Салическая правда - памятник раннефеодального права древних франков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Салическая правда, о которой пойдет речь дальше в данной курсовой работе, является правовым памятником франков, относящимся к V веку - моменту расселения франков на завоеванных землях. Она являлась самой древней из так называемых “варварских правд”, которые отражали практику разных эпох, конкретные внутренние и внешние условия, в которых они появились. “Варварскими правдами” называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Точное наименование Салической правды - “Салический закон” - Lex Salica. “Правдой” принято называть указанную кодификацию по аналогии с известной Русской правдой, названной так ее составителями. В Древней Руси слово “правда” означало то же, что мы сейчас называем “правом”.

Содержание

Введение 3
1. Создание и механизм регулирования Салической правды 5
2. Имущественные отношения 9
2.1. Обязательственные правоотношения 11
2.2. Наследственные отношения 12
3. Преступления и наказания 13
3.1. Виды преступлений и система наказаний 14
3.2. Суд и судебный процесс 18
Заключение 22
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 35.38 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Наследственные отношения

 

          В Салической правде ничего  не говорится о купле-продаже  земли. Институт наследования  земли только зарождался. Движимое  имущество сын и дочь наследовали  в равной доле. Но земля переходила  только к сыну. Во всем этом  не было намеренной дискриминации  женщины. Хотели одного: сохранить  земельную собственность в данном  роде. В титуле "Об аллодах"  даже не ставится вопрос, кому  передавался пахотный участок  земли, если у умершего не было сыновей. Он становился выморочным имуществом или переходил роду. Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение; эдиктом короля Хильперика (518-584 гг.) устанавливалось, что при отсутствии у умершего сыновей землю наследует дочь, а если и ее нет - брат или сестра умершего, но не “соседи”, т.е. община, как это было раньше.

 

 

 

 

 

 

3. Преступления и наказания 

 

"Салическая правда" более или менее в чистом  виде отражает архаические порядки  первобытнообщинного строя, существовавшие  у франков ещё до завоевания, и слабо отражает жизнь и  правовое положение галлоримскрго населения. Но на протяжении 6-9 вв. франкские короли делали все новые и новые дополнения к "Салической правде" поэтому в сочетании с другими источниками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества в целом.

Первая запись права, точнее, правовых обычаев франков, — «Салического закона» (первоначально ту часть  этого племени, которая жила около  моря, называли «салическими», т.е. «приморскими»  франками).

Запись обычаев, издавна  сложившихся в народе, отличается от тех государственных законов, которые были составлены в Риме учеными  юристами. В законодательстве устанавливаются  общие нормы: какие наказания или штрафы следуют в результате правонарушения, но конкретные случаи не описываются, — они подводятся под норму. Совсем иначе обстоит дело в записи обычая. Здесь нет общего постановления о том, какое наказание постигнет убийцу или вора.

Вместо этого мы найдем в «Салическом законе» многочисленные статьи, каждая из которых описывает  именно индивидуальный факт. За убийство человека положено было платить вергельд («возмещение за жизнь»), но размеры  его неодинаковы и зависят  от того, кто убийца и кто убитый, ибо за галло-римлянина положено было платить меньше, чем за свободного франка. Отдельно говорится о возмещениях за убийство зависимых людей и рабов. Что касается ранений, то записи о них в «Салическом законе» представляют собой целый «анатомический трактат», так как за каждую рану положено особое возмещение. То же самое видим мы и в статьях о кражах. Тот, кто ожидал бы найти здесь постановление о штрафе за покушение на чужую собственность, изложенное в общей форме, будет удивлен тем, что вместо этого в «Салическом законе» детально перечисляются конкретные виды домашнего имущества и скота (отдельно о быках, о коровах, о поросятах, овцах, конях и т.п.) с указанием их возраста и степени пригодности, а также обстоятельств, при которых была совершена кража (скажем, увели ли корову с пастбища или похитили из хлева).

При этом размеры возмещении могут быть те же самые, и тем не менее каждый случай записан особо.

Составители этого судебника  мыслят конкретно, а не общими нормами. Точно так же конкретно и наглядно стремятся они описать и все  другие правовые обычаи.

 

3.1. Виды преступлений и   система наказаний

 

Большая часть статей в  Салической правде посвящена, если использовать современную терминологию, преступлениям  и наказаниям. Под деликтом –  преступлением понимается, прежде всего, обида, вред, причинённый личности или  имуществу другого, и нарушение  «королевского мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или  вред.

В Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию преступления в собственном  смысле слова, уже упоминаются наказания  в виде государственной кары за содеянное, например, за должностные преступления графа, если он «осмелился взять что-нибудь сверх законного» при взыскании  долга или отказался восстановить «справедливость и правосудие». Характерно и наказание за эти  преступления – смертная казнь, если он не смог «выкупить себя за столько, сколько следует». Содержатся в салической правде и косвенные указания на воинские преступления, например дезертирство. Простое оскорбление словом «дезертир» влекло за собой штраф.

Говоря о наказаниях в  Салической правде, следует отметить чётко выявившуюся тенденцию  почти полной замены штрафами всех старых наказаний родового строя. Штраф  должен был предотвратить самосуд, затяжные распри.

Некоторые статьи Салической правды прямо пресекали самосуд, например, наказывалась попытка самовольно увести чужой скот, отобрать своё животное у владельца без суда при «преследовании по следу» вора и др. Салическая правда знает и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона. Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему.

Смертная казнь через  повешение, колесование применялась  в качестве наказания в Салической правде в основном к рабам. Она  прямо предписывалась в редких случаях  за преступления, совершённые свободными, например при поджоге и неявке после вызова на суд без уважительных причин.

Коллективная ответственность  рода сохранялась наряду с коллективной ответственностью общины.

При всех имущественных преступлениях  наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещение убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба. Этот убыток расценивался в 1 и 1/3 сол., если раб после побоев в течение 40 дней оставался неработоспособным. При нанесении телесных повреждений свободному, наряду со штрафом, преступник должен был возместить расходы на лечение.

В салической правде существовало понимание форм вины: умысла и неосторожности, покушение на преступление, соучастия, обстоятельств, отягчающих или смягчающих преступление. Так, при «небрежном»  причинении свободным вреда животному  другого человека по Салической правде следовало простое возмещение ущерба его хозяину. Обстоятельством же, смягчающим вину, было здесь признание  лица причинившего вред. Злой умысел, вред, причинённый «по вражде или коварству», влекли за собой более высокий  штраф.

В то же время Салическая правда знала ответственность без  вины, когда, например, наказывались «скопом» все присутствующие на месте насилия  над женщиной, если они были на месте, и не знали о насилии. Соучастник, покушавшийся на преступление, наказывался, как правило, менее строго, чем  исполнитель преступления. Вместе с  тем подстрекающий к краже  или убийству с помощью подкупа  наказывался строже, чем исполнитель  преступления. Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение  общепризнанных понятий чести –  нападение на спящего, женщину, ребёнка, надругательство над трупом. Ограбление могилы наказывалось штрафом в 200 сол., в то время как открытое нападение на свободного франка с целью ограбления – в 63 сол.

За убийство свободного франка по Салической правде полагался значительный вергельд, равный 200 сол. Меньшим был вергельд за гало-римлянина, если он не был приближённым короля. Вергельд за убийство франка, находящегося на королевской службе, утраивался. Так, за убийство графа, королевского должностного лица полагался вергельд, равный 600 сол. Вергельд понижался до 300 сол., если граф был из полусвободных литов или рабов короля.

Многократно увеличивался вергельд за жизнь королевского дружинника во время военных походов, а также  за убийство представителя духовенства. За убийство священника уплачивался  вергельд в 600 сол., за убийство епископа –900 сол.

В Салической правде подробно перечисляются и различные виды телесных повреждений, побоев, оскорблений  словом, или действием. Штрафы за нанесение  телесных повреждений варьировались  от 9 до 200 сол., 200 сол. следовало за кастрацию человека; 100 сол. полагалось за ряд увечий, нанесённых одновременно, и за повреждение языка, лишившее человека способности говорить.

По Салической правде простое  оскорбление свободного франка словом – уродом, зайцем, волком, лжецом и другими обидными прозвищами наказывалось штрафом в 3 сол., действием – в 15 сол.

В преступлениях против собственности  содержится, прежде всего, длинный ряд  статей, касающихся краж различных  домашних животных, воровства в поле, в саду. При этом по Салической правде различались кражи, совершённые  свободными или рабами, со взломом, подделкой ключей или без таковых, одного или нескольких животных. Учитывалось также, оставались ли у хозяина другие животные, их возраст и пол, была ли, например, свинья супоросая или нет.

Вместе с тем в Салической правде устанавливались наказания  и в общей форме, в зависимости  от стоимости похищенного имущества  или от того, была кража простая  или квалифицированная. Соответственно различались три вида краж: на сумму  от 2 до 40 динариев, на сумму свыше 40 динариев и кража со взломом или подделкой ключей. Для свободных во всех случаях устанавливался штраф соответственно 15, 35 и 45 сол., рабы же присуждались в первом случае к возмещению ущерба и 120 ударам плетью, во втором – к кастрации или штрафу, в третьем – к смертной казни.

Салической правде были известны и такие преступления, как кража  свободных людей, кража рабов, которая  приравнивалась к краже коня или  упряжного животного, поджог дома, амбара, риги, разрушение чужого дома, поломка  изгороди, самовольное использование  чужой вещи.

Особую группу составляли преступления против нравственности. Сюда относились по Салической правде такие преступления, как «насилие над свободной девушкой», караемое штрафом в 63 сол., сожительство с ней «по её доброй воле», караемое штрафом в 45 сол. Для сравнения можно указать, что оскорбление женщины словами «пособница ведьмы» наказывалось почти в три раза большим штрафом, чем насилие над ней. Раб, «причинивший насилие чужой рабыне», после которой наступила её смерть, кастрировался или уплачивал 6 сол.

 

3.2. Суд и судебный процесс

 

Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Стороны имели равные права, и  процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался  строгим формализмом.

         Старинные  обычаи многих народов требовали,  чтобы судебное дело возбуждалось  не иначе как по заявлению  потерпевшей стороны. На ней  лежало формулирование обвинения  и представление обвинения и  доказательств. Такой процесс  получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общий интерес (измен, бегство с поля боя и т. д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.

          Никакого предварительного расследования  конечно не было. Судья должен  был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. 

          Распространенным видом доказательства  являлись ордалии, при которых  преступник устанавливается при  помощи "божественной силы". Салическая  правда описывает "суд божий"  в форме испытания (не пытки!) соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами  ордалия в праве германских  народов были испытания водой,  железом и огнем. Салическая  правда знает ордалии с помощью  котелка с кипящей водой, в  которую опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. От испытания котелком можно было откупиться, причём сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф. Возможность «выкупа руки от котелка» была социальной привилегией богатого преступника.

 Особой формой ордалия  был судебный поединок. Он назначался  во всех тех случаях, когда  ответчик обвинял истца во  лжи. С возникновением феодальных  отношений поединки между лицами, принадлежавшими к противоположным  классам, стали невозможны. Дворяне  дрались на конях и своим  оружием, крестьяне – на дубинках.

Своеобразным видом ордалия  служила клятва, выступавшая в  форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил в качестве своих соприсяжников. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Салическая правда назначает в одних случаях 6, в других 72 соприсяжника. Соприсяжник не был свидетелем, в его задачу входило одно - удостоверить клятвой, что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Если при произнесении клятвы хоть один из  соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным.

С распадением родовых  связей и ростом бедности крестьянину  все труднее становилось прибегать  к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окруженными вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелие, на святых мощах, испытание крестом.

Судебные споры разбирались  на собраниях свободных людей  сотни под председательством  выборного судьи – тунгина. Приговор выносили выборные заседатели – рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, и роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды "лучших" людей округа. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Салический закон, как  большинство иных варварских правд, был, прежде всего, сводом уголовных  наказаний. Наказание по варварскому  праву преследовало двоякую цель, что соответствовало двойному характеру  предписаний и запрещений уголовного характера в законах: оно должно было искупить вину преступника в  удовлетворении сородичей потерпевшего, также оно должно охранить соблюдение "королевского мира", т.е. установленного и признанного властью общественного  порядка.

Заключение

 

Подводя итог данной курсовой работы сделаю вывод, что Салическая правда не восприняла норм римского уголовного права с их широким применением смертной казни, что и было связано с иными, чем у римлян, целями и задачами наказания.

Главной целью композиции, штрафа было предотвращение прямых боевых действий, кровавой мести, дальнейшей междоусобицы, вражды между дворами, кланами, родами.

Информация о работе Салическая правда - памятник раннефеодального права древних франков