Роль органов внутренних дел (милиции) в защите прав, свобод и интересов граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что одно из центральных мест в системе органов исполнительной власти РФ занимают органы внутренних дел (милиция), которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охраны законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТО ОВД (МИЛИЦИИ) В СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Структура органов исполнительной власти
1.2. ОВД (милиция): понятие, организация, основные задачи
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ПРАВ, СВОБОД И ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН, КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОВД (МИЛИЦИИ)
2.1. Понятие и виды прав, свобод и интересов граждан
2.2.Деятельность ОВД (милиции) по обеспечению прав, свобод и интересов граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Далее рассмотрим право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) обеспечивает человеку возможность приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры. Государство, в рамках реализации указанного права, должно обеспечить доступность культурно-просветительских учреждений (музеев, библиотек, выставок, театров и др.) для всех граждан.

 

2.2 Деятельность ОВД (милиции) по обеспечению прав, свобод и интересов граждан

 

Деятельность милиции  строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

В соответствии с Конституцией РФ, провозгласившей права и свободы  человека высшей ценностью, приоритет в деятельности милиции занимает защита прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Кроме того, милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Во всех случаях ограничения  прав и свобод гражданина сотрудник  милиции обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности35.

Следует отметить, что  Кодекс РФ об административных правонарушениях  относит к компетенции органов  внутренних дел (милиции) многие дела об административных правонарушениях.

В частности ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливает, что определенные должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы  об административных правонарушениях.

Кроме того, ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ устанавливает предметную компетенцию органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Ранее аналогичные положения были предусмотрены ст. 203 КоАП РСФСР от 20.06.1984 г36.

Рассмотрим деятельность криминальной милиции.

Выполняя возложенные на нее задачи, криминальная милиция, в основном осуществляет оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, розыск различных лиц, а также криминалистические и экспертные исследования разного рода материальных объектов в целях получения доказательств по уголовному делу.

Криминальная милиция  осуществляет и уголовно-процессуальную деятельность: проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия, производит дознание в виде неотложных следственных действий, исполняет поручения следователей о производстве следственных и розыскных действий, оказывает им помощь в проведении следственных действий37.

Сотрудники  подразделений уголовного розыска:

Выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий  причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают  в пределах своей компетенции  меры по их устранению.

Проводят оперативно-розыскные  мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Проводят оперативно-розыскные  мероприятия по документированию и  пресечению противоправных действий, направленных на приготовление к преступлению или покушение на преступление.

Осуществляют оперативно-розыскные  мероприятия среди несовершеннолетних правонарушителей и на основе полученной оперативной информации осуществляют целенаправленные мероприятия по выявлению  и разобщению организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несовершеннолетних.

Обеспечивают проведение оперативно-розыскных мероприятий  по контролю за лицами, состоящими под  административным надзором милиции, а  также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, с целью предупреждения с их стороны повторных преступлений.

Сотрудники  подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

Выявляют причины и  условия совершения преступлений в  сфере экономики, предварительное  следствие по которым обязательно. Вносят предложения о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в экономической направленности.

Проводят оперативно-розыскные  мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными  милиции, сотрудниками подразделений  уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики. Используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц.

Осуществляют оперативно-розыскные  мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ (преступных организаций), действующих в сфере экономики.

Сотрудники  подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями: выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере налогообложения.

Проводят оперативно-розыскные  мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и  покушением на преступление в сфере  налогообложения, принимают к ним  меры в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Поддерживают непосредственный официальный и неофициальный контакты со служащими органов налоговых инспекций, банков, органов казначейства, а также непосредственно с лицами, занимающихся контролем финансовых потоков и непосредственным документооборотом в данной сфере и располагающих необходимой информацией.

Сотрудники  подразделений собственной безопасности осуществляют внутренний контроль и надзор за непосредственной деятельностью сотрудников органов внутренних дел (в частности, милиции).

Рассматривают поступающие заявления граждан по фактам коррупции и случаях вымогательства со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Осуществляют оперативно-розыскные  мероприятия в отношении сотрудников, в отношении которых имеется  информация о незаконных действиях  и фактах коррупции.

Также осуществляют защиту жизни и здоровья сотрудников  органов внутренних дел, подвергающихся насилию, угрозам и другим незаконным действиям при исполнении служебных  обязанностей со стороны граждан.

Совместно с сотрудниками органов ФСБ и прокуратуры выявляют лиц, потенциально допускающих как возможность дачи, так и возможность получения незаконного денежного вознаграждения. Осуществляют различного рода профилактические мероприятия с целью воспрепятствования совершению преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 293 УК РФ38.

Рассмотрим деятельность милиции общественной безопасности.

На милицию общественной безопасности в полном объеме возложены  обязанности, предусмотренные статьей 10 Закона РФ "О милиции", за исключением  обязанностей, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции криминальной милиции.

Милиции общественной безопасности предоставлены права, перечисленные  в статье 11 Закона РФ "О милиции", за исключением прав, отнесенных законодательством  Российской Федерации к компетенции криминальной милиции.

Милиция общественной безопасности наделена весомыми юридически властными полномочиями, которые она обязана использовать без унижения достоинства человека.

Необходимо также отметить права милиции общественной безопасности в целях выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных статьями 12 - 15 Закона "О милиции".

Оружие применяется  для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья, отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергается опасности, освобождения заложников и т.д.

· Боевые приемы борьбы (самбо, каратэ) применяются для пресечения административных правонарушений.

· Резиновые палки, наручники, слезоточивые газы, водометы используются, например, для пресечения массовых беспорядков и т.д.

· Оружие может применяться и для защиты граждан от нападения животных.

О каждом случае применения оружия в течение 24 часов представляется рапорт начальнику органа милиции.

Милиция общественной безопасности осуществляет административную деятельность, в содержание которой входит:

· выявление обстоятельств, способствующих совершению административных правонарушений;

· оказание помощи гражданам, пострадавшим от них и от несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для здоровья и жизни;

· принятие и регистрация информации об административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности;

· осуществление по подведомственности производства по делам об административных правонарушениях;

· обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

· регулирование дорожного движения, контроль за соблюдением правил и нормативов его безопасности, регистрация и учет автотранспортных средств, а также выдача водительских удостоверений;

· выдача разрешений на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и деятельность объектов, где они обращаются, и контроль за соблюдением установленных в этой сфере правил;

· охрана на основе договоров с собственниками принадлежащего им имущества (например, банков);

· принятие неотложных мер при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра;

· контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил паспортной системы и регистрационного учета, а также за соблюдением иностранными гражданами правил въезда, пребывания и транзитного проезда;

· обеспечение сохранности найденных и сданных в милицию вещей, ценностей и другого имущества и т.д.

Кроме того, милиция активно  участвует:

·в пресечении алкогольного и наркотического опьянения и  совершенных в этом состоянии правонарушений,

·в борьбе с терроризмом, групповыми и массовыми нарушениями  общественного порядка, с неповиновением властям,

·в пресечении распространения  радиоактивных материалов,

·в организации порядка  при проведении массовых шествий и демонстраций, пикетирования,

·в проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ,

·в борьбе с бродяжничеством, проституцией.

Очевидно, что тем самым  милиция общественной безопасности обеспечивает как общественный порядок, так и общественную безопасность.

Отметим основные обязанности сотрудников различных подразделений милиции общественной безопасности по предупреждению преступлений.

Участковые  уполномоченные милиции:

Ежемесячно проводят анализ оперативной обстановки на обслуживаемых  участках.

Осуществляют контроль за своевременным принятием мер  руководителями организаций по устранению условий, способствовавших совершению правонарушений, и изложенных в рекомендациях, направленных в их адрес.

Выявляют среди населения  обслуживаемого участка лиц, допускающих противоправное поведение, организаторов и содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, обеспечивают своевременное принятие к ним мер, установленных законодательством Российской Федерации, постановку таких лиц на профилактический учет в целях последующего контроля за их поведением.

Например, участковому  уполномоченному в г.Кемерово Кемеровской  области удалось обнаружить в  одной из квартир жилого дома наркопритон. Хозяин квартиры был задержан за хранение наркотических средств.

Осуществляют инициативное выявление и документирование преступлений, квалифицируемых по статьям 115, 116, 117, 119, 150, 151, 213 части первой и второй, 222 части первой и четвертой УК РФ, в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья, общественной безопасности и общественного порядка, семьи и несовершеннолетних.

Информация о работе Роль органов внутренних дел (милиции) в защите прав, свобод и интересов граждан