Административное взыскание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 09:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении понятия, видов и порядка наложения административного взыскания. В связи с тем, что действующий в настоящее время Кодекс об административных правонарушениях РФ заменил понятие «административное взыскание» на «административное наказание» в работе будет исследовано понятие «административное наказание».

Вложенные файлы: 1 файл

конст.право контрольная.docx

— 39.02 Кб (Скачать файл)

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения. Содержание этого вида административного наказания состоит  в:

а) принудительном изъятии орудия или предмета административного правонарушения у правонарушителя;

б) последующей его реализации;

в) передаче вырученной суммы  бывшему собственнику за вычетом  расходов по реализации изъятого предмета.

 

Возмездное изъятие как  вид административного наказания  распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного  правонарушения. Данное наказание является мерой административной ответственности  имущественного характера и может  применяться лишь в отношении  собственника названных предметов.

Изъятие предметов, не принадлежащих  правонарушителю, не является административным наказанием. Так, предметы незаконной охоты (например, панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например, осетр, лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя.

Возмездное изъятие предмета может применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Так, в виде дополнительного наказания оно предусмотрено ст. 20.8 КоАП за нарушение правил хранения, ношения и (или) уничтожения оружия и патронов к нему, принадлежащих гражданам, имеющим разрешение органов внутренних дел на хранение оружия.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения. Эта мера административного  наказания состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых  из оборота вещей в федеральную  собственность или в собственность  субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся  в личной собственности правонарушителя.

Кодекс устанавливает  конфискацию лишь тех предметов, которые являются орудиями, средствами или непосредственными предметами административных правонарушений. Так, могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограниченна; радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства, средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой этой информации.

От конфискации как  вида административного наказания  за совершенное административное правонарушение, приводящего к лишению собственника права на определенное имущество, отличается изъятие (арест) материальных объектов собственности из незаконного владения виновного лица как мера пресечения или процессуальная мера обеспечения  производства по делам об административных правонарушениях, применяемая в том числе для обеспечения возможной последующей конфискации. Такое изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами исполнительной власти, в определенной степени ограничивает право собственника пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к государству. Поэтому оно производится без судебного решения, что не препятствует обжалованию такого изъятия (ареста) в суде.

До судебного решения  должностные лица органов исполнительной власти, реализующие установленные  законом полномочия, вправе изымать  у нарушителя вещи, документы, налагать арест на имущество, задерживать  транспортные средства и т.д. именно потому, что все эти меры, не являясь  санкцией за совершенное правонарушение, не влекут лишения имущества (автомашины, моторной лодки, охотничьего ружья  и т.д.).

Лишение специального права, ранее предоставленного данному  гражданину, применяется за грубое или систематическое нарушение  порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение специального права  применяется чаще всего в отношении  водителей транспортных средств. Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права  на управление транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматривается Кодексом об административных правонарушениях за грубые нарушения Правил дорожного движения, например управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, отказ от прохождения медицинского освидетельствования, нарушение правил движения через железнодорожные пути, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, управление судном судоводителем в состоянии опьянения. Лишение права охоты применяется за нарушение правил охоты.

Кодекс относит применение рассматриваемого административного  наказания к компетенции различных  органов. Лишение права на управление автотранспортом и городским  электротранспортом применяют судьи; права на управление тракторами, комбайнами и другими самоходными сельскохозяйственными  машинами - органы госсельтехнадзора, на управление маломерными судами - органы государственной инспекции по маломерным судам МЧС. В ст. 23.1 КоАП установлено, что лишение специального права назначается судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье.

Административный арест, т.е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается  на срок до 15 суток, а за нарушение  требований режима чрезвычайного положения  или режима в зоне проведения контртеррористической  операции - до 30 суток. Административный арест назначается только судьей.

Административный арест  устанавливается и назначается  лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей  в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест  является суровым административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие по своей общественной опасности  с преступлениями, либо за злостное совершение административных правонарушений. Арест заключается в лишении  виновного свободы на период, установленный  постановлением по делу о совершенном  правонарушении. Условия отбывания  этого наказания весьма строгие. Лица, подвергнутые административному  аресту, содержатся в специальных  приемниках или изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

Административный арест  предусмотрен, в частности, за следующие  административные правонарушения: потребление  наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; мелкое хулиганство; оставление водителем  в нарушение Правил дорожного  движения места дорожно-транспортного  происшествия, участником которого он является; неповиновение законному  распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего  либо сотрудника уголовно-исполнительной системы; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; неисполнение законного распоряжения судьи о  прекращении действий, нарушающих установленные  в суде правила, и др.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации.

 

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения ими административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами пограничной службы.

 

Таким образом, административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от депортации (отправки, передачи) иностранных граждан и лиц без гражданства как меру административного пресечения.

 

Дисквалификация как мера административного наказания заключается  в лишении физического лица права  занимать руководящие должности  в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет  директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а  также осуществлять управление юридическим  лицом в иных случаях, предусмотренных  законодательством РФ.

Дисквалификация может применяться  к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные  функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также  к лицам, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным  управляющим. Дисквалификация устанавливается  на срок от шести месяцев до трех лет.

Статьями Особенной части  Кодекса об административных правонарушениях  дисквалификация предусмотрена  за нарушение законодательства о  труде и об охране труда, за фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, ненадлежащее управление юридическим лицом и др. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

 

 

          3. Порядок назначение административного наказания

 

 

Глава 4 КоАП посвящена основным правилам назначения административных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного  наказания и сроков давности привлечения  к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Общие правила назначения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности  с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Принцип равенства перед  законом означает, что лица, совершившие  административные правонарушения, равны  перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные  функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых  установлена его вина. Лицо, в  отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном  Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Законность применительно  к назначению административных наказаний  заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий  дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено  законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции  конкретной правовой нормы, предусматривающей  ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания  обеспечивается рядом правовых гарантий:

а) в Кодексе об административных правонарушениях закреплена система  административных наказаний, за пределы  которой не может выйти ни один правоприменитель;

 

б) в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и  размеры наказаний;

в) за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний только одно основное административное наказание;

г) назначение административного  наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным  положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание;

д) законом установлено  правило, согласно которому за одно и  то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и  дополнительное наказания, установленные  за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер  административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены  нормативными актами.

При применении мер административного  принуждения не допускаются решения  и действия (бездействие), унижающие  человеческое достоинство.

Индивидуализация административного  наказания выражается в том, что  при его назначении учитывается  характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное  положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При назначении административного  наказания юридическому лицу учитываются  характер совершенного им административного  правонарушения, имущественное и  финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Индивидуализация наказания  предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств  дела и личности виновного. Орган (должностное  лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Информация о работе Административное взыскание