Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе научно теоретического и практического анализа форм прямого волеизъявления, попытаться выявить особенности данного института.
Задачи:
1. Исследовать различные теоретические подходы к реализации форм прямого волеизъявления;
2. Раскрыть
3. Изучить практику применения форм волеизъявления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне…………………………………………………………………………….3
1.1 Местный референдум………………………………………………………..7
1.2 Муниципальные выборы…………………………………………………….9
1.3 Публичные слушания, опрос граждан, собрания, конференции граждан……………………………………………………………………….13
1.4 Народная правотворческая инициатива……………………………………16
1.5 Обращение граждан в органы местного самоуправления………………..17
1.6 Территориальное общественное самоуправление………………………...18
Глава 2. Практика реализации на примере местных референдумов…...21
Заключение……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы…………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Референдумы.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

 

18 октября 1921 года в составе  РСФСР была образована многонациональная  Крымская АССР. В 1939 году население  Крымской АССР составляло 1 млн. 126 тыс. человек (49,6 % русских, 19,4 % крымских татар, 13,7 % украинцев, 5,8 % евреев, 4,5 % немцев)15.

После депортации в 1944—1946 гг. крымских татар 25 июня 1946 года Крымская АССР была упразднена и преобразована в Крымскую область.16

В апреле 1954 года Крымская область была передана в состав Украинской ССР17 со следующей формулировкой: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР»18. По мнению некоторых российских исследователей и политиков, Севастополь в 1954 году формально не передавался Украинской ССР в составе Крымской области, поскольку с 1948 года являлся городом республиканского подчинения РСФСР. Данной позиции придерживался и Верховный Совет Российской Федерации, когда 9 июля 1993 года принимал постановление № 5359-1 «О статусе города Севастополя».

В 1989 году депортация крымских татар была признана Верховным Советом СССР незаконной и преступной19. Крымским татарам было разрешено селиться в Крыму. Началось массовое возвращение крымскотатарского народа на историческую родину.

В ноябре 1990 года был поднят вопрос о восстановлении Крымской АССР20. 20 января 1991 года в Крымской области был проведен референдум по воссозданию Крымской автономии. В референдуме приняло 81,37 % крымчан, внесённых в списки для голосования. За воссоздание Крымской АССР высказалось 93,26 % граждан, принявших участие в референдуме.

12 февраля 1991 года Верховный  Совет Украинской ССР принял  Закон «О восстановлении Крымской  Автономной Советской Социалистической Республики»21. В статье 1 было сказано:

«Восстановить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР».

19 июня того же года  упоминание о восстановленной  автономии было включено в  конституцию Украинской ССР 1978 года.

1 декабря 1991 года на всеукраинском  референдуме 54 % жителей Крыма поддержали  независимость Украины. Однако при  этом была нарушена статья 3 Закона  СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной  республики из СССР», согласно  которой в Крымской АССР должны были провести отдельный референдум по вопросу её пребывания в составе СССР или в выходящей союзной республике — Украинской ССР.

26 февраля 1992 года по решению  Верховного Совета автономии  Крымская АССР была переименована в Республику Крым22, а 6 мая того же года была принята крымская конституция, которая подтвердила данное наименование, а также установила вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях23, однако Верховный Совет Украины не утвердил наименование «Республика Крым».

21 мая 1992 года Верховный  Совет Российской Федерации принял  постановление № 2809-1, которое признавало  Постановление Президиума Верховного  Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года  «О передаче Крымской области  из состава РСФСР в состав  Украинской ССР» «не имеющим юридической силы с момента принятия» ввиду того, что оно было принято «с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры»24. Однако российский парламент уточнил, что из-за конституирования последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ считает необходимым урегулирование вопроса о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.

В 1992—1994 годах пророссийскими политическими силами предпринимались попытки отделения Крыма от Украины. Эти действия были пресечены Киевом, однако автономия Крыма была сохранена. В сентябре 1994 года Верховный Совет Украины переименовал Крымскую АССР (Республику Крым) в Автономную Республику Крым, а в марте 1995 года в одностороннем порядке отменил конституцию Республики Крым 1992 года25.

К 1994 году был достигнут наивысший до 2014 года успех крымского пророссийского движения. По сути, «посредством выборов в начале 1990-х… был реализован лозунг о возврате Крыма в Россию»[16]. Однако после триумфальной победы на выборах пророссийское руководство Крыма столкнулось с отсутствием финансовой, экономической, управленческой базы для реальной автономии, а также с крайне негативной позицией России, руководство которой пыталось в то время сблизиться с Западом и потому рассматривало поддержку России избирателями за рубежом как неприятную помеху26. В результате уже в 1995 году украинские власти добились изменения конституции Крыма и упразднения поста президента республики, официальная реакция России на эти события отсутствовала.

Возможность возникновения нового конфликта в Крыму в связи с новым переделом мира считалась высокой уже в начале 2000-х годов27. Русскоязычное большинство населения и политика украинских элит позволили исследователям уже в 2010 году предположить, что политический раскол на Украине может привести к крымскому референдуму о присоединении к России.

С началом и разрастанием с ноября 2013 года политического кризиса на Украине руководство АР Крым твёрдо придерживалось линии на поддержку политических решений президента Януковича и правительства Азарова, неоднократно высказывало свою озабоченность действиями оппозиции, угрожающими политической и экономической стабильности страны. Верховный Совет Автономной Республики Крым поддержал решение премьер-министра приостановить процесс евроинтеграции28 и призывал крымчан «укреплять дружеские связи с регионами Российской Федерации».

4 февраля 2014 года Президиум  Верховного Совета Крыма постановил  «в условиях рвения к власти групп национал-фашистского толка» инициировать проведение общекрымского опроса о статусе полуострова. Депутаты также обсуждали возможность обращения к президенту и Госдуме Российской Федерации с призывом выступить гарантом незыблемости статуса автономии Крыма. Служба безопасности Украины в связи с этим открыла уголовное производство по факту подготовки к посягательству на территориальную целостность Украины29.

Смена исполнительной власти в Крыму. Военная поддержка России

Неконституционное отстранение президента Украины от должности и другие действия бывшей оппозиции, пришедшей к власти в Киеве, вызвали резкий всплеск активности политических сил в Крыму. В отличие от 1992—1994 годов, эти выступления были активно поддержаны Российской Федерацией.

В ночь с 26 на 27 февраля группой вооружённых лиц было захвачено здание Верховного Совета и Совета министров АР Крым в Симферополе30. Над зданиями были подняты российские флаги, перед зданиями были сооружены баррикады. Также ранним утром 27 февраля были установлены блокпосты на Перекопском перешейке и Чонгарском полуострове, через которые осуществляется сухопутное сообщение между Крымом и материковой Украиной. Этот день ознаменовал начало активных и решительных действий пророссийских сил, закончившихся присоединением Крыма к России.

27 февраля решением Верховного  Совета Автономной Республики  Крым лидер партии «Русское  единство» Сергей Аксёнов был  назначен на пост председателя  правительства автономии. Решение  не было признано киевскими властями31. Как Сергей Аксёнов, так и председатель Верховного совета Крыма Владимир Константинов заявили, что по-прежнему считают Виктора Януковича юридически избранным президентом Украины, через которого крымским властям удалось договориться о помощи со стороны России32.

1 марта Сергей Аксёнов переподчинил себе все силовые структуры республики и официально обратился к российскому президенту Владимиру Путину с просьбой «об оказании содействия в обеспечении мира и спокойствия на территории АРК»33. В тот же день Путин внёс в Совет Федерации обращение об использовании Вооружённых Сил России на территории Украины «до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране»34. Совет Федерации дал своё согласие на ввод войск на Украину.

Действия Минобороны РФ в Крыму в ходе крымского кризиса, по разъяснению министра обороны РФ Сергея Шойгу, осуществлялись силами находящегося в Крыму контингента Черноморского флота ВМФ России и были обусловлены угрозой жизни мирного населения полуострова и опасностью захвата экстремистами российской военной инфраструктуры. При этом, пояснил Шойгу, не было нарушено ни одного двустороннего договора Российской Федерации и Украины, а также были соблюдены международные обязательства России, касающиеся предельно допустимой численности контингента Черноморского флота по личному составу и боевой технике35. Украинские воинские части и штабы на территории Крыма были заблокированы, воздерживались от каких-либо действий и соблюдали нейтралитет до тех пор, пока Крым не вошёл в состав России и военнослужащие были поставлены перед выбором — эвакуироваться и продолжать службу на Украине или принять российскую присягу.

17 апреля 2014 года президент  России Владимир Путин также  признал, что российские войска  оказали поддержку крымским отрядам  самообороны при проведении референдума с целью сохранения мирной обстановки на полуострове и обеспечения условий свободного волеизъявления крымчан36.

22 февраля Верховная Рада  Украины объявила о самоустранении  от власти президента Виктора  Януковича, исходя из того, что  президент, по мнению Верховной Рады, неконституционным способом отказался от осуществления своих полномочий.

27 февраля Верховный Совет  Автономной Республики Крым проголосовал  за проведение в Крыму 25 мая 2014 года референдума «по вопросам  усовершенствования статуса и  полномочий» региона.

Согласно постановлению, на референдум должен был быть вынесен вопрос: «Вы за государственную самостоятельность АР Крым в составе Украины на основе договоров и соглашений? (да или нет)». Эта формулировка соотносилась с конституцией Крыма от 1992 года (впоследствии отменённой), в статье 9 которой значилось: «Республика Крым входит в государство Украина и определяет с ней свои отношения на основе  Договора и соглашений». В ней также определялось, что «Республика Крым на своей территории обладает верховным правом в отношении природных богатств, материальных, культурных и духовных ценностей, осуществляет свои суверенные права и всю полноту власти на данной территории». Впоследствии дата проведения была перенесена на 30 марта 2014 года.

2 марта спикер крымского парламента Владимир Константинов заявил, что основная цель референдума — переход Крыма из режима автономии в режим самостоятельного государства, и на этом основании планируется строить отношения с центральной властью на договорных началах.

6 марта было объявлено, что референдум будет проведён на всей территории Крыма (включая город Севастополь) и на обсуждение будет вынесен вопрос о будущем статусе Крыма, предполагающий выбор одного из двух вариантов ответа: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» или «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?». В тот же день постановление о проведении референдума вынес городской совет Севастополя.

Глава комиссии по проведению референдума Михаил Малышев сообщил 8 марта, что для проведения референдума будет открыто около 1,2 тыс. участков и будет образовано 27 территориальных избирательных комиссий.

Бюджет:

11 марта 2014 года председатель  Верховного совета Крыма Владимир Константинов сообщил, что референдум обойдется в 16 млн. гривен. 12 марта 2014 года первый заместитель председателя совета министров Крыма Рустам Темиргалиев сообщил, что на проведение референдума потребует $1,2 млн. (11 миллионов гривен), которые поступят из бюджета АР Крым.37

Избирательное право:

6 марта Центральная избирательная  комиссия Украины поручила заблокировать  доступ к базе данных Государственного  реестра избирателей для органов  Госреестра АР Крым и Севастополя. 7 марта глава комиссии по проведению общекрымского референдума Михаил Малышев сообщил, что блокировка Госреестра не помешает проведению референдума и что планируется напечатать более 2 млн 200 тыс. бюллетеней.38

По словам председателя комиссии по проведению референдума Михаила Малышева, было напечатано около 1,5 млн бюллетеней (в АРК зарегистрированы 1 534 815 избирателей).39

Постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 6 марта 2014 и решением городского совета г. Севастополь от 7 марта 2014 года было установлено, что правом голоса на референдуме обладают только граждане Украины, достигшие на день голосования возраста 18 лет и зарегистрированные в соответствующей административно-территориальной единице, что не давало возможности гражданам России, проживающим на территории Крыма, принять участие в референдуме.40

По словам председателя Городской избирательной комиссии города Севастополя Валерия Медведева, правом голоса для участия в референдуме обладают более 300 тысяч жителей Севастополя.41

Формат проведения:

6 марта Верховный Совет АР Крым принял «Временное положение о республиканском (местном) референдуме в Автономной Республике Крым». 7 марта Севастопольский городской совет утвердил «Временное положение о референдуме в городе Севастополе».42

Во Временном положении указано, что подсчёт голосов участников референдума осуществляется открыто и прозрачно. Граждане имеют право осуществлять наблюдение за голосованием на референдуме и подведением его итогов. Также говорится, что комиссия по проведения референдума «регистрирует официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций, республиканских организаций, объединений граждан, общественных организаций».43

11 марта Верховный совет  АР Крым опубликовал порядок  аккредитации СМИ для освещения  референдума. В нём указывалось, что журналист аккредитованного СМИ обязан «объективно информировать аудиторию своего СМИ о ходе голосования, в своей профессиональной деятельности использовать документально подтвержденные факты, соблюдать общепризнанные нормы журналистской этики, а также не распространять материалы негативного характера».44

13 марта в Крыму и  Севастополе началась работа  участковых комиссий. День 15 марта  был объявлен в республике  днём тишины, и предвыборная агитация  в этот день не велась.

Информация о работе Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне