Порядок обжалования административных взысканий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:43, реферат

Краткое описание

Единственным основанием административной ответственности, является наличие состава административного правонарушения, как в нормативном, так и в фактических аспектах. Понятие административного правонарушения впервые появилось в 1980 г. в ст. 7 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях»

Содержание

1. Понятие административного правонарушения,
виды административного правонарушения……………………………………………………2

2. Порядок применения и обжалования административных взысканий……………………5

Вложенные файлы: 1 файл

Основы права (рефераты).doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ»

БЕЛОРУССКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО  УНИВЕРСИТЕТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Основы права» 

на тему: Порядок обжалования административных взысканий 
 
 
 
 
 

Исполнитель: слушатель группы Пв1-11УП

Кукреш  Татьяна валерьевна

                                    ___________________

                                               (подпись) 

Руководитель: преподаватель Попов А.А.

___________________

(подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2012

СОДЕРЖАНИЕ: 

  1. Понятие административного  правонарушения,

    виды  административного правонарушения……………………………………………………2  

  1. Порядок применения и обжалования административных взысканий……………………5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие административного правонарушения, виды административного правонарушения. 

     Единственным  основанием административной ответственности, является наличие состава административного  правонарушения, как в нормативном, так и в фактических аспектах. Понятие административного правонарушения впервые появилось в 1980 г. в ст. 7 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях». В Республике Беларусь данное понятие закреплено в Кодексе Республики Беларусь об Административных Правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-3 (далее КоАП). Согласно ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

     Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются:  

     а) противоправность;

     б) виновность;

     в) наказуемость деяния. 

     Исходным  в характеристике указанных признаков  является понятие деяние. Это акт  волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение правил дорожного движения).

     Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности  (например, невыполнение правил пожарной безопасности). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

     Противоправность  заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административной могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога – нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.

     Виновность  деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

     Административное  правонарушение – это общественно  опасное деяние. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Любой административный проступок, посягающий на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред. При чём нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение), так и создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических правил). Степень общественной опасности является единственным критерием, отграничивающим административное правонарушение от преступления, которая различна у этих видов правонарушений.

     Административное  правонарушение – это деяние наказуемое. Конкретное действие либо бездействие  может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

     Для признания административного правонарушения не нужно исследовать стадии приготовления  и покушения, то есть в некоторых  случаях законодатель устанавливает наличие административного проступка на более ранней стадии, чем оконченное деяние. 

     Субъектами  административного правонарушения признаются:  

     а) физические лица;

     б) юридические лица. 

     Виды  административных взысканий 

     Административная  ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

     Административная  ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная. Так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки. В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать и обновлять законодательство об административной ответственности.

     Ст. 6.1 КоАП определяет, что административное взыскание применяется в целях  воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а  также предупреждения совершения новых  правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. 

     Согласно  ст. 6.2 КоАП к видам административных взысканий относятся: 

     1) предупреждение;

     2) штраф;

     3) исправительные работы;

     4) административный арест;

     5) лишение специального права;

     6) лишение права заниматься определенной  деятельностью;

     7) конфискация;

     8) депортация;

     9) взыскание стоимости предмета  административного правонарушения. 

     Система мер административного взыскания  включает в себя различные по своему характеру и тяжести санкции. Это позволяет при назначении наказания учесть личность правонарушителя, его имущественное положение, степень общественной опасности совершенного проступка, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Административные взыскания налагаются путем издания специальных индивидуальных актов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Порядок применения и обжалования  административных взысканий
 

     Важнейшим началом назначения административного  взыскания является законность, гуманизм и индивидуализация наказания.

     Административное взыскание налагается в пределах, установленных актом,   предусматривающим   административную   ответственность   за совершенное административное правонарушение. 

     Соблюдение  законности означает, что взыскание  налагается: 

     1) в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях;

     2) в пределах установленных конкретной  нормой, предусматривающей ответственность  за данное правонарушение;

     3) важно, чтобы данное дело рассматривал  тот орган, который имеет на  это право и при этом, не  превысил бы своих полномочий. 

     Гуманизм  при назначении наказания заключается  в том, что при его назначении учитывается, не отменен ли акт, устанавливающий  ответственность за данное правонарушение, достиг ли правонарушитель 16 лет, не является ли правонарушитель лицом, пользующимся дипломатическим иммунитетом от административной юрисдикции и т.д.

     Принцип индивидуализации наказания выражается в том, что учитывается    характер    совершенного    правонарушения,    личность правонарушителя, имущественное положение правонарушителя, степень его вины, обстоятельства смягчающие ответственность.

     В административном праве за каждое правонарушение взыскание налагается отдельно, в  отличие от уголовного. Здесь нет  правила о поглощении менее строгого наказания более строгим и  о сложении наказания.

     Если  лицо совершило несколько правонарушений, дела о которых рассматриваются  одновременно одним и тем же органом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности, но так, чтобы их сумма  не превысила санкции, которая установлена за более серьезное правонарушение. 

     Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

     1) чистосердечное раскаяние виновного;

     2) предотвращение виновным вредных  последствий правонарушения, добровольное  возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

     3) совершение правонарушения под  влиянием сильного душевного  волнения либо при стечении  тяжелых личных или семейных  обстоятельств;

     4) совершение правонарушения несовершеннолетним;

     5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. 

     Данный  перечень обстоятельств за административное правонарушение не является исчерпывающим. Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве (ч. 2 ст. 7.2 КоАП). 

     Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 

     1) продолжение противоправного поведения,  несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

     2) повторное в течение года совершение  однородного правонарушения, за  которое лицо уже подвергалось  административному взысканию; совершение  правонарушения лицом, ранее совершившим  преступление;

     3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

     4) совершение правонарушения группой  лиц;

     5) совершение правонарушения в  условиях стихийного бедствия  или при других чрезвычайных  обстоятельствах;

     6) совершение правонарушения в  состоянии опьянения.  

     В административном процессе производство направлено на достижение итогового  правового результата и поэтому  выносится единственный процессуальный документ – решение по конкретному  делу в форме постановления. Согласно ст. 3.1 ПИКоАП, дела об административных правонарушениях рассматриваются: 

     1) районным (городским) судом;

     2) хозяйственным судом;

     3) сельским, поселковым исполнительным  комитетом;

     4) административной комиссией районного  (городского) исполнительного комитета  или администрации района в  городе;

     5) районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних;

     6) органами внутренних дел;

     7) органами Комитета государственного  контроля Республики Беларусь;

Информация о работе Порядок обжалования административных взысканий