Юг России в системе геополитических координат России и Запада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:25, реферат

Краткое описание

Общая характеристика Северного Кавказа, природа геополитического процесса в регионе. Сущность геостратегического значение региона. Рассмотрение кавказского региона как сферы интересов стран Запада и системы государственных интересов России на Кавказе. Основные угрозы, исходящие от Запада.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Геополитическая характеристика северокавказского региона…………..….5
1.1. Геостратегическое значение Северного Кавказа……………………5
1.2. Природа геополитического процесса на Кавказе……………….….10
2. Северный Кавказ в геополитической системе координат…………………13
2.1. Геополитические интересы стран Запада………………………..…13
2.2. Динамика изменений геополитической ситуации на Кавказе как прямая угроза национальной безопасности России……………………17
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКЛАД Юг России в системе геополит.координат России и Запада.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

              Данные обстоятельства предопределили развертывание на Кавказе так называемой «Большой игры» (Great Game)[10], которая дирижируется в настоящее время, по большей части, из-за океана. Это метафорическое определение было впервые употреблено английским разведчиком А. Коноли для обозначения сложного комплекса дипломатических, экономических, военных, разведывательных и иных мер, разнообразных ответных ходов и маневров, осуществлявшихся в XIX-XX вв. двумя главными геополитическими противниками – Великобританией и Россией. С 1948 г. в этой борьбе Великобританию заменяют США.

              Рассматривая регион с точки зрения классической геополитики, представляется весьма очевидным, что Кавказ всегда являлся местом столкновения интересов и противостояния англосаксонских государств (с конца XVIII в. – Великобритания, с середины XX в. – США) и России. Регион «Большого Кавказа», как и его составная часть – Северный Кавказ – рассматривается в рамках геополитики в качестве «береговой зоны» («Rimland»), которая выделяется в теории фундаментального дуализма «Суши» («теллурократии») и «Моря» (талласократии»), как противоположных онтологических и гносеологических концептов. «Rimland» представляет собой определенное «составное пространство», способное быть фрагментом «талласократии» или «теллурократии» или же ареной их геополитического противоборства. Таким образом, «Rimland» («Большой Кавказ») с позиции «Суши» (Российская империя – СССР – Россия) должен быть включен в сферу континентального влияния вплоть до выхода к южным морям и берегам Индийского океана, а с позиций «Моря» (Великобритания – США, НАТО), напротив, использована в качестве плацдарма для экспансии вглубь Евразии и установления над материком военно-политической и экономической доминации. «Большая игра» как таковая завершилась еще в 1907 г., однако, по мнению многих геополитиков, она продолжается и по настоящее время, хотя представители США отрицают это, утверждая, что речь идет лишь о «продвижении демократии» на постсоветское пространство.

              Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что огромная стратегическая роль, доступ к богатейшим источникам энергии и других природных ресурсов, сосредоточенных в черноморско-каспийском регионе, придают Кавказу особое политическое, экономическое и военно-стратегическое значение и, как следствие, привлекают к себе пристальный интерес крупнейших государств Запада. Таким образом, представляется необходимым рассмотреть Юг России и Кавказ в целом через призму интересов ведущих держав.


2. Северный Кавказ в геополитической системе координат

Говоря о геополитическом измерении Кавказа, приходится отметить, что его характеристики определяются двумя существенно значимыми обстоятельствами – это пространство, где “стыкуются” две цивилизации – христианская и исламская, и где разграничиваются и взаимодействуют Запад и Восток как культурно-цивилизационно-географические образования[11].

По мнению А.Г Дугина любое рассмотрение кавказского региона в геополитической системе координат предполагает сведение всей многосложной картины реальной расстановки сил к глобальному геополитическому дуализму, к столкновению интересов России и США (шире – стран Северо-Атлантического Союза)[12].

Для этого главным представляется рассмотрение ключевых интересов держав относительно данного региона.

Исходя из геополитического дуализма, представляется возможным сформулировать конечные геополитические цели России (евразийцев) и США (атлантистов) в кавказском регионе. Задачей Евразии является укрепление центростремительных тенденций, сохранение всего этого пространства под стратегическим контролем Москвы, создание устойчивой конструкции, позволяющей сохранить и укрепить свое влияние и свое стратегическое присутствие. Атлантисты же заинтересованы в прямо противоположном. Так, прямые геополитические интересы США состоят в том, чтобы вывести всю зону из-под влияния Москвы, нарушить устоявшуюся геополитическую систему, перекроить кавказскую территорию с тем, чтобы Запад смог извлечь из этого стратегическую выгоду.

Однако остановимся на этом подробнее. Рассмотрим место кавказского региона в системе геополитических интересов России и стран Запада.

 

2.1. Геополитические интересы стран Запада

   Еще более полутора столетий назад большинство европейских политиков пришли к заключению, что Кавказ является для России "ахиллесовой пятой". Утверждалось, что именно туда следует наносить прицельный удар, чтобы свалить Великую Россию. В так называемом Хьюстонском проекте, приговорившем Россию к расчленению и развалу, сказано: "...необходимо прорабатывать особую политику для отдельных регионов, особенно выделяя Каспийский бассейн". З. Бжезинский на закрытом заседании американо-украинского совещания заявил, что "...новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России..." У него нет сомнения в том, что Россия будет раздробленной и находиться под опекой. При этом будут использованы любые методы - от политических до экономических.

На постсоветских территориях, включая Кавказ и Закавказье, присутствие России все более и более сокращается. И это пространство заполняется американским присутствием, развертыванием баз НАТО и включением стран бывшего СССР в зоны ответственности США и Североатлантического альянса.

США объявили Каспий зоной своих жизненных интересов еще в начале 90-х гг. прошлого столетия и еще раз жестко подтвердили свою позицию в июле 2004 г. на саммите в Стамбуле. НАТО объявило Кавказо-Каспийский регион стратегическим регионом блока, и было принято решение о развертывании миссий спецпредставителей альянса со своими штабами без согласия стран региона. И в основе этого лежит, прежде всего, конкуренция Вашингтона с Москвой в борьбе за политическое влияние в регионе.

              По мнению большинства аналитиков, в интересах стран Запада превалирует геоэкономическая составляющая. Кавказ и Кавказо-Каспийский регион как таковой в 1990-е гг. приобрел глобальное значение в качестве перспективного источника нефтегазовых ресурсов.

Министерство энергетики США оценивает ресурсы Каспийского бассейна в следующих цифрах:

      нефть - от 17 до 33 млрд. баррелей, потенциальные запасы 230 млрд. баррелей;

      газ - разведано 232 трлн. куб. футов, потенциально 350 трлн. куб. футов.

Стратегические планы США относительно фактора каспийской нефти и соответственно нефтепровода сводятся к тому, чтобы организовать геополитическую зону, соединяющую Каспий с турецким побережьем Черного моря, причем эта зона должна быть неподконтрольной ни РФ, ни Ирану. Это предполагает создание “Кавказского государства” или нескольких государств, под турецким или непосредственно американским влиянием.

В таком случае конфигурация трубопровода или ряда трубопроводов предполагает вывод Каспийско-Черноморской зоны из-под влияния России. Это является важнейшей геополитической задачей США, так как мировые запасы нефти строго ограничены, а именно через контроль над нефтью и ее транспортировкой в развитые страны, США удается сохранять мировую гегемонию.

СССР не уделял особого внимания Каспийской нефти, предпочитая развивать месторождения на севере страны, поэтому в настоящей ситуации контроль над Каспием и над каспийско-черноморским пространством, является стратегической задачей глобального противостояния атлантизма и евразийства[13].

Влияние США на Южном Кавказе неуклонно возрастает. Америка пошагово реализует четкий сценарий установления контроля над Кавказо-Каспийским регионом[14]. Практическое применение стратегии Америки пошло после катастрофы 11 сентября в новых условиях, под знаменем борьбы с «международным терроризмом», что позволило США обосноваться на важнейших стратегических позициях в регионе, тем самым еще убедительнее подкрепив свои притязания на преобладающее политическое влияние на Кавказе и на контроль над его богатейшими ресурсами. Для борьбы с международным терроризмом Россия согласилась на присутствие американцев и их западных союзников в бывших союзных республиках, и США были предоставлены бывшие советские базы в распоряжение сил международной коалиции. Обещания официальных лиц и военноначальников покинуть эти позиции по завершении своей антитеррористической миссии не имели оснований, и уже скоро западные представители стали открыто заявлять, что их военнослужащие и техника останутся там до тех пор, пока это будет нужно их правительствам. «Цветные революции» в Грузии, Украине и Кыргызстане, в свою очередь, ставят своей целью резко ослабить влияние России на постсоветском пространстве[15]. Политика США на Кавказе позволяет вполне точно заключить, что конкретные геополитические расчеты США превалировали над их непринятием «исламского радикализма», пока последний не стал удобным предлогом к прямому проникновению на стратегический кавказский плацдарм. Так, трудно согласиться с тем, что фактическое создание военных баз США в Грузии и Азербайджане эффективны в борьбе с международным терроризмом, на наш взгляд, этот фактор свидетельствует лишь о прямой угрозе интересам и безопасности России, несмотря на все заверения американских лиц.

Не стоит забывать, что с точки зрения евразийской концепции,  глобальной подлинной целью стран Запада является не что иное, как установление господства и дальнейшая дезинтеграция РФ с перспективой ее окончательного устранения с мировой «шахматной доски» в качестве самостоятельной фигуры.

Америка внедрением капитала в регион, установлением влияния своих политических и экономических интересов, в некоторой степени прикрытых «борьбой с международным терроризмом, а также установлением контроля над месторождением энергоресурсов и их транспортных маршрутов, целенаправленно пытается создать реальную основу для контроля над геостратегической зоной Кавказа[16]. А Россия в свою очередь, впустив своего главного геополитического соперника в зону «мягкого подбрюшья», существенно ослабила не только свое влияние в регионе, но и безопасность своих южных рубежей[17].

 

2.2. Динамика изменений геополитической ситуации на Кавказе как прямая угроза национальной безопасности России

В течение последнего десятилетия минувшего века соотношение сил в кавказском регионе неуклонно менялось в пользу Запада, преимущественно США, наблюдается стремительное усиление военного присутствия Штатов в регионе, пропаганда проамериканской проамериканской политики на постсоветском пространстве, сетевые войны.

Активизация на Кавказе роли США, НАТО и ЕС неизбежно приведет к военно-стратегическим, геополитическим и экономическим противоречиям между каждым из этих акторов внутри НАТО и ЕС и вызовет ответную реакцию со стороны России на угрозы ее безопасности и территориальной целостности. Несмотря на постоянное снижение роли России в Грузии, Азербайджане и Армении, влияние России в Закавказье остается все еще значительным. Кавказ является контактной зоной нескольких цивилизаций, здесь сложился комплекс трудноразрешимых противоречий – и России, прежде всего, необходимо проводить грамотную политику в данном регионе. Кавказ, включая Северный Кавказ, можно считать единым организмом, где все процессы тесно взаимосвязаны. Поэтому, решение кавказских проблем должно быть комплексным, целостным.

Усиление роли России на Кавказе должно происходить посредством целого ряд направлений. И внутри самой России, и через внешнюю политику

Председатель правозащитного общественного движения Южной Осетии «Закон выше власти» Коста Кочиев так выразился о том, необходимо ли усиление российского присутствия на Кавказе: «Северный и Южный Кавказ – это один организм. Не случайно, вот уже почти два века, Западом предпринимаются попытки, пока к счастью, не очень успешные,  ослабить позиции России одновременно и на Северном и на Южном Кавказе.  И, если на Северном Кавказе  действия евроамериканцев по выдавливанию России с Кавказа вынужденно носят во многом  завуалированный характер, то в Южный Кавказ они вцепились нагло и основательно.  Для восстановления российского влияния на Кавказе в целом, для обеспечения безопасности в этом  важнейшем стратегическом регионе, для укрепления здесь позиций России, усиление российского присутствия – и военного, и экономического, и культурного просто необходимо»[18].

Доминирование негативной геополитической динамики для России объясняется даже не столько объективными обстоятельствами и успехами геостратегических противников, сколько затянувшимся поиском Россией своей национально-государственной и геополитической идентичности. Причины снижения геополитического статуса России – не только в меньших экономических, военных и других ресурсах по сравнению с СССР, но, прежде всего, в отсутствии общенациональной идеи, а на ее основе идеологии, стратегии развития, осознания элитой и обществом национальных интересов и последовательной реализации их на своих южных рубежах, на Южном Кавказе, во взаимоотношениях с ЕС и другими центрами силы в Евразии[19].

По мнению К.М. Чемхильгова, система государственных интересов Российской Федерации в Кавказском геополитическом регионе может быть представлена в следующем виде[20]:

Национальные интересы локального внутригосударственного уровня:

      урегулирование внутренних конфликтов;

      сохранение территориальной целостности России;

      наращивание экономической и социальной инфраструктуры и формирование эффективной административной системы управления на Северном Кавказе.

Национальные интересы субрегионального геополитического уровня:

      налаживание действующего экономического и военно-политического сотрудничества с государствами Закавказья;

      достижение преимущественного геополитического влияния в пределах наиближайшего русского приграничья на Кавказе.

Национальные интересы регионального геополитического уровня:

      формирование экономических и политических устройств эффективной защиты государственных интересов России в Кавказском геополитическом регионе;

      создание и поддержание достаточного военного потенциала для защиты собственных интересов в регионе.

Национальные интересы глобального геополитического уровня:

      воспрепятствование геополитической «атлантизации» стран Кавказского геополитического региона;

      создание условий, исключающих военное присутствие США и государств НАТО в государствах Кавказского геополитического региона.

Кавказ всегда рассматривался как наиболее уязвимое место России, как «солнечное сплетение Евразии» в соответствии с известной метафорой Ю.А.Жданова, и внимание к данной проблеме не должно быть недооценено.

Кавказ имеет для России важнейшее геостратегическое значение, а формирование и реализация политической стратегии защиты государственных интересов России в этом регионе является принципиальной неувязкой, решение которой будет способствовать удачному обеспечению государственной сохранности нашей страны.

Информация о работе Юг России в системе геополитических координат России и Запада