Административное взыскание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:24, реферат

Краткое описание

Органы внутренних дел являются основными органами административной юрисдикции. Ежегодно они привлекают к административной ответственности около 60 миллионов человек, что составляет 80 % от всех привлеченных к административной ответственности в стране. Административное правонарушение является самым массовым видом правонарушений.

Вложенные файлы: 1 файл

адми.право.docx

— 29.96 Кб (Скачать файл)

Общие правила  наложения административного взыскания.

ВВЕДЕНИЕ

Органы внутренних дел  являются основными органами административной юрисдикции. Ежегодно они привлекают к административной ответственности  около 60 миллионов человек, что составляет 80 % от всех привлеченных к административной ответственности в стране. Административное правонарушение является самым массовым видом правонарушений.

Административное наказание - мера административной ответственности, предусмотренная нормами административного  права и применяемая к лицам, совершившим административное правонарушение в целях их воспитания в духе соблюдения законов, а также предупреждения совершения новых правонарушений как  самим нарушителем, так и другими  лицами. По своим целям, основаниям, порядку применения, а также характеру  последствий административные наказания  отличаются от других мер административного  принуждения. Административное наказание - это форма государственного реагирования на правонарушение. Выражается в определенном наказании виновного лица. Основанием назначения административного наказания  является административный проступок.

Административные наказания  выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания  сочетают в себе одновременно и моральное  осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).

 

 

 

 

 

1. Понятие и цели административного наказания

В соответствии со ст. 3.1. Кодекса  РФ об административных правонарушениях  от 30.12.2001 г. в ред. от 03.07.2006 Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание  не может иметь своей целью  унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица.

Применение уголовных  наказаний также предусматривает  достижение предупредительных целей государственного принуждения: согласно ч. 2 ст. 43 УК наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Меры административного  принуждения применяются не только при исполнении административных наказаний, но и при осуществлении предусмотренных  КоАП отдельных процессуальных действий.

Основным субъективным фактором предотвращения повторного совершения лицом правонарушения является осознание  им неотвратимости применения карательных  санкций, предусмотренных законом. Превентивная цель применения административных санкций заключена в предотвращении совершения не только административного  проступка, но и других правонарушений - дисциплинарных проступков, преступлений и т.п., в том числе и их рецидивов (от лат. recidivus - возвращающийся).

 

 

 

2. Виды административных  наказаний по главе 3 КоАП РФ

П

 

По ст. 3.2. КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

4) конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

5) лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение  за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства;

8) дисквалификация.

В отличие от КоАП 1984 г., ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ уточняет наименование отдельных видов административных наказаний (в предшествующем Кодексе - административные взыскания), а также предусматривает новое административное наказание в виде дисквалификации.

При этом изменение наименования наказания в виде административного  штрафа обусловлено множественностью штрафных санкций, предусмотренных, в  частности, за совершение преступлений (ст. 46 УК), налоговых проступков (п. 2 ст. 114 НК), правонарушений, определенных ГК (п. 1 ст. 330), а также нарушений  бюджетного законодательства (ст. 282 БК).

Ст. 3.2. КоАП РФ различает два юридических факта: применение административного наказания и его установление.

КоАП предусматривает применение административных наказаний к физическим и юридическим лицам, при этом к последним могут быть применены наказания в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также конфискации указанного предмета.

Административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа могут быть установлены законами субъектов РФ, все иные административные наказания устанавливаются только КоАП.

При применении административных наказаний к юридическим лицам  учитываются обе разновидности  противоправного деяния: действие либо бездействие, выражающееся в уклонении  юридического лица от исполнения обязательств, обусловленных его корпоративным  статусом; так же как и при квалификации вины, бездействие юридического лица опосредовано бездействием его должностных  лиц. Применительно к налоговым  правонарушениям последнее может  выражаться в несоблюдении сроков, установленных для исполнения налоговых  обязательств, например в случае уклонения  от постановки на учет в налоговом  органе (ст. 117 НК).

Применительно к административным наказаниям, определенным   в КоАП РФ, предметом административного правонарушения может быть как движимое имущество, например водные биологические ресурсы континентального шельфа, так и нематериальная субстанция, например противоправное осуществление работ и (или) оказание услуг (ч. 2 ст. 8.17, ч. 3 ст. 15.25 КоАП).

В редких случаях орудием  совершения административного правонарушения может быть и недвижимость - подлежащие регистрации воздушные и морские  суда (ч. 1 - 3 ст. 8.17, ст. 8.20 КоАП).

По ст. 3.3. КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства может устанавливаться  и применяться в качестве как  основного, так и дополнительного  административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено  основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой  статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация  представляют собой основные административные наказания и не могут применяться  в дополнение к другим.

Остальные виды административных наказаний, определенные ч. 1 ст. 3.2 КоАП, могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний.

Дополнительные административные наказания не назначаются самостоятельно, они могут применяться только наряду с основными, т.е. санкцией за административный проступок может  быть основное либо основное и дополнительное административные наказания.

Разделение правоохранительных санкций, применяемых к нарушителю, на основные и дополнительные в действующем  законодательстве используется редко  и предусмотрено ст. 45 УК.

 В отличие от КоАП РФ, УК выделяет три разновидности наказаний: а) применяемые только в качестве основных видов наказаний; б) применяемые в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний и в) применяемые только в качестве дополнительных видов наказаний.

В отношении юридического лица могут быть применены административные наказания, определенные п. 1 - 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП.

Система административных наказаний - перечень различных по степени  тяжести и другим показателям, видов  административных наказаний.

Единство данной системы  обусловлено тем, что все указанные  наказания предназначены для  борьбы с одними и теми же видами правонарушений - административными  проступками - и имеют в конечном счете одни и те же цели.

Данная система содержит перечень наказаний, установленных  законодательными актами Российской Федерации.

Рассматриваемая система  позволяет обеспечить возможность  дифференцированного применения к  правонарушителям административных наказаний.

Она не только содержит перечень административных наказаний, но определяет их соотношения между собой как  отдельных частей единой системы. Законодательством  Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.

2. Общие правила назначения административного наказания

В главе 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержатся общие  правила назначения административных наказаний за административные проступки. В этой главе закреплены основные нормы материального права, которые  вынесены за " скобки", то есть они  являются обязательными при производстве по всем делам об административных правонарушениях. Отдельные общие  правила назначения административного  наказания содержатся в главе 1. КоАП.

К общим относятся правила:

- указывающие на то, что  наказания за административное  правонарушение налагается в  пределах, установленных нормой, предусматривающей ответственность за противоправное виновное деяние, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и другими актами, предусматривающими ответственность за административные проступки. Если совершенное правонарушение не может быть квалифицировано как административное правонарушение, то это исключает применение мер административной ответственности (наказаний) (ст. 1.1; 1.3 КоАП).

В соответствии с законом  полномочный орган или должностное  лицо не вправе выйти за пределы, установленные  с санкцией соответствующей нормы, которая, как правило, содержит указание на возможность применения различных  наказаний.

- административное наказание  налагается на основании законодательства, действовавшего во время и  по месту совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.1 КоАП).

- за одно административное  правонарушение может быть наложено  основное либо основное и дополнительное  наказание (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

- требования индивидуализации  и целесообразности административного  наказания. При наложении наказания  учитываются характер правонарушения, личность нарушителя, степень его  вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность  ( ч.2 ст.4.1 КоАП). Смысл этого законодательного положения состоит в том, чтобы на основе всесторонней оценки содеянного и личности виновного избрать в пределах санкции нормы, такое наказание, которое бы наиболее эффективно достигало цели наказания и его индивидуализацию.

Необходимо, прежде всего, учитывать  характер и степень общественной опасности правонарушения. Закон  использует термин характер правонарушения. Это обобщающая оценка содеянного, которая зависит от степени общественной опасности правонарушения, причиненного вреда охраняемым законом интересам. Более опасные административные правонарушения должны влечь и более суровые наказания. Поэтому органы и должностные лица обязаны применять наказания, соразмерные тяжести совершенного административного правонарушения. Это достигается путем выбора соответствующего наказания и его размера в рамках, предусмотренных санкцией нормы. При наложении наказания учитываются способ, время, место и иные обстоятельства совершенного правонарушения.

При наложении наказания  следует учитывать обстоятельства, относящиеся к личности нарушителя, для смягчения или усиления наказания  в пределах, предусмотренных санкцией нормы. В связи с этим должны учитываться:

а) обстоятельства, прежде всего  относящиеся к характеристике лица (поведение в быту, отношение к  труду, коллективу, государственному и  общественному имуществу, к соблюдению общественного порядка, дисциплины, уровень его общей культуры, образование  и т. п.);

б) его отношение к совершенному правонарушению - степень и форма  вины.

 Умышленное правонарушение  при всех прочих условиях должно  влечь более суровое наказание  (наказание), чем его неосторожное  совершение (ст. 2.2 КоАП).

Применение отдельных  наказаний законодатель связывает  с особой характеристикой виновного. Так, административный арест как  наказание применяется в случаях, если по обстоятельствам дела с учетом личности нарушителя применение других наказаний будет признано недостаточным (см., например, ст. 3.9 КоАП РФ).

Полное и объективное  выяснение обстоятельств каждого  дела связано и с учетом имущественного положения нарушителя - размер заработной платы, наличие иждивенцев, жилищные условия и т. п.

При наложении наказания  в рамках санкции нормы следует  учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность: чистосердечное раскаяние  виновного; предотвращение виновным вредных  последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним; совершение правонарушения беременной (см. ст. 4.2. КоАП РФ); а также обстоятельства отягчающие ответственность: требование прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное наказание в зависимости от характера административного правонарушения, может не признать данное обстоятельство отягчающим (ст. 4.3 КоАП РФ).

Информация о работе Административное взыскание