Анализ источников гражданского права: тенденции развития и применение в гражданском праве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Термин «источник права» пришел в современное правоведение из римского права. В теоретической литературе отмечается его многозначность. В данном случае речь идет о форме выражения правовых норм, имеющей общеобязательный характер. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение. Ведь только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) значения.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 3
2. СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 8
3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ 13
5. ОБЫЧАИ ИМУЩЕСТВЕННОГО ОБОРОТА 15
6. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 18
7. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ 23
8. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ 25
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 25
9. ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ НОРМАТИВНОГО АКТА В СИЛУ 26
10.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик 1.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

      При этом обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат обязательным (императивным) или восполнительным (диспозитивным) положениям законодательства либо условиям договора (п. 2 ст. 5, п. 5 ст. 421 ГК). В своей юридической силе они, таким образом, уступают как норме права, так и заведенному порядку (практике взаимоотношений сторон). Как отмечал Г. Ф. Шершеневич,10 обычное право «имеет такую же силу, как и закон — "повальный обычай, что царский указ". Только действие обычного права начинается там, где молчит закон. ...Обычное право не выдерживает при сопоставлении с нормами законодательными, как имеющими повелительный характер, так равно и с теми, которые имеют только восполнительное значение. Сила заведенного порядка иная — он только восполняет волю контрагентов .. Поэтому заведенный порядок, как и договор, несомненно, устраняет применение восполнительного закона, который и рассчитан на его отсутствие». Торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, свидетельствует Торгово-промышленная палата РФ.

      6. Современная система  нормативных актов  гражданского права

 

      Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).

      Прежде всего, необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действие части первой нового Гражданского кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют силу лишь в части, не противоречащей ему.

      Вместе  с тем следует учитывать, что  нормы гражданского права могут  содержаться и в актах некоторых  других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

      По  своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

      - обладающие высшей юридической  силой федеральные законы —  нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;

      - носящие подзаконный характер  указы Президента РФ и постановления  федерального Правительства;

      - нормативные правовые акты иных  федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

      Составляющие  первую группу актов законы возглавляются  Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК РФ). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать). Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК РФ). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

      Данная  терминология, последовательно проведенная в нормах ГК, несколько отличается от традиционно используемой в теории. Она, однако, избрана не случайно. С ее помощью не только подчеркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации или установления иного решения «законодательством» (либо «законом»), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполнительной власти. Если же Кодекс предусматривает возможность установления отличных от его правил предписаний «иными правовыми актами» (ср., например, ст. 136 ГК), то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.

      При отсутствии же таких указаний нормы  Кодекса или иного федерального гражданско-правового закона вообще не подлежат конкретизации и тем более изменениям, ибо законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпывающей. Ведь согласно п. 4 ст. 3 ГК даже постановления федерального Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или президентских указов, т. е. основываться на актах более высокого уровня. Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК).

      Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа (ст. 12 ГК), т. е. акта исполнительной власти.

      Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.

      Новый Гражданский кодекс принимался частями. Первая часть Кодекса была принята  Государственной Думой 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г. (за исключением гл. 4 «Юридические лица», вступившей в силу со дня официального опубликования части первой ГК РФ — 8 декабря 1994 г., а также гл. 17, посвященной вещным правам на земельные участки, правила которой вступили в силу одновременно с введением в действие нового Земельного кодекса РФ). В своих трех разделах она охватывает общие положения (Общую часть) гражданского права, правила о вещных правах и Общую часть обязательственного права. Вторая часть Кодекса принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г. 2 Она включает один, самый большой по объему раздел, посвященный отдельным видам обязательств (договорных и внедоговорных). Третья, завершающая часть Кодекса, содержит три раздела, посвященные соответственно наследственному праву, исключительным правам и международному частному праву. Третья часть ГК принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г.

      Гражданский кодекс РФ является третьим по счету  в российской истории. Первый Гражданский кодекс был принят в 1922 г. в период нэпа и знаменовал собой окончательное признание новой властью имущественного (товарно-денежного) оборота. Он учитывал многие положения дореволюционного проекта Гражданского уложения, хотя, разумеется, прежде всего закреплял экономические основы нового строя. В 1961- 1964 гг. была осуществлена вторая кодификация гражданского законодательства. Она выразилась в принятии общесоюзных Основ гражданского законодательства 1961 г. и в разработанных на их базе (а потому в значительной мере дублировавших друг друга) республиканских гражданских кодексах (ГК РСФСР был принят одним из последних, в 1964 г.). Эта кодификация в полной мере отражала характер огосударствленной, плановой экономики и другие особенности тогдашнего общественного строя.

      Переход к рыночной организации экономики потребовал и реформирования ее законодательного оформления. Первым актом нового, «рыночного» законодательства, в едином комплексе охватившим весь предмет гражданско-правового регулирования (и, по сути, предназначенным играть роль кодекса), стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. В связи с распадом Союза ССР они не вступили в действие и были специально ратифицированы Российской Федерацией лишь в 1993 г. (в части, не противоречащей новым российским законам).

      Основную же роль в реформировании имущественных отношений в России должны были сыграть ее собственные законы и президентские указы. Нередко они содержали взаимные (и даже внутренние) противоречия и, как правило, отличались низким уровнем юридической проработки. Созданный ими беспорядок в организации имущественного оборота сделал особенно насущной задачу новой гражданско-правовой кодификации, которая и решается принятием Гражданского кодекса.11 И с этой точки зрения основополагающее место ГК в системе источников гражданского права приобретает принципиальное значение.

      7. Проблемы применения  иных федеральных  законов

 

      Предмет гражданского права составляют столь  многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс.

      Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. Новый ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Часть из этих законов, главным образом о статусе отдельных юридических лиц, уже принята, а часть находится в стадии разработки и обсуждения законодателем. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.

      Кодекс  существенно повысил роль законов  в регулировании имущественных отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым, во-первых, исключено, по крайней мере, на будущее время, регулирование соответствующих отношений подзаконными актами; во-вторых, сфера прямой законодательной регламентации теперь существенно расширена; в-третьих, предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу, к принятию которых обязан сам законодатель.

      По  мере реализации этих положений гражданское  законодательство приобретает все более отчетливые черты единой кодифицированной системы.

      К сожалению, отечественный законодатель не всегда последовательно учитывает  и реализует собственные намерения. Кроме того, нормы и даже институты гражданского права, как уже отмечалось, часто формулируются им в комплексных законах, нередко не вполне соответствующих общим положениям гражданского права (например, в законах о ценных бумагах, банковской деятельности и т. д.). Для устранения негативных последствий такой ситуации, ведущей к появлению противоречий в законодательстве, должны использоваться правила п. 2 ст. 3 ГК.

      Входящие  в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.

      Наибольшей  юридической силой среди подзаконных  нормативных актов обладают президентские  указы. В сфере, прямо не урегулированной  нормами закона, правила указов у  нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон (разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему).

      Многие  указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.

      Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать  ГК, другим федеральным законам и  президентским указам, но и могут  теперь приниматься лишь «на основании  и во исполнение» перечисленных  актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.

      В сфере хозяйственной деятельности федеральное правительство принимает большое количество нормативных актов, главным образом комплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Ряд правительственных постановлений принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу.

Информация о работе Анализ источников гражданского права: тенденции развития и применение в гражданском праве РФ