Роль органов внутренних дел (милиции) в защите прав, свобод и интересов граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что одно из центральных мест в системе органов исполнительной власти РФ занимают органы внутренних дел (милиция), которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охраны законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТО ОВД (МИЛИЦИИ) В СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Структура органов исполнительной власти
1.2. ОВД (милиция): понятие, организация, основные задачи
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ПРАВ, СВОБОД И ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН, КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОВД (МИЛИЦИИ)
2.1. Понятие и виды прав, свобод и интересов граждан
2.2.Деятельность ОВД (милиции) по обеспечению прав, свобод и интересов граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из Конституции  и федеральных законов, система органов исполнительной власти Российской Федерации более или менее определена, чего нельзя сказать о системе органов исполнительной власти субъектов РФ. При определении системы органов исполнительной власти субъекта РФ необходимо иметь в виду, что органы исполнительной власти субъекта РФ выполняют государственные функции по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, и на уровне субъекта Федерации существуют органы исполнительной власти, которые выполняют полномочия исключительного ведения Российской Федерации, и органы исполнительной власти, которые, согласно ст. 73 Конституции, обладают всей полнотой государственной власти.

Анализ регионального  законодательства показывает, что субъекты Российской Федерации в нормативно-правовых актах иногда упоминают о существовании системы органов исполнительной власти субъектов РФ, но, как правило, единого акта, который бы определял состав элементов этой системы, за редким исключением отдельных субъектов Российской Федерации, нет.

Для того, чтобы четко  представлять, из каких элементов  может состоять система органов  исполнительной власти субъекта Российской Федерации, необходимо рассмотреть  вопрос о том, какие из органов  власти могут входить в систему  органов исполнительной власти субъекта РФ и какой административно-правовой статус они могут иметь.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливается конституциями, уставами субъектов РФ, детализируется законами субъектов РФ и положениями об этих органах власти и должен определять: во-первых, к какой ветви власти относится этот орган; во-вторых, к какому уровню этой ветви он относится; в-третьих, какова может быть его организационно-правовая форма. Исходя из этого можно предполагать его объем прав и обязанностей, характер компетенции и т.д.

Итак, согласно ст. 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"14, одним из субъектов системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации является высший исполнительный орган субъекта РФ. Обычно это правительство, администрация, кабинет министров, коллегия администрации субъекта РФ. К субъекту системы органов исполнительной власти можно отнести и высшее должностное лицо субъекта Федерации - президента, губернатора, главу администрации субъекта РФ, как лицо, возглавляющее в субъекте РФ исполнительную власть.

Органы исполнительной власти субъекта РФ относятся к субъектам системы органов исполнительной власти. Это министерства, департаменты, главные управления, управления, инспекции, комитеты, отделы, комиссии, то есть органы, наделенные общей, функциональной или отраслевой компетенцией. Именно эти органы, как правило, выполняют управленческие функции: принимают управленческие решения в порученной сфере, несут ответственность за состояние дел в ней и т.д. Это вполне обоснованно, поскольку министерства, департаменты и главные управления в субъектах РФ чаще всего органы исполнительной власти общей компетенции15.

Как правило, в субъектах  Российской Федерации управления и  отделы являются отраслевыми или  функциональными органами исполнительной власти.

Элементом системы органов  исполнительной власти субъекта РФ может являться и орган местного самоуправления при осуществлении им отдельных государственных полномочий, переданных субъектом РФ.

Отдельными государственными полномочиями субъекта Федерации могут  быть наделены государственные учреждения и организации. В таком случае они также будут являться элементом системы органов исполнительной власти субъекта РФ.

Для осуществления полномочий органов исполнительной власти субъекта могут быть созданы территориальные (местные) органы исполнительной власти субъекта РФ, которые будут являться субъектами системы органов исполнительной власти субъектов Федерации16.

 

1.2 ОВД (милиция): понятие, организация, основные задачи

 

ОВД (милиция) в Российской Федерации - это система государственных  органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения17.

Органы внутренних дел (милиция) занимают одно из центральных мест в системе органов исполнительной власти РФ, так как обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка, укреплению законности, охраны законных интересов, защите прав и свобод граждан.

В соответствии с законом  «О милиции» в Российской Федерации милиция подразделяется на:

криминальную;

милицию общественной безопасности (местную милицию).

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, а милиция общественной безопасности, кроме того, соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.

Министр внутренних дел  РФ осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации.

Руководство милицией в  республиках, входящих в состав РФ, осуществляют министры внутренних дел  этих республик, назначаемые и освобождаемые  от должности Президентом РФ.

В краях, областях, округах, в городах Москве и Санкт- Петербурге милицией руководят начальники управлений (главных управлений) внутренних дел местных органов власти, назначаемые Президентом РФ18.

Назначение на иные должности  в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, замещение которых предусмотрено лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел, и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом Российской Федерации.

В районах, городах, районах  городов милицией руководят начальники отделов (управлений) внутренних дел по районам, городам, районам городов.

На железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, руководство милицией осуществляют соответствующие начальники управлений и отделов внутренних дел на транспорте МВД РФ19.

Указом Президента РФ от 19 июля 2004 года №927 утверждено Положение о министерстве внутренних дел РФ. В соответствии с этим положением основными задачами Министерства являются:

1) разработка общей  стратегии государственной политики  в установленной сфере деятельности;

2) совершенствование  нормативно-правового регулирования  в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах  своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организация в пределах  своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия  и расследования преступлений, а  также предупреждения и пресечения  административных правонарушений;

5) обеспечение охраны  общественного порядка;

6) обеспечение безопасности  дорожного движения;

7) организация и осуществление  государственного контроля за  оборотом оружия;

8) организация в соответствии  с законодательством Российской  Федерации государственной охраны  имущества и организаций;

9) управление органами  внутренних дел Российской Федерации  (далее - органы внутренних дел)  и внутренними войсками Министерства  внутренних дел Российской Федерации  (далее - внутренние войска), организация  их деятельности.

Впервые в РФ общая  система органов милиции разделена на относительно самостоятельные ветви – криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

Это обусловлено, во-первых, анализом и использованием положительного опыта организации полицейских  служб ряда западных стран (США, Великобритания, ФРГ), а, во-вторых, стремлением максимально приблизить правоохранительные органы «первой милиции» к населению, его нуждам и интересам, обеспечить общественный порядок и безопасность в рамках конкретно определенных, относительно небольших территорий, обеспечив при этом специализацию соответствующих подразделений в рамках их функционального предназначения и компетенции. Тем самым, обеспечивается разумное сочетание общегосударственных (федеральных) и местных интересов в сфере правоохраны и разграничения компетенции местных и федеральных органов20.

Эти интересы могут быть отражены в федеральном законодательстве субъектов федерации и местных нормативных актах. Соответственно, организуется и действует система милиции.

Общефедеральные органы обеспечивают проведение в жизнь федеральных законов. Органы субъектов федерации – соответственно, федерального и законодательства субъектов федерации.

Местные органы милиции, помимо перечисленного, руководствуются  и актами местных органов власти и управления.

При этом не следует смешивать понятия местной милиции и местных органов федеральной (криминальной) милиции. Первые образуются в соответствующих административно-территориальных единицах. Их компетенция, как правило, ограничивается обеспечением исполнения местных нормативных актов, а так же федерального и иного законодательства в установленных законом случаях.

Представительства федеральных  органов предназначены для обеспечения  реализации федерального законодательства на соответствующей территории (но не относительно органов милиции субъектов федерации). Отсюда и различия в порядке, например, финансирования этих органов. Если федеральные органы финансируются за счет государственного бюджета, то местные – главным образом – за счет местного самоуправления21.

Криминальная милиция строится по вертикали, то есть подчиняется только вышестоящему органу Министерства внутренних дел, вплоть до МВД РФ.

Милиция общественной безопасности подчиняется так же и по горизонтали  местным органам власти и управления, что позволяет принимать во внимание местные условия, особенности в области борьбы с правонарушениями. В этом, помимо прочего, заложена потенциальная возможность полной муниципализации милиции, то есть подчинения ее только местным органам власти и самоуправления22.

В систему органов милиции входит так же транспортная милиция (на железнодорожном, водном, воздушном транспорте). Компетенция ее строится применительно к соответствующим транспортным организациям и закрепляется за теми территориями, например, полос и отвода железной дороги, территория водного бассейна.

Каких-либо особенностей организации и функционирования эти органы не имеют.

Подробнее рассмотрим криминальную милицию.

Составной частью милиции  является криминальная милиция. Основными  ее задачами являются:

выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия;

организация и осуществление  розыска лиц, скрывающихся от органов  дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

 В состав криминальной  милиции входят: оперативно-розыскные,  научно-технические и иные подразделения,  необходимые для решения стоящих  перед ней задач и оказания  помощи милиции общественной безопасности (местной милиции).

Численность криминальной милиции устанавливается Правительством РФ.

Создание, реорганизация  и ликвидация подразделений криминальной милиции осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Начальники криминальной милиции по субъектам Российской Федерации являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации.

Начальники криминальной милиции по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

Криминальная милиция  финансируется за счет средств федерального бюджета.

В задачи криминальной милиции  входит предупреждение, пресечение, раскрытие  преступлений, то есть, органы криминальной милиции выполняют функции органов  дознания (ст.ст. 117, 118, 119 УПК). При этом они при наличии признаков  преступления возбуждают уголовное дело и производят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (перечень их дан в уголовном процессуальном законе).

Таким образом, криминальная милиция действует в тесном контакте с прокурорско-следственными органами, а после передачи дела следователю – только по его поручению (за исключением отдельных полномочий в тех случаях, когда лицо, совершившее преступление, установить не удалось).

Поскольку криминальная милиция нацелена, прежде всего, на борьбу с преступностью, то есть руководствуется федеральным законодательством, она независима от местных органов власти и управления, она строго подчиняется только по вертикали23.

Информация о работе Роль органов внутренних дел (милиции) в защите прав, свобод и интересов граждан