Государственная регистрация коммерческих органиаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является обзор законодательства Российской Федерации вопросов государственной регистрации коммерческих организации в условиях развития и стабилизации рыночной экономики в России.
Для достижения данной цели, на основании изученного материала и судебной практики необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие коммерческих организаций и их виды,
изучить основные модели государственной регистрации организаций, существующие в отечественной и зарубежной правовых системах, раскрыть процедуру и этапы государственной регистрации коммерческой организации,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………………...9
1.1 История становления и способы государственной регистрации организаций: отечественный и зарубежный опыт………………………………...........................9
1.2 Экономическая ответственность – как важнейший признак коммерческой организации…………………………………………………………………………16
1.3 Создание коммерческих организаций: понятие и принципы……………………………………………………………………………24
2. ЭТАПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………..…………33
2.1 Понятие и значение государственной регистрации для субъектов коммерческой деятельности. Принцип «одного окна»…………………………..33
2.2 Выбор организационно-правой формы коммерческой организации и ее учредительные документы, с учетом сегодняшних изменений законодательства о государственной регистрации коммерческих организаций…………………………………………………………………………39
2.3 Внесение данных коммерческой организации в единый государственный реестр юридических лиц…………………………………………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ….……………………………...60

Вложенные файлы: 1 файл

Гос.регистрация комм.организаций.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Введены новеллы, усиливающие ответственность участников общества за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств. Прежде всего ответственность (солидарная) учредителей общества по обязательствам, связанным с учреждением ООО, возникшим до его государственной регистрации. Общество может возложить на себя ответственность по обязательствам учредителей, если есть последующее одобрение их действий общим собранием ООО. До принятия закона эти вопросы решались в учредительных договорах по усмотрению учредителей.

Ответственность в акционерном обществе имеет  свои особенности. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут  риск, связанный с их деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Все требования кредиторов к обществу удовлетворяются за счет имущества последнего, и только в двух случаях по обязательствам общества акционеры привлекаются к ответственности: акционеры, не полностью оплатившие акции, отвечают солидарно с обществом в пределах неоплаченной части стоимости их акций; при наступлении несостоятельности (банкротства) общества по вине акционеров, занимающих руководящие должности, имеющих право и возможность влиять на принятие решений общества, имеющие контрольный пакет акций, последние субсидиарно отвечают с обществом.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия  оказались в правовом вакууме, который  заполнен широкими властными полномочиями органов собственника.30

Также автор настоящей квалификационной работы хотел бы кратко охарактеризовать и иные признаки коммерческих организаций для более глубокого их изучения.

Имущество коммерческой организации включает вклады ее участников, а также произведенные и приобретенные  в процессе деятельности денежные и материальные ценности, которые, как правило, принадлежат организации на праве собственности. Основу имущественной обособленности этих организаций составляет уставный капитал (складочный капитал, паевой фонд и т.д.), определяющий минимальный размер ее средств и являющийся стартовым капиталом развития. Им гарантируются возможные требования кредиторов, определяются размеры долей участников.

Коммерческие предприятия могут  заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом. Однако на практике существуют определенные ограничения, обусловленные тем, что целый ряд видов работ, услуг и типов производств требует специальных навыков, квалификации и условий. Несоблюдение их может привести к неоправданным потерям материального, морального и социального характера, как для отдельных граждан, так и для общества в целом. Поэтому на некоторые виды деятельности, например на ведение строительных работ, на изготовление и продажу пищевых продуктов, на валютные операции, на образовательную деятельность и т.п., требуется получить специальную лицензию.

Отметим, что  при выборе организационно-правовой формы надо помнить, что хозяйственные  товарищества и хозяйственные общества, имея много общего, вместе с тем  обладают существенными различиями, которые состоят в следующем. Во-первых, хозяйственные товарищества представляют собой, прежде всего объединение лиц (участники должны непосредственно участвовать в деятельности товарищества), тогда как хозяйственные общества - это объединение капиталов (достаточно внести вклад в уставный капитал). Во-вторых, учредителями товарищества могут быть только юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, в то время как создать хозяйственное общество может любое лицо. В-третьих, учредители товарищества солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам организации (т.е. при недостаточности имущества должника-товарищества оставшаяся часть долга покрывается за счет имущества учредителя), участники же хозяйственного общества несут риск убытков лишь в рамках вклада, внесенного в уставный капитал (за исключением общества с дополнительной ответственностью).

Есть и внутренние различия. Так, в товариществе на вере (коммандитном товариществе) в отличие  от полного товарищества наряду с  полными товарищами существуют рядовые вкладчики - физические или юридические лица, которые несут риск убытков, связанных с предпринимательской деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов, но участия в этой деятельности они не принимают.

В акционерном обществе уставный капитал разделен на акции, а в обществе с ограниченной ответственностью - на доли, и в этом их основное отличие. Оно имеет существенное значение при принятии решения общим собранием участников (акционеров): в акционерном обществе голосование происходит по принципу «одна акция - один голос» (чем больше акций, тем больше «голосов»), в обществе с ограниченной ответственностью – «одна доля - один голос».

Производственный  кооператив представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и на объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность.

Что касается унитарного предприятия, то в соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 113 ГК РФ и пункта 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» 31 его учредителем может выступать только Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, а потому порядок создания юридического лица в этой организационно-правовой форме рассматриваться не будет.

Предприниматель посредством органов управления участвует в принятии таких решений, как утверждение устава, ликвидация и реорганизация хозяйственных обществ и товариществ, назначение исполнительных органов, утверждение годовых отчетов и балансов, заключение крупных сделок и, что очень важно, распределение прибыли.

Следует отметить, что участие в управлении коммерческой организацией осуществляется либо непосредственно участником организации, например, решая вопросы реорганизации и ликвидации общества на общем собрании, либо посредством выборных и назначаемых органов, таких как Совет директоров (наблюдательный совет), единоличные и коллегиальные исполнительные органы (Правление, Дирекция, Генеральный директор, директор).

Нельзя согласиться  с И.С. Шиткиной, полагающей, что управление акционерным обществом осуществляется его органами, а не просто акционерами. Тогда решения исходят исключительно от органов управления акционерного общества, а не от конкретных лиц, и соответственно акционеры могут осуществлять свои права на участие в управлении компанией только в рамках тех органов, куда они непосредственно входят.32

Действующим законодательством  предусматривается кворум участников общего собрания при принятии решений. Поэтому отрицание непосредственного  участия в управлении коммерческой организацией конкретных участников не имеет под собой правовой основы.

Обязательность фирменного наименования для коммерческой организации установлена пунктом 4 статьи 54 ГК РФ. Фирменное наименование («фирма») - это определенное имя либо название, под которым выступает предприниматель (как индивидуальный, так и коллективный) в своей производственной или торговой деятельности. Оно служит для идентификации предпринимателя, индивидуализации его деятельности в хозяйственном обороте, играет важную роль в конкурентной борьбе и как элемент промышленной собственности имеет определенную экономическую ценность - тем большую, чем выше репутация предпринимателя на рынке. Поэтому особый интерес представляет вопрос защиты права на «фирму».

Немало споров и проблем связано с наличием юридических лиц, зарегистрированных не просто со схожим, а с идентичным наименованием. В связи с этим заслуживает внимания порядок регулирования использования фирменного наименования, действовавший на территории города Москвы до вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с пунктом 5.5 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве»33 уполномоченным регистрирующим органом осуществлялся контроль, целью которого было не допустить дублирование фирменного наименования юридических лиц в границах города. При этом под «дублированием фирменных наименований юридических лиц» понималось полное совпадение слов, их порядка в наименовании с учетом знаков препинания. Дублирование чужого фирменного наименования служило причиной отказа в государственной регистрации юридического лица. При проведении проверки на неповторяемость наименований лицу, подавшему запрос, выдавалась выписка из Московского регистрационного реестра, которая подтверждала, что на момент проверки конкретное наименование не совпадало с наименованием юридических лиц, содержащихся в данном реестре. Это наименование «резервировалось» на два месяца. Если же в реестре уже были сведения об организации с идентичным наименованием, выдавалась выписка о наличии в реестре аналогичного наименования, и в таком случае регистрирующий орган отказывал организации в регистрации.

Между тем выход  из создавшейся ситуации есть. Целесообразно  было бы наряду с законодательным  закреплением обязанности регистрирующего органа осуществлять предварительную проверку наименования создаваемого юридического лица, в ходе экспертизы документов обязать учредителей самим предварительно проверить выбранное наименование на предмет его неповторяемости и после внесения сведений о создаваемом юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) зарегистрировать товарный знак, включающий это фирменное наименование.

Таким образом, сравнение признаков разных коммерческих организаций позволяет увидеть как очевидный прогресс в регулировании их статуса, так и пробелы и противоречия.

 

1.3 Создание  коммерческих организаций: понятие и принципы

 

Анализ действующих  нормативных правовых актов позволяет  сделать вывод, что в российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «создание коммерческой организации». Между тем беспробельность правовой регламентации процедуры создания коммерческих организаций во многом зависит от верного понимания сущности рассматриваемого явления, его понятия и особенностей.

Проанализируем  употребление термина «создание юридического лица» в научных публикациях. По мнению И.В. Ершовой, «под созданием коммерческих организаций понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта предпринимательского права».34

По мнению С.В. Борисовой, «процесс создания субъектов предпринимательской деятельности представляет собой выполнение будущими предпринимателями, реализующими свое конституционное право, ряда юридически значимых действий, характеризующихся единой организационной основой и осуществляемых в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством. Он выполняет функцию правового механизма "перевода" граждан в участников предпринимательских отношений, включающего в себя ряд элементов: правосубъектность предпринимательских образований, их правовой статус, средства государственной легитимации и др.».35

По мнению В.А. Горлова, «создание юридического лица - это совокупность взаимосвязанных и последовательно осуществляемых учредителями юридических действий, закрепленная в законе и отраженная в учредительном договоре».36

Ряд исследователей определяет создание юридического лица через стадии его создания.37 Сформулируем признаки создания коммерческой организации.

1. Создание коммерческой  организации всегда представляет  собой деятельность. В основе  создания любого юридического  лица лежат правомерные действия - соглашения учредителей, акты  регистрирующего органа.

2. Содержанием деятельности по созданию коммерческой организации являются учреждение коммерческой организации и ее государственная регистрация.

3. Направленность  на конечный результат - придание  лицу статуса субъекта предпринимательской  деятельности.

4. Субъектами правоотношений по созданию коммерческой организации являются:

- учредители: граждане, юридические лица, государственные и муниципальные органы;

- государство  в лице регистрирующих органов.

Таким образом, создание коммерческой организации - это  деятельность граждан и (или) юридических лиц, государственных и муниципальных органов по учреждению и государственной регистрации коммерческой организации, направленная на придание лицу статуса субъекта предпринимательской деятельности.

Институт создания коммерческих организаций строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение.

Принцип законности. Применительно к созданию коммерческих организаций принцип законности означает, что:

во-первых, учредительные документы коммерческой организации должны соответствовать требованиям законодательства,

во-вторых, учредители обязаны соблюсти установленный  законодательством порядок учреждения коммерческой организации (включая  вопросы оплаты уставного капитала и согласования с уполномоченными органами власти).

Относительно  принципа законности необходимо отметить, что действующее законодательство освобождает регистрирующий орган от необходимости проверять факты соответствия учредительных документов требованиям законодательства и соблюдения учредителями установленного порядка регистрации. В соответствии с этой позицией законодателя статья 51 ГК РФ в новой редакции от 21 марта 2002 года38 уже не указывает, как раньше, на то, что нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Принцип законности, лежавший в основе указанной нормы Гражданского кодекса РФ, предполагал экспертизу учредительных документов и проверку порядка создания коммерческой организации со стороны регистрирующего органа. Законность означала контроль со стороны регистрирующего органа при создании коммерческой организации. Таким образом, коммерческая организация считалась созданной законно, а ее учредительные документы - соответствующими законодательству, только если это было подтверждено регистрирующим органом, который выполнял функцию гаранта законности.39 Сейчас эта функция снята с регистрирующего органа. Закон о государственной регистрации юридических лиц не исключает принципа законности, а лишь возлагает обязанность по его соблюдению на ее учредителей, а не на регистрирующий орган.

Информация о работе Государственная регистрация коммерческих органиаций