Шпаргалка по "Геполитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 19:58, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие, источники и предмет геополитики.
До сих пор в научной литературе нет четкой и полной формулировки понятия «геополитика». Это характерная черта всех формирующихся наук. Споры об объекте и предмете геополитики идут около сотни лет. Понятие «геополитика» трактуется чаще всего чрезвычайно широко. В итоге эта наука лишается свойственных ей черт, границы ее становятся чрезвычайно размытыми, переходящими в предмет экономических, политических, военно-стратегических, природно-ресурсных, экологических и иных дисциплин, международных отношений, внешней политики и т.д. Многие исследователи видят в геополитике науку, изучающую комплекс географических, исторических, политических и дугих факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства. В СССР долгое время геополитика считалась буржуазной лженаукой, оправдывающей территориальную экспансию империалистических государств

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_geopolitike.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

О великодержавных амбициях КНР свидетельствует и ее международная деятельность: стремление участвовать в обсуждении и решении всех животрепещущих проблем современности в ООН, присутствовать на пяти континентах и влиять на события там, во всем и всегда иметь собственное, независимое мнение, обладать наравне с другими великими державами ядерным потенциалом, догнать наиболее развитые государства по основным показателям совокупной мощи. Доминирующая роль КНР в XXI столетиив АТР преподносится как нечто само собой разумеющееся.

Ближнее зарубежье Востока является регионом распространения ислама, перспектива образования России с Китаем единого Большого Пространства отходит на второй план перед возможностями исламских геополитических коалиций. В целом же, Китай, отвергший мондиалистский вариант «перестройки», представляет собой оплот евразийских сил как на идеологическом, так и на стратегическом уровне. Об этом свидетельствует визит Путина в Китай и Северную Корею.

46. Геополитика  Японии.Япония –  государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и др., всего ок. 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. Япония — конституционная монархия. По общему объёму промышленного производства Япония занимает одно из первых мест в мире. На мировом рынке Япония — поставщик продукции сложных наукоёмких отраслей промышленности, современных конструкционных материалов. Осн. внешнеторговые партнёры: США и страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Японии относится к числу важнейших государств современного мира. При населении, чуть превышающем 125 млн человек, Япония занимает второе место в мире после США по объему ВВП. Она является потенциальным мировым лидером, у которого, однако, превалируют параметры социально-экономических атрибутов. Это служит и сильным и, одновременно, слабым местом в положении этой страны, поскольку параметры других атрибутов пока сильно уступают экономическим возможностям страны, к тому же, находящейся в политической и военной зависимости от США.

У Токио нет собственного ракетно-ядерного потенциала и вряд ли мировое сообщество позволит им обзавестись, если даже подобные амбиции когда-то возникнут у японцев. Япония имеет и другие «слабые места» в качестве претендента на «сверхдержавный» статус. Она находится, что называется, на «задворках» Евразии, островное государство, со сравнительно небольшой территорией, скромными природными ресурсами.

Японскую экономическую систему ряд специалистов называет «некапиталистической рыночной экономикой». Японская система управления становится все более популярной на Западе. Среднегодовые темпы роста ВВП до 90-х гг. XX в. составляли около 8-10%. Быстрый экономический рост Японии обеспечили многие факторы: ориентация на достижения человеческой мысли в сфере новых техники, технологии, организации производства и менеджмента, исключительное трудолюбие народа, борьба за высочайшее качество производимой продукции, жесткая экономия.

Если принять валовое накопление основного капитала в США за 100%, то в Европе оно составляло в конце 1990-х гг. 75—85%, в России — 9%, а в Японии — 136%. Если посмотреть список 20 крупнейших банков мира, то видно, что самый крупный из них — «Джапан инкорпорейтед». Подсчет суммарного актива по регионам дает следующую картину; Юго-Восточная Азия владеет 5,881 трлн долл., из них: Япония — 5,569 трлн, Китай — 0,312 трлн. Европа владеет 2,2 трлн долл., США — 0,3 трлн2.

Большое влияние оказывает Япония на динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. Экономический рост здесь до конца XX в. был самым высоким среди всех регионов мира. Почти во всех странах Восточной Азии за последние 20 лет ежегодный прирост экономики составлял в среднем более 6%, а порой достигал и двузначных чисел. В конце XX в. совокупная экономика 18 стран АТЭС превышала половину мирового ВВП и обеспечивала более 40% мирового экспорта. Большую роль во всем этом сыграла Япония с ее опорой на научно-технический прогресс, на разработки новых моделей промышленного производства, новых форм организации труда и менеджмента. С большой долей вероятности можно предположить, что в XXI в. динамизм экономики АТР перейдет в сопредельные с этим регионом страны: Индию, Пакистан, республики Средней Азии.

Сейчас Япония настигает могучий сосед — Китай. К 2007 г. золотовалютные запасы Японии и Китая должны были сравняться. После поражения в войне и американской оккупации внешняя политика Японии была полностью переориентирована на США. Вместо армии в Японии были созданы силы самообороны. Они не уступают по своей оснащенности и подготовке армиям многих государств мира. Долгое время не допускалось направление японских военнослужащих за пределы страны, единственным исключением была отправка сорока пяти человек с миссией наблюдателей от ООН на границу между Сирией и Израилем.

Япония предпочитала дистанцироваться от каких-либо совместных силовых действий с США, ограничиваясь финансовой помощью. В начале 21 в. Правительство добилось от парламента принятия решений, которые позволили активизировать Японии свою внешнюю политику, в том числе и по линии участия в миротворческой деятельности ООН. Японские воинские контингента были направлены сначала в Афганистан, а затем и в Ирак

 

47. Японо-российские  отношения на современном этапе. Территориальная проблема как  геополитический фактор взаимоотношений  России и Японии: этапы и пути решения.

Доля России во внешнеторговом обороте Японии составляет всего около 1%. По этому показателю наша страна находится на 18-м месте, уступая даже Малайзии и Таиланду. Без активизации экономических отношений вряд ли можно будет ожидать продвижения отношений в политической сфере, но, в свою очередь, нерешенность политических проблем мешает развитию экономических связей.

Необходимо решить следующие проблемы: первая — «северные территории», вторая — экономическая, третья — военно-политическая и геополитическая.

«Диалог между Японией и Россией об освоении энергетических ресурсов» в Сибири и на Дальнем Востоке. (Большой интерес к этой проблеме проявляет не только наш восточный сосед, но и другие страны «семерки».)

Энергоносители (нефть, газ, уголь), древесина, морепродукты могут послужить сильнейшим инструментом в противостоянии с Японией. Важно только, чтобы этим инструментом воспользовалось государство, а не отечественные бизнесмены, набивающие валютой собственные сейфы и пополняющие свои счета в зарубежных банках, имея в кармане паспорта с видом на жительство в других странах.

Сотрудничество с Японией развивается и в пограничной сфере. Несколько лет назад командование Тихоокеанского регионального управления стало сотрудничать с Управлением безопасности на море Японии. Создан механизм оперативного информирования инспекторских судов Японии о фактах нарушения режима границы как японскими, так и российскими рыбаками.

Немаловажное значение для решения геополитических отношений России и Японии имеет расширение гуманитарных и культурных обменов.

Российско-японские отношения в последнее десятилетие осложнены проблемой, получившей название проблемы так называемых северных территорий. Ее следует рассматривать в контексте всего процесса территориального размежевания России и Японии.

 

48. Геополитические  проблемы Азиатско-Тихоокеанского  региона.

Азиатско-тихоокеанский регион представляет собой бурно развивающуюся, слабо интегрированную (в отличие от Запада), многочисленную по населению и традиционно устойчивую часть света. Региональной державой, возглавляющей процессы в регионе, является Китай, чья численность населения уже перевалила рубеж в миллиард человек. Позиции Пекина по региональной политике являются скорее не зоной влияния, за зоной уважения, так как соседние государства с огромным почтением относятся к стремлениям Китая. Это позволяет державе лавировать в отношениях с другими цивилизациями.

Геополитические планы Китая сводятся к концепции «Большого Китая» - расширению своих политических и экономических возможностей через различные структуры и методами общей дипломатии, однако интеграционные процессы значительно ниже, чем в ЕС: Например, в регионе действуют всего лишь несколько крупных региональных организаций. АПЕК, АСЕАН и Шанхайская конференция, что недостаточно для равноценного западному регионального сотрудничества.

Также имеет место этническая экспансия Китая в соседние страны, когда небольшие численно группы китайцев выезжают в другую страну и создают там индустрию, которая дает возможность нелегально проникнуть большому числу мигрантов. Основными странами, подвергшимися такой экспансии, оказались Россия, Казахстан, Монголия, а равно страны южнее Китая – Таиланд, Вьетнам, Непал, Австралия.

Нерешенные проблемы вроде проблемы Тайваня или спорных для Японии с Россией территорий встречают заинтересованность США, активно участвующих через Японию в делах региона, и полный нейтралитет других азиатско-тихоокеанских государств, заявляющих, что это «личное дело Китая».

Историческое противостояние Китая и Японии ставит перед США дилемму работать либо с Японией, либо с Китаем, причем именно эти противоречия должны будут решаться в течение следующей четверти века. У Китая в плане построения своего геополитического ареала есть несколько вариантов:

1.создание антигегемонистического союза ряда бедных государств;

2,союз с Японией и  переход к новой модели сотрудничества  с США;

3,переход к большей  степени интеграции в регионе  и доступ к природным богатствам  Сибири.

Особую проблему представляет собой корейский вопрос. Это наиболее крупная с политической точки зрения региональная проблема, являющаяся источником нестабильности и множества противоречий. Первая позиция – это безъядерный статус полуострова в свете ядерной программы Северной Кореи.

Другой нестабильной, но менее динамичный регион, прилегающий к азиатско-тиоокеанскому – это Индонезия, где национально-религиозные проблемы являются ключевыми в вопросах внешней политики и участия в их делах Китая. Напомню, что половина населения Индонезии мусульмане, также есть огромная китайская диаспора.

 

49. Мусульманский  Восток в мировой геополитике.

Важной составной частью мирового сообщества является Африка. Перед этим  «просыпающимся  континентом»  стоит гамма сложных  геополитических  проблем,  одни   из  которых  имеют давнюю, многовековую историю, например, колониализм, работорговля и т.д., Другие зародились или обострились недавно, ох|атывают сравнительно небольшой период, например, с разрушением СССР изменился баланс мировых геополитических сил, меняются   социально-экономические,  политические,  духовные сферы жизни этого континента. Многие народы Африки сравнительно недавно получили политическую независимость, но в экономическом и социальном плане большинства из них по-прежнему не коснулись реальные позитивные перемены.

За Африкой достаточно прочно утвердилась репутация наиболее конфликтной геополитической сферы планеты.

В североафриканских странах, исповедующих, как правило, ислам, усиливается течение, стремящееся создать «исламскую государственность». Исламские группировки фундаменталистского толка с начала 90-х годов откровенно встали на путь экстремистских действий, «священной войны» против светских форм государственности (Алжир, Египет, Судан и др. страны).

С начала 90-х годов XX в. в общественном сознании на континенте стали укореняться идеи межрегионального, межконтинентального  сотрудничества.   В  столице  Танзании  —  Дар-эс- Саламе  создан  Африканский  центр  по  урегулированию  конфликтов. Сделано это, по словам сотрудников Центра, «чтобы побудить африканцев самостоятельно решать собственные проблемы, вместо того чтобы полагаться на иностранное посредничество»5.

 

50. Африка  в мировой геополитике.

Среди большинства африканских стран не нашла поддержки Концепция вестернизации, т. е. ориентации их на социальные институты, эталоны права. Запада, а частности США. В то же время не получила развития и идея геополитического тяготения Африки (острова) к Евразии, в частности к Советскому Союзу.

За Африкой достаточно прочно утвердилась репутация наиболее конфликтной геополитической сферы планеты.

Современная Африка в политическом плане представляет собой в основном авторитарные режимы (они господствовали в середине 90-х годов в 38 из 45 государств Тропической Африки).

Помимо внутренних причин, формированию авторитарных режимов способствовало и противоборство двух мировых, систем — капитализма и социализма — в борьбе за сферы влияния на континенте. после 1960 г. в независимых государствах континента произошло более 100 военных переворотов.

В североафриканских странах, исповедующих, как правило, ислам, усиливается течение, стремящееся создать «исламскую государственность». Исламские группировки фундаменталистского толка с начала 90-х годов откровенно встали на путь экстремистских действий, «священной войны» против светских форм государственности (Алжир, Египет, Судан и др. страны).

С начала 90-х годов XX в. в общественном сознании на континенте стали укореняться идеи межрегионального, межконтинентального  сотрудничества.   В  столице  Танзании  —  Дар-эс- Саламе  создан  Африканский  центр  по  урегулированию  конфликтов. Сделано это, по словам сотрудников Центра, «чтобы побудить африканцев самостоятельно решать собственные проблемы, вместо того чтобы полагаться на иностранное посредничество»5.

Информация о работе Шпаргалка по "Геполитике"