Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе научно теоретического и практического анализа форм прямого волеизъявления, попытаться выявить особенности данного института.
Задачи:
1. Исследовать различные теоретические подходы к реализации форм прямого волеизъявления;
2. Раскрыть
3. Изучить практику применения форм волеизъявления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне…………………………………………………………………………….3
1.1 Местный референдум………………………………………………………..7
1.2 Муниципальные выборы…………………………………………………….9
1.3 Публичные слушания, опрос граждан, собрания, конференции граждан……………………………………………………………………….13
1.4 Народная правотворческая инициатива……………………………………16
1.5 Обращение граждан в органы местного самоуправления………………..17
1.6 Территориальное общественное самоуправление………………………...18
Глава 2. Практика реализации на примере местных референдумов…...21
Заключение……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы…………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Референдумы.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:

  1. формы прямого волеизъявления обязательного характера – это формы, которые позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы);
  2. формы прямого волеизъявления рекомендательного характера – это формы, которые способствуют выявлению общественного мнения населения по поводу осуществления местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. Такими формами являются территориальное общественное самоуправление, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, конференции жителей по вопросам местного значения, опросы общественного мнения, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. д.

 

    1. Местный референдум.

 

Высшим непосредственным выражением воли населения является местный референдум. Местный референдум – это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления , признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме .

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) устанавливает следующие принципы проведения местного референдума: 1

1) участие в референдуме является  всеобщим и равным;

2) голосование осуществляется непосредственно  и добровольно;

3) контроль за волеизъявлением  граждан не допускается.

В соответствии Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

В уставах муниципальных образований приобретают конкретное определение следующие вопросы: порядок сбора подписей жителей данного муниципального образования под требованием о проведении местного референдума; необходимое количество такого рода подписей; порядок создания, права и обязанности соответствующих инициативных групп населения; сроки назначения местного референдума.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления и являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Принятые на местном референдуме решения и итоги голосования подлежат официальному опубликованию.

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

  1. о прекращении, продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов либо об отсрочке указанных выборов;
  2. о персональном составе органов местного самоуправления;
  3. об избрании депутатов и должностных лиц местного самоуправления, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и на освобождение от должности;
  4. о принятии или об изменении местного бюджета, об исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
  5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Субъектами выдвижения инициативы о проведении местного референдума являются:

  1. группа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме;
  2. избирательные или иные общественные объединения, имеющие право на участие в муниципальных выборах или в местном референдуме;
  3. представительный орган муниципального образования и глава местной администрации (при условии совместной инициативы).

 

1.2  Муниципальные выборы

 

Определение понятия "муниципальные выборы" в действующем федеральном законодательстве отсутствует. Этот термин был введен в юридическую практику Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", хотя в глоссарии названного Федерального закона определение отсутствует.2

Муниципальные выборы, так же как и местный референдум, являются высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования. Их значение определяется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы местной власти и получают свои полномочия главы местной администрации. В ходе избирательной кампании граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяется процесс организации выборов органов местного самоуправления и выделяются следующие стадии:

1) назначение выборов;

2) образование избирательных округов  и участков, формирование избирательных  комиссий, составление списка избирателей;

3) выдвижение и регистрация кандидатов  для избрания в органы местного  самоуправления;

4) проведение предвыборной агитации;

5) голосование;

6) определение результатов выборов.

Жители муниципальных образований имеют возможность отзыва избранных ранее депутатов и должностных лиц местного самоуправления, не оправдавших доверие избирателей.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г., голосование жителей по отзыву депутата и выборного должностного лица местного самоуправления возможно при двух условиях: 3

1) в судебном порядке должны  быть доказаны конкретные противоправные  решения или действия (бездействия) депутата (причем депутату должна быть предоставлена возможность дать избирателям объяснения по поводу выдвигаемых обвинений);

2) за отзыв депутата должно  проголосовать не менее половины  избирателей, зарегистрированных в  муниципальном образовании.

Ряд особенностей, присущих исключительно муниципальным выборам:

  1. Избирательными правами при муниципальных выборах могут обладать иностранцы. Однако в настоящее время возможность участия иностранцев в муниципальных выборах остается в значительной мере потенциальной, поскольку соответствующих международных договоров, за исключением Договора о союзе Беларуси и России, не заключено.
  2. Участие в муниципальных выборах военнослужащих имеет свою специфику. В статье 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав: «установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, если до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей».4Цель данной - защита прав "коренного" населения муниципальных образований.
  3. При проведении муниципальных выборов, в отличие от иных выборов допускается досрочное голосование. Избиратель, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, вправе проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 4-15 дней до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования).
  4. В соответствии со ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации" при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления со средней нормой представительства менее 10 тыс. человек законом субъекта Федерации может быть установлен порядок выдвижения кандидатов, не предусматривающий сбор подписей в поддержку кандидата. При этом названный Федеральный закон не накладывает каких-либо требований к указанному особому порядку.5
  5. При проведении муниципальных выборов, в отличие от иных выборов, допускается безальтернативное голосование. Согласно ст. 38 вышеназванного Федерального закона законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено проведение на выборах муниципальных депутатов голосование по одной кандидатуре в случае, если ко дню голосования в избирательном округе останется только один кандидат. Такой кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, участвовавших в голосовании.

При ненадлежащем исполнении своих функций выборными лицами местного самоуправления население может применить к ним определенные меры воздействия.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" институт отзыва выборных лиц местного самоуправления определен как обязательный. Процедура отзыва должна базироваться на нормах о проведении местных референдумов, хотя и не должна быть полностью идентичной ей.

В качестве федеральных гарантий законности и демократичности процедуры установлено, что:

  1. основанием для отзыва выборного лица местного самоуправления "могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае подтверждения в судебном порядке";
  2. процедура отзыва должна обеспечивать отзываемому лицу "возможность дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва";
  3. отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в соответствующем избирательном округе избирателей.

Основанием для отзыва выборного лица "могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае подтверждения в судебном порядке". Таким образом, речь идет исключительно о ситуации нарушения каких-либо предписаний, установленных законодательно.

Однако Конституция РФ не определяет столь жесткие рамки. В статье 46 говорится о возможности обжалования в суд решений и действий, а равно бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления. Из данной конституционной нормы не следует, что обжалуемые решения или действия (бездействие) не могут относиться к кругу вопросов, обязательство по решению которых соответствующий орган или лицо взяли на себя добровольно, например, в рамках агитационной кампании. Кроме того, суд обладает не только полномочием по установлению соответствия или несоответствия решений и действий (бездействия) требованиям нормативных правовых актов, но и полномочием по установлению юридически значимых фактов.

Таким образом, обжалование в суд решений или действий (бездействия), не являющихся противоправными, следует признать допустимым. При этом, однако, суд может лишь установить факт несоответствия действий лица добровольно принятым на себя обязательствам. Решение же о понуждении лица как представителя власти к действиям, которые он осуществлять не обязан, с точки зрения нормативных актов об организации местного самоуправления, недопустимо.

Неисполнение предвыборной программы может быть обжаловано в суд, но основанием для отзыва служить не может.6

 

    1.  Публичные слушания, опрос граждан, собрания, конференции граждан

 

Определение понятия "собрание" в действующем законодательстве отсутствует. Наиболее очевидным представляется определение собрания как мероприятия, характеризуемого личным совместным присутствием лиц, обладающих общими интересами, проводимого в целях выработки предложений по совместным действиям для реализации и защиты указанных интересов.7

Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а когда оно является элементом территориального общественного самоуправления - в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.8

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Собрание граждан принимает решения во вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов с направлением письменного ответа.

Информация о работе Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне