Салическая правда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:10, реферат

Краткое описание

Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии, и создавших в V-VI в.в. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда - не единственный сборник варварских законов и по времени записи, даже не самый древний. Но этот сборник - наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах, более раннего и более позднего времени, и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется.

Вложенные файлы: 1 файл

Салическая правда.docx

— 36.29 Кб (Скачать файл)

Салическая правда

Общая характеристика:   

Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии, и создавших в V-VI в.в. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда - не единственный сборник варварских законов и по времени записи, даже не самый древний. Но этот сборник - наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах, более раннего и более позднего времени, и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. В VI веке 3 солида соответствовали стоимости коровы - «зрячей, рогатой и здоровой».

Временем ее возникновения принято считать конец V столетия - момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Заметно то, как неохотно и даже враждебно встречают общинники всякое новое лицо. Достаточно возражения одного из общинников, и чужак должен покинуть селение. Нераспаханные пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Это - седая старина.

источниками права в государстве франков явились: Варварские Правды и акты королей.

 

"Варварскими правдами" называют обыкновенно раннефеодальные  юридические кодификации германских  народов - записи их обычного права. Наиболее известна Салическая  правда. Временем ее возникновения  принято считать конец V столетия - момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Заметно то, как неохотно и даже враждебно встречают общинники всякое новое лицо. Достаточно возражения одного из общинников, и чужак должен покинуть селение. Нераспаханные пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Это - седая старина. Рассмотрим поподробнее салическую правду и прокомментируем основные главы.

Первая запись права, точнее, правовых обычаев франков, - "Салического закона". После завоевания Галлии жизнь франкского племени усложнилась, и нужно было регулировать разные ее стороны, разрешать многочисленные конфликты. С этой целью и был записан "Салический закон".

Франки говорили на германском диалекте, употребляя отчасти также латынь местных жителей Галлии, но в письме применялся только латинский язык. На нем-то и записан "Салический закон".

В законодательстве устанавливаются общие нормы: какие наказания или штрафы следуют в результате правонарушения, но конкретные случаи не описываются, - они подводятся под норму. Совсем иначе обстоит дело в записи обычая. Здесь нет общего постановления о том, какое наказание постигнет убийцу или вора. Вместо этого в "Салическом законе" многочисленные статьи, каждая из которых описывает именно индивидуальный факт. За убийство человека положено было платить ВЕРГЕЛЬД ("возмещение за жизнь"), но размеры его неодинаковы и зависят от того, кто убийца и кто убитый, ибо за галло-римлянина положено было платить меньше, чем за свободного франка. Отдельно говорится о возмещениях за убийство зависимых людей и рабов. Что касается ранений, то записи о них в "Салическом законе" представляют собой целый "анатомический трактат", так как за каждую рану положено особое возмещение.То же самое видим мы и в статьях о кражах. В "Салическом законе" детально перечисляются конкретные виды домашнего имущества и скота (отдельно о быках, о коровах, о поросятах, овцах, конях и т.п.) с указанием их возраста и степени пригодности, а также обстоятельств, при которых была совершена кража. При этом размеры возмещении могут быть те же самые, и тем не менее каждый случай записан особо.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у франков Других социальных групп: служилая знать, свободные франки и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской Дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц .

Наряду с рабами существовала особая категория лиц - полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

 

 

2. Социальная структура  франкского общества:   Таким образом, во франкском обществе появились элементы социальной структуры, и мы можем выделить основные общественные группы:

- знать (так называемые  лучшие люди). К ним относились  конунг, военные предводители, старейшины  и часть дружинников (“старшие”);

- свободные франки. Это  были те родичи, которые имели  земельные наделы и либо обрабатывали  их, либо воевали. До известного  времени сюда входила и остальная  часть дружины;

- полусвободные (литы) - те, кто  вышел из рабского состояния, но оставался в зависимости;

- рабы. Рабство было патриархальным, временным.

Наряду с франками в их государстве жило прежнее, галло-римское население. К нему относились:

- владельцы крупных земельных  наделов (латифундий). Этих людей  называли королевскими сотрапезниками;

- вольноотпущенники, обрабатывавшие  землю;

- главные труженики латифундий - рабы.

Таким образом, социальная структура франкского общества была двойной. Количество рабов постепенно сокращалось, преобладали лично свободные люди, которым очень трудно было вести хозяйство самостоятельно. Поэтому они стремились получить поддержку и защиту у богатых и знатных людей. Это было выгодно, так как вместе с поддержкой и защитой можно было получить и землю.

На протяжении VI - VII вв. франкское общество постепенно менялось. Свободные родичи начали группироваться вокруг местной знати. Таким образом, стали возникать крупные хозяйства, в которых за счет углубления разделения труда достигался экономический рост. В этих хозяйствах 60% населения было полностью свободными людьми и только 40% - в разной степени зависимыми. В основном такие хозяйства организовывала церковь. Постепенно возникли крупные хозяйства, в которых быстрее развивалось сельское хозяйство и ремесло. Государственная власть была недовольна появлением таких крупных хозяйств и пыталась остановить этот процесс, так как жители вотчин выходили из-под власти государства, а, следовательно, переставали платить налоги и участвовать в ополчении. Борьба государства с крупными землевладельцами часто приводила к конфискациям имущества, особенно церковного (так как самый высокий уровень производства был в церковных хозяйствах). Но центральная власть не могла остановить процесс формирования крупных хозяйств. В результате она потеряла доходы и, чтобы заставить подчиниться, оказалась вынужденной раздавать земельные наделы, получатели которых были обязаны выставлять военный отряд и участвовать в походах правителя.

 

 

3.  Имущественные  отношения:   Особое внимание в Салической правде уделяется Аллоду. Аллод (нем. Allod, французское al - полный и od - владение) у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев - в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме. В Салической правде статьи об аллоде касаются в основном его наследования.

Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Но земля переходила только к сыну. Во всем этом не было намеренной дискриминации женщины. Хотели одного: сохранить земельную собственность в данном роде. Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение; эдиктом короля Хильперика (518-584 гг.) устанавливалось, что при отсутствии у умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет - брат или сестра умершего, но не "соседи", как это было раньше.

В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет ещё однозначного понятия собственности.

К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин "свой" в отличие от термина "чужой". Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак, голубей, пчёл, свиней и пр.

Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придаётся особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд. Наказуема была высоким штрафом не только кража в пределах дома или двора, но и простое проникновение на территорию виллы после захода солнца. О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются ещё в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина.

В этот период у франков существует вполне развитая частная, свободноотчуждаемая собственность на движимое имущество. Но такой собственности на землю, за исключением приусадебных участков, "Салическая правда" еще не знает. Основной земельный фонд каждой деревни принадлежал коллективу ее жителей - свободных мелких земледельцев, составлявших общину. По данным древнейшего текста "Салической правды", франкские общины представляли собой очень разные по размеру поселения, состоявшие из родственных семей. В большинстве случаев это были большие (патриархальные) семьи, включавшие близких родственников обычно трех поколений - отца и взрослых сыновей с их семьями, ведущих хозяйство совместно. Но появлялись уже и малые, индивидуальные семьи. Дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности отдельных больших или малых семей, а пахотные и иногда луговые наделы - в их наследственном пользовании. Однако право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только всему коллективу общины. Индивидуально-семейная собственность на землю у франков в конце V и в VI в. только зарождалась. Об этом свидетельствует IX глава "Салической правды" - "Об аллодах".

Община "Салической правды" представляла собой в V-VI вв. переходный этап от большесемейной "земледельческой" общины  к соседской общине-марке, в которой уже господствует индивидуальная собственность малых семей на надельную пахотную землю при сохранении общинной собственности на основной фонд лесов, лугов, пустошей, пастбищ и пр.

 

Договорные отношения (сделки):  Среди разного рода сделок особое место принадлежало займу. Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой.

Договорные отношения не получили значительного развития у франков. Это характерная черта права германского общества, которому свойственно мелкокрестьянское натуральное хозяйство, слабое развитие товаро-денежных отношений. В Салической правде отсутствуют указания на общие условия действительности договоров, но свободное волеизъявление сторон подразумевается при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заём, ссуда, дарение. Волеизъявление осуществлялось путём бросания другому лицу "в полу стебля" или, как известно по другим источникам, передачи двери при продаже дома и пр. Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял её, в противном случае он мог быть объявлен вором.

Подробно рассматривается в Салической правде договор займа. Кредитор мог взыскать долг непосредственно, минуя судебное заседание. Если должник "не пожелает выплатить по обязательству" после того как кредитор востребует долг, явившись к его дому в сопровождении свидетелей, он призывался кредитором в суд (до трёх раз, через неделю). При каждой неявке в суд с должника взыскивался штраф. Долг мог быть взыскан и с помощью графа и рахинбургов путём конфискации соответствующей части имущества должника. В этом случае треть долга шла графу.

Наблюдается стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей. Глава IX "Салической правды" подробно описывает процедуру отказа от родства, во время которой чело-век должен публично, в судебном заседании отказаться от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами. В случае смерти тако-го человека его наследство поступает не родичам, а в королевскую казну .

В конце VI в. под воздействием имущественного расслоения и ослабления родовых связей наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную, отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей - аллод. Ранее, в "Салической правде", этим термином обозначалось всякое наследство: применительно к движимости аллод в ту пору понимался как собственность, но применительно к земле - только как наследственный надел. Но в эдикте короля Хильперика (561-584) во измене-ние главы "Салической правды" "Об аллодах" было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но "не соседи", т. е. община. Земля становится объектом завещаний, дарений, а затем и купли-продажи, другими словами, превращается в собственность общинника. Это изменение носило принципиальный характер и вело к дальнейшему углублению имущественной и социальной дифференциации в общине, к ее разложению. В ходе становления аллода большая семья все больше уступает место малой индивидуальной семье, состоящей из родителей и детей. Меняет свой' характер и община. Из коллектива больших семей она к концу: VI в. превращается в объединение индивидуальных семей, владеющих аллодами, - соседскую общину или общину-марку. Она представляет собой последнюю форму общинного землевладения, в рамках которой завершается разложение первобытнообщинного строя и зарождаются классовые феодальные отношения.

"Салическая правда" говорит уже о существовании  должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с  тем она свидетельствует о  значительной роли органов общинного  управления. Общеплеменного народного  собрания в это время у франков  уже не было. Оно было заменено  смотром войска - сначала в марте, затем (при Каролингах) в мае. Но  на местах продолжали существовать  сотенные собрания (малюс), выполняющие  судебные функции.

Информация о работе Салическая правда