod, французское al - полный и od – владение. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев - в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме. В Салической правде статьи об аллоде касаются в основном его наследования.

 Закон не предусматривал  никаких сделок с аллодом. Движимое  имущество также рассматривалось  как семейное владение, распорядиться  им на случай смерти кого-либо  в пользу третьего лица могли  только через особо процедуру  аффатомии. Институт аффатомии - своеобразный договор дарения, который заключался в пользу третьего лица. Суть аффатомии сводилась к тому, что собственник передавал свое имущество или часть его какому-либо доверенному лицу, которое не приходилось ему родственником, с обязанностью последнего через год передать имущество назначенным наследникам. Аффатомия совершалась публично в сотенном собрании под председательством тунгина, с соблюдением строгой символической процедуры, которая должна была быть, при передаче имущества наследникам, клятвенно удостоверена "в присутствии короля или в судебном заседании" не менее чем тремя свидетелями. В столь сложном характере дарения вещей можно видеть влияние старых запретов на отчуждение большесемейной собственности не члену семьи.

 

2.1. Обязательственные правоотношения

 

Обязательственные отношения  в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью  товарно-денежных отношений, частной  собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялось публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Истребование долга происходило в строго установленной форме. В Салической правде говорится о принуждении "упорного должника", об описании имущества "упорного должника".

Информация о работе Салическая правда - памятник раннефеодального права древних франков