Административно правовой статус гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Административно-правовой статус гражданина — это сложная юридическая система прав и обязанностей гражданина, закрепленных нормами административного права, а так­же гарантии реализации прав и обязанностей (охрана зако­нами, подзаконными нормативными актами и механизм за­щиты органами государства и местного самоуправления).Но прежде чем рассматривать это надо дать понятие а кто же такой гражданин.
Цель контрольной работы: Изучить административно правовой статус гражданина.

Содержание

Введение …………………………………………………3
1. Понятие и признаки гражданина РФ…..4-6
2. Понятие, виды и принципы административно – правового статуса ….7-10
3.Административно правовой статус гражданина……11-15
4.Юридические гарантии административно- правового статуса гражданина…..16-19
Заключение……20-21
Список используемой литературы….22

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.по ад.пр..docx

— 34.91 Кб (Скачать файл)

Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью.

     Под административной правоспособностью  гражданина понимается признаваемая  за ним законом возможность  быть субъектом административного  права, иметь права и обязанности  административно-правового характера. Она возникает с момента рождения  гражданина и прекращается с  его смертью. Административная правоспособность  граждан не может быть отчуждаема  и передаваема. Её объём изменяется  лишь законом. Для отдельных граждан  эта правоспособность может быть  временно ограниченна в случаях  и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением  уголовного или административного  правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения.

Одним из прав граждан, находящихся в административной правовой сфере, является право на хранение и ношение определённых видов оружия. Оно реализуется Федеральным Законом от 13.12.96 "Об оружии" и контролируется органами внутренних дел. Так, для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации.

Административная дееспособность гражданина - признаваемая за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами.

Третья часть  административно-правового статуса - социальный статус. Статья 19 Конституции РФ закрепляет 3 фундаментальных положения, которые должны учитываться при оценке содержания социального статуса гражданина. Так, в соответствии:

- с ч. 1 ст. 19 все равны перед законом и судом;

- с ч. 2 ст. 19 государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

- с ч. 3 ст. 19 мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Сейчас очень много идей и пропаганд на тему равноправного общества. Я думаю это невозможно, хотя бы в силу того что общество разделено на мужчин и женщин, на богатых и бедных, на начальников и подчиненных, такие высказывания на мой взгляд выглядят очень утопично. Но продолжим нашу тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Юридические гарантии административно- правового статуса граждан

Гарантии административно-правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Экономические гарантии – состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:

- уровнем экономического  развития общества;

- признанием и защитой  равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм  собственности;

- запретами принудительного  внесудебного отторжения собственности;

- обеспечением условий  для свободного перемещения товаров, услуг;

- поддержкой государством  добросовестной конкуренции и  ограничением монополизации и  др.

Политические гарантии – состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся:

- уровнем политической  стабильности в обществе;

- эффективностью деятельности  органов государственной власти;

- созданием условий для  реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной  власти и местного самоуправления;

- социализацией государственной  власти, ее ориентированием на  создание достойных условий жизни  граждан;

- наличием многопартийности;

- наличием общественных  объединений, в том числе профессиональных  союзов и религиозных объединений;

- поддержанием (стимулированием) политической активности граждан  и др.

Идеологические (культурно- нравственные) гарантии – определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются:

- уровнем общественного, в том числе правового, сознания  граждан, их убежденности следовать  действующим социальным нормам;

- состоянием социальных  норм в обществе, их качеством;

- уровнем общественного  порядка и др.

Специальные юридические гарантии – закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.

Виды специальных юридических гарантий:

- нормативно-правовое закрепление  прав, свобод и обязанностей граждан  в сфере - государственного управления;

- ответственность органов  государственного управления, местного  самоуправления и их должностных  лиц за нарушение прав и  свобод граждан;

- наличие юридических  процедур;

- право граждан на обжалование  незаконных действий (решений) органов  управления и их должностных  лиц;

- право на возмещение  ущерба, причиненного незаконными  действиями государственных органов, органов местного самоуправления  и их должностными лицами;

- контрольно-надзорная деятельность  органов и должностных лип  государственных органов и местного  самоуправления;

- прокурорский надзор;

- обращения граждан.

Существуют следующие виды обращений граждан.

Предложение - обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их устранения.

Заявление - обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод или законного интереса либо информирующее о факте нарушения законности (совершения правонарушения).

Жалоба - обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.

Ходатайство - письменное обращение гражданина в орган государственной власти, местного самоуправления, учреждения и предприятия о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Гражданин  как субъект административного  права – это участник общественных  отношений, выступающий в качестве  носителя содержащихся в нормативных  актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации  своих жизненных потребностей, а  также для участия в управлении  делами общества и государства.

      За прошедшее  время законодательство Российской  Федерации существенно обновилось  и стало занимать ведущее положение  в регулировании общественных  отношений. Так как предметом  регулирования административного  права является совокупность  тех отношений, которые складываются  в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект  административного права, в настоящей  ситуации особенно важно соблюдение  конституционного принципа независимости  прав и свобод человека от  произвола государства. Обладание  правами и свободами, на которые  не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным  субъектом, способным самоутвердиться  в качестве достойного члена  общества. Вместе с тем отношения  личности и государства не  исчерпываются обязанностью государства  не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую  политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав  и обязанностей. Лица, постоянно  проживающие на территории конкретного  государства, жизненно заинтересованы  в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на  основе права и демократии, может  наиболее эффективно обеспечить  права и свободы граждан. 
        Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту. 
      Однако, не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

        Знать свои права и обязанности необходимо каждому из нас в первую очередь для нас самих. Владея этими знаниями, мы сможем защитить свои права и не нарушать обязанности, что бы не нести потом за это серьезную ответственность.  Живя в обществе, мы ответственны и перед ним и перед государством и перед самими собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

Конституция Российской федерации 2012г.

 

 Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 640 стр.

Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю.Административное право для вузов . Юстицинформ, 2007. - 183 стр.

Макарейко Н. Административное право. Конспект лекций.   В. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009. - 189 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Административное право для вузов ( Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю)

2 Макарейко Н.В. Административное право

3 Макарейко Н.В. Административное право

 

 


Информация о работе Административно правовой статус гражданина