Государственные ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 19:18, реферат

Краткое описание

Финансовая наука утверждает, что современный фондовый рынок с его демократически организованными финансовыми институтами является величайшим достижением человеческой цивилизации.
Так, в настоящий момент, инвестиции в важнейшие сферы производства и экономики страны, обязательственные отношения между предпринимательскими структурами все чаще происходят с применением таких рыночных методов хозяйствования, как ценные бумаги. И в этом нет ничего удивительного. Ведь рынок ценных бумаг во всем мире является именно той финансовой сферой, где формируются источники экономической стабильности функционирования хозяйствующих субъектов, формируются благоприятные условия для получения организациями и индивидуальными предпринимателями необходимых им для инвестирования средств.

Содержание

Введение .................................................................................................................3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
ЦЕННЫЕ БУМАГИ В РФ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ....................................5
1.1. Эволюция государственных и муниципальных ценных бумаг в РФ ........5
1.2. Государственные и муниципальные ценные бумаги ................................10
1.3. Муниципальные ценные бумаги .................................................................17

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные ценные бумаги.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Механизм выпуска и обращения.

Известны случаи выпуска местных облигационных займов даже в практике СССР. Например, в марте 1929 года такой заем был выпущен московскими властями на нужды школьного, больничного и коммунального строительства.

В качестве эмитентов муниципальных облигаций могут выступать органы власти национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации:

- область - республика;

- район - округ;

- город.

Решение о муниципальном займе и форме его выпуска, обычно в виде муниципальных облигаций, принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение муниципального облигационного займа осуществляется через один или несколько уполномоченных на это коммерческих банков или же через другие коммерческие структуры. Выбор таких посредников для размещения муниципальных займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он в свою очередь заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, т.е. их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный заем. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

Также как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут выпускаться:

- именными и на предъявителя;

- на любые сроки (в том  числе сроком на один год);

- без ограничений или  с ограничениями по возможности  обращения;

- под залог имущества  или без совершения залога (залог при выпуске облигаций под доходы от конкретных объектов);

- купонными и бескупонными;

- в качестве как серийных (погашение суммы внутри срока  займа), так и срочных (с единым  сроком погашения: с фондом погашения  или без него);

- с фиксированным и колеблющимся процентом;

- отзывные и без права  отзыва эмитентом;

- с фондом погашения  и без такового;

- с правом обратной  продажи и без таковой;

- в качестве зеро-купонов;

- с застрахованными обязательствами  перед инвестором и без таковых;

- с субординацией "по старшинству" и "меньшинству" различных выпусков муниципальных облигаций.

Облигации местных органов власти не относятся к составу государственного внутреннего долга и, соответственно, на них не распространяются ограничения и правила, установленные для долговых обязательств правительства.

Рассмотрим классификацию облигаций местных органов власти.

Облигации под общее обязательство о погашении задолженности:

- облигации, выпускаемые  без обеспечения, под общее обязательство  погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги. Вместе с тем в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности. Обычно выпускаются для покупателя общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета.

Облигации под общее обязательство с ограниченным покрытием по налоговой способности:

- облигации, выпускаемые  без обеспечения, под общее обязательство  погасить долг и выплатить  проценты. Выполнение обязательств  покрывается не общей способностью властей к взысканию налогов, а конкретным налоговым источником - взиманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.

Облигации под целевые поступления, к ним относятся целевые облигационные займы на строительство конкретных объектов, доходы от которых будут идти на погашение займа:

- облигации, выполнение обязательств  по которым обеспечивается доходами  от конкретного проекта (на реализацию  направляются средства, аккумулированные  посредством облигационного займа). Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами).

Облигации могут выпускаться:

- на строительство, модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы  от которых будут направлены  на их погашение;

- на другие цели, но  под доходы от объектов, находящихся  в муниципальной собственности.

Обычно в условиях выпуска тщательно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию.

Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие кассовых дефицитов бюджета:

- с целью покрытия кассовых  разрывов местные власти выпускают  краткосрочные (3 - 12 месяцев) облигации  при следующих вариантах погашения:

а) за счет будущих налогов;

б) за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в облигации, при определении размеров налоговых платежей;

в) под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящих бюджетов;

г) под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности;

д) под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.

В целом на муниципальные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке.

Заключение

 

В качестве заключения необходимо отметить, что большое внимание на российском рынке государственных ценных бумаг следует уделять выбору параметров при выпуске новых инструментов. Немаловажное значение должна приобрести инвестиционная составляющая государственных ценных бумаг, то есть направление заимствованных денежных средств на инвестирование инфраструктуры.

Рынок государственных ценных бумаг во втором квартале 2006 года имел следующую динамику. Сумма внутреннего долга, оформленная в государственных ценных бумагах - государственных краткосрочных облигациях (ГКО) и государственных среднесрочных казначейских обязательствах (ГСКО) на 1 июля 2006 года уменьшилась почти на 1% по отношению к 1 января 2006 года. Оборот вторичных торгов за первое полугодие 2006 года увеличился значительно - на 50%.

За 1 полугодие 2006 года на рынке государственных краткосрочных облигаций был проведен 1 аукцион по размещению ГКО со сроком обращения 1 год. На вторичном рынке проведено 124 торга. Стоимость ГКО, находящихся в обращении на 1 июля 2006 года составила 32,34% от аналогичного показателя на 1 января 2006 года. Доля краткосрочного внутреннего долга в общем объеме государственного долга продолжает уменьшаться с одновременным увеличением доли среднесрочного. На 1 июля 2006 года это соотношение составило 10,4% и 89,6%, на 1 января 2006 года соответственно 32% и 68%. За все время функционирования рынка ГКО с 1996 года было эмитировано 293 выпуска с различными сроками обращения: 36 выпусков со сроком обращения 3 месяца, 105 выпусков со сроком обращения 6 месяцев, 73 выпуска со сроком обращения 9 месяцев и 79 выпусков облигаций со сроком обращения 12 месяцев. На 1 июля 2006 года в обращении находилось 5 выпусков ГКО. В течение первого полугодия 2006 года было погашено 8 выпусков ГКО.

Сумма внутреннего долга оформленная в ГСКО, на 1 июля 2006 года увеличилась более чем на 30% по отношению к 1 января 2006 года. Данный сегмент финансового рынка продолжает динамично развиваться, сейчас объем рынка ГСКО более чем в 8 раз превышает объем рынка ГКО. В течение первого полугодия 2006 года было проведено 15 аукционов по размещению ГСКО со сроком обращения 546 дней (18 месяцев). На рынке проведено 112 вторичных торгов, оборот вторичных торгов вырос в 1,5 раза.

За период с 2003 года было эмитировано 52 выпуска ГСКО . На 1 июля 2006 года в обращении находилось 32 выпуска, в течение первого полугодия 2006 года было погашено 12 выпусков ГСКО. Соотношение оборотов первичного и вторичного рынков на 1 июля текущего года составило 47% и 53%. Выручка от размещения ГСКО выросла за первый квартал на 30%.

В современной рыночной экономике централизованный выпуск государственных ценных бумаг воздействует на денежное обращение, является средством неэмиссионного покрытия дефицита бюджета, способом привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных задач. Индикатором развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность, определение которой имеет важное значение при принятии решения о покупке государственных ценных бумаг.

В связи со стремлением Правительства Российской Федерации использовать долговые обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений, рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс. В настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, что порождает ряд проблем, решение которых значительно повысит качество управления госдолгом.

В процессе развития рыночной экономики и повышения уровня хозяйствующих субъектов, а также увеличение количества государственных ценных бумаг и динамики их обращения, рынок государственных ценных бумаг и его функционирование будут до конца упорядоченным. При этом умелое использование государственных ценных бумаг в перспективе станет обоюдовыгодным: предприятия, страховые общества, внебюджетные фонды приобретут еще одну возможность для эффективного вложения средств; правительство же сможет дополнительно финансировать расходы бюджета.

 

Литература

 

Андреев В.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Сборник нормативных актов . 2004.

Васильев М. Срочный рынок в России: проблемы и перспективы // Рынок ценных бумаг. 2002, № 3. С. 46-50.

Игнатов И., Трифонова А. и др. Как успешно разместить ценные бумаги на бирже? Практическое руководство по изучению возможностей IPO в РТС. М., 2003.

Капитоненко В.В. Инвестиции и хеджирование. – М.: ПРИОР, 2001.

Козырь Ю.В. Применение теории опционов в практике оценки акций и активов //Рынок ценных бумаг, 2006, №11(146).

Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг. – СПб.: изд. Михайлова В.А., 2000.

Операции с ценными бумагами: Учебник / Под ред. Е.В. Семенова. – М.: Перспектива, 2002.

Паранич А., Маленко Е. Оценка пакета ценных бумаг, передаваемых в залог. М., 2002.

Миркин Я. 30 тезисов. Ключевые идеи развития фондового рынка. // Рынок ценных бумаг. 2000, №11.

Миркин Я.М. Акции // Деньги и кредит, 2004, №4.

Миркин Я.М. Развитие российских бирж в 90-е годы. // Вестник Финансовой Академии. 1998, №2(6).

Ликвидность рынка ГКО/ОФЗ РЦБ № 12 за 2003 год

Миркин Я.М. Рынок государственных ценных бумаг России: взаимодействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития,- М.: Альпина Паблишер, 2002.

Нужны ли маркет-мейкеры рынку ГКО-ОФЗ .РЦБ №16 за 2004 год

Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М., 2002.

Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.: Перспектива, 2006.

Ценные бумаги. Сборник нормативных документов с комментариями / Сост. П.С. Изюмин. - М.: Бизнес-Информ, 2005.

Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Шовинков С.Н. Нерешенные проблемы российского фондового рынка. // Финансы и кредит. 2004, №12.

 

Нормативная литература из ИПС Консультант ПЛЮС

 

"ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ  РАССМОТРЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ  БАНКОМ РОССИИ ДОГОВОРОВ О  ВЫПОЛНЕНИИ ФУНКЦИЙ ДИЛЕРА НА  РЫНКЕ ГКО - ОФЗ" 
(утв. ЦБ РФ 10.11.1998 N 59-П)

"ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДИЛЕРАМИ НА РЫНКЕ ГКО - ОФЗ" 
(утв. ЦБ РФ 05.01.1998 N 13-П)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 05.10.2004 N 89н 
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ С ВЛАДЕЛЬЦАМИ ГКО/ОФЗ СО СРОКАМИ ПОГАШЕНИЯ ДО 31 ДЕКАБРЯ 1999 Г., НЕ ОСУЩЕСТВИВШИМИ НОВАЦИЮ ПО ЭТИМ ОБЛИГАЦИЯМ, ДОГОВОРОВ ОБ ОТСТУПНОМ И ПОГАШЕНИЮ УКАЗАННЫХ ОБЛИГАЦИЙ" 
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ С ВЛАДЕЛЬЦАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРАТКОСРОЧНЫХ БЕСКУПОННЫХ ОБЛИГАЦИЙ И ОБЛИГАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАЙМОВ С ПОСТОЯННЫМ И ПЕРЕМЕННЫМ КУПОННЫМ ДОХОДОМ СО СРОКАМИ ПОГАШЕНИЯ ДО 31 ДЕКАБРЯ 1999 Г., НЕ ОСУЩЕСТВИВШИМИ НОВАЦИЮ ПО ЭТИМ ОБЛИГАЦИЯМ, ДОГОВОРОВ ОБ ОТСТУПНОМ И ПОГАШЕНИЮ УКАЗАН...

ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.09.2004 N 81н 
"О ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОГАШЕНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ГКО/ОФЗ СО СРОКАМИ ПОГАШЕНИЯ ДО 31 ДЕКАБРЯ 1999 Г." 
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.10.2004 N 6054)

ОФИЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ ЦБ РФ от 26.07.2002 
<О НОВОМ РЕГЛАМЕНТЕ ТОРГОВОЙ СЕССИИ НА РЫНКЕ ГКО-ОФЗ В ТОРГОВОЙ СИСТЕМЕ ММВБ>

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 05.02.1999 N 497-У 
(ред. от 08.10.1999) 
"О ПОРЯДКЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ЗАМЕНЫ ГКО / ОФЗ ПРИ НОВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, ПРОВОДИМОЙ В СООТВЕТСТВИИ С РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 ДЕКАБРЯ 1998 ГОДА N 1787-Р"

ЗАЯВЛЕНИЕ ЦБ РФ 
"О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПО РЕПАТРИАЦИИ СРЕДСТВ, ИНВЕСТИРОВАННЫХ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ НА РЫНКЕ ГКО-ОФЗ" 
(одобрено Советом директоров ЦБ РФ 26.11.1998)

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 17.08.1998 N 316/1-У 
"О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОПЕРАЦИЙ С ГКО - ОФЗ"

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 26.06.1998 N 269-У 
"О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИТОГАМ ОПЕРАЦИЙ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ГКО, ОФЗ, ОБЛИГАЦИЯМИ РАО ВСМ ЗА МАЙ - ИЮНЬ 1998 ГОДА"

Информация о работе Государственные ценные бумаги